Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 29.04.2015

Статья просмотрена: 488 раз

Библиографическое описание:

Истратова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы) / Е. А. Истратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1064-1068. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17960/ (дата обращения: 16.11.2024).

По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т. е. 4,5 % всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В ГБУ «КРОЦ», в котором я работаю третий год, обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Его посещают дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с различными нарушениями психической деятельности. У всех установлена инвалидность.

Хочу предложить вашему вниманию здоровьесберегающие технологии, которые я использую в работе с детьми с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

I. Воспитательно-образовательные занятия пропагандирующие здоровый образ жизни. Проводятся такие занятия — 1 раз в неделю. Одно из таких занятий я предлагаю вашему вниманию. Беседа-диалог «Чистота — залог здоровья»

Цель: расширить и конкретизировать представления о предметах личной гигиены.

Задачи: закреплять названия предметов личной гигиены, их назначение; формировать привычку ежедневно чистить зубы; учить бережному отношению к своему здоровью.

Ход беседы. I.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

II. Вводная часть. Представьте себе людей, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Эти люди перестали бы чистить обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Можно ли назвать таких людей красивыми? Здоровыми? Люди, которые всегда следят за своей чистотой, имеют опрятный вид и никогда не болеют, а если болеют, то очень редко.

III. Основная часть. Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о том, как сохранить свое здоровье, соблюдая чистоту своего тела, чистоту в квартире, чистоту на улице, в природе. Отгадайте загадку: Полон хлебец белых овец. (Зубы)

Что помогает нам переваривать пищу? Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6–7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10–11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянным. Если человек потеряет постоянный зуб — новый на его месте уже не вырастет.

Стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы»…

Как у нашей Любы разболелись зубы…Слабые, непрочные, детские, молочные...

Целый день бедняжка стонет, прочь своих подружек гонит:

Мне сегодня не до вас! Мама девочку жалеет, Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз. Папа Любочку жалеет, из бумаги куклу клеит,

Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять?

Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб был поврежден, в нем дырка) Почему появилось повреждение? (Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Зуб — это живой орган. Дырка в зубе — всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам — сердцу, почкам. Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу) Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми? Что вредно для зубов? Вредно: грызть орехи; есть очень холодную и очень горячую пищу; есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).

IV. Физминутка: Я хочу вам дать совет, вам решать, где да, где нет. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет говорите дружно: нет.

Постоянно нужно есть для зубов для ваших фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу… Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный, лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад… Это правильный совет? Нет!

Практикум «Чистка зубов» Как надо ухаживать за зубами? После каждой еды полоскать рот, yтpoм и вечером чистить зубы. Что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами? (зубная щётка, паста) Как правильно чистить зубы? Вы позавтракали вкусно? Зубы вам почистить нужно. В руку щёточку возьмем, зубной пасты нанесем. И за дело взялись смело, зубы чистим мы умело: сверху вниз и справа влево. Снизу — вверх и снова влево. Их снаружи, изнутри ты старательно потри. Чтоб не мучиться с зубами, щётку водим мы кругами. Зубы чистим осторожно, ведь поранить десны можно...А потом что? А потом зубы мы ополоснем. Нам понадобиться кружка...Улыбнемся-ка друг дружке, поработаем умело, чтобы зубки стали белы!

V. Итог. Заканчивая разговор о зубах, хочется дать очень хороший совет: как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты — очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое: К стоматологу идем в год два раза на прием. И тогда улыбки свет сохранить на много лет.

II. Еще одно направление это двигательно-речевыефизминутки-разминки.

Дети с ОВЗ быстро утомляются, в связи с этим снижается и без того неустойчивое внимание. Одним из самых эффективных способов, улучшения общего состояния детей, смены деятельности, считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одного вида деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность. Всем нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, что эти движения просты, доступны и интересны каждому ребенку. Разучиваем физминутки во время перерывов между уроками и на прогулках, для того, чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

1.      Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем, а потом к себе прижмем, а потом их разведем, а потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей.

2.      Разминая поясницу — мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись — на соседа оглянись. Чтобы стать еще умнее мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два закружилась голова. Раз, два, три, четыре пять ноги надо нам размять. Напоследок, как известно как всегда ходьба на месте.От разминки польза есть? Что ж пора тогда на место сесть.

III. Упражнения для глаз. Для того, чтобы детям были более понятны цели проводимых упражнений, на воспитательском часу я познакомила с понятием «Зрение. Глаза — наши помощники». Если упражнения сопровождаются стихами, то не требую, чтобы все дети их обязательно проговаривали. Главное — движения глаз!

Солнышко с тучками в прятки играло. Солнышко тучки-летучки считало: серые тучки, черные тучки, (смотреть глазами вправо — влево). Легких — две штучки, тяжелых — три штучки. (смотреть глазами вверх -вниз).Тучки попрятались, тучек не стало. (закрыть глаза ладонями).Солнце на небе вовсю засияло. (поморгать глазками)

IV. Пальчиковая гимнастика. Для категории детей, с которой я работаю держать в руках карандаш или кисточку — большой труд. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Она оказывает комплексное воздействие, поэтому используется ежедневно. Примеры используемых упражнений: Упражнение «Замок». Пальцы сплетём и замок мы получим. Повторим еще, и получится лучше (ладони прижаты друг к другу, пальцы переплетены)..

Упражнение «Дождик». Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить! (подушечки правой (левой) руки прижать к столу; попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино)

Упражнение «Моя семья». Раз, два, три, четыре! (хлопки в ладоши). Кто живет в моей квартире? (сжать, разжать кулачки). Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши). Всех могу пересчитать (сжать, разжать кулачки). Папа, мама, брат, сестренка (поочередно соединять кончик каждого пальца с большим). Кошка Муся, два котенка, мой щегол, сверчок и я — вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).

V. Дыхательные упражнение используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические — сопровождаются движениями.

Цель: активизация работы отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка.

Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы: «надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии, рычание медвежат (сделать вдох носом, на выдохе пробно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа).

VI. Релаксационные упражнения широко использую в своей работе упражнения на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, например, упражнение «Олени» — поднять руки вверх, изображая рога, напрячь, а потом «бросить». Очень нравятся детям элементы музыкотерапии. Особенно такие её формы, как работа под тихую инструментальную мелодию. Часто ребята просят включить музыку. Выкладывая на твердую поверхность, согласно ортопедическому режиму, они занимают позицию слушателя. Это помогает им снять эмоциональное напряжение, расслабиться. Для прослушивания предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния использую: произведения классического барокко, пьесы, темп которых составляет примерно 60 долей в минуту: «Канон» Пахельбеля, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, «Адажио» Альбинони. Отдельно хочется отметить африканскую трансовую музыку. Её темп — 480 ударов в минуту, близок к частоте нормальных альфа–ритмов мозга в состоянии покоя.

VII. Гимнастика мозга. Во внеурочное время мы учимся рисовать двумя руками одновременно. Сначала мы рисовали горизонтальные дорожки, потом — столбики, на следующем занятии мы «открыли Мастерскую ёлочных украшений». Накануне Нового года дети нарисовали ёлочки и украсили их игрушками. Получившиеся рисунки всем очень понравились, а сама работа по рисованию двумя руками одновременно принесла детям большое удовольствие. Данная работа служит хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлена на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности.

VIII. Гимнастика после сна. Промежутки между занятиями составляют 5–10 мин, этого недостаточно для отдыха ребенка и переключения с одного вида деятельности на другой, Поэтому дневной сон является одним из важных режимных моментов в нашем центре.

После дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Комплекс № 1 Лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5–6 упражнений

1.      «Потягивание» и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед; и.п. — выдох (4–6 раз)

2.      Поворот головы вправо, влево. Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток. Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

3.      «Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

4.      «Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. (5 раз сначала умеренно, затем быстро).

Комплекс№ 2.Проснись дружок, и улыбнись, с боку на бок повернись и в медвежонка превратись (поворачиваются направо, затем налево).Медвежата в чаще жили, головой своей крутили! Вот так. Вот так головой своей крутили (повороты головой).

Вот мишутка наш идет, никогда не упадет. Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ. (имитация ходьбы: лежа на спине, ноги согнуты к коленях).Мед медведь в лесу нашел — мало меду, много пчел (махи руками). Мишка по лесу гулял, музыканта повстречал. И теперь в лесу густом он поет под кустом. Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох, на выдох: «М-М-М». Были медвежатами, станьте же ребятами.

В результате такого подхода к этому режимному моменту видим: пробуждение проходит безболезненно для ребенка; он легко включается в игровые упражнения; получает положительный эмоциональный настрой; легко переходит к игровой деятельности.

VIV. Подвижные игры. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр учитывается характер и глубина дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальная реакция на физическую нагрузку. На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения. Самые популярные среди детей игры:

Игра «Узнай по голосу» Количество игроков — 5–10 человек. Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая: мы немножко порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай, кто назвал тебя, узнай. С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить. Во время игры следует соблюдать полную тишину. Водящий закрывает глаза или надевает повязку.

Игра «Запрещенный цвет» Количество игроков — 6–8 человек. Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур. Для игры необходимо 30–40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники). По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета или формы. Необходимое условие — поле для игры должно быть достаточно большим, чтобы дети не сталкивались.

Игра «Что пропало» Оптимальное количество игроков — 5–10 человек. Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти. Для игры необходимо несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

На игровой площадке ведущий раскладывает 4–5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

Игра «Узнай друга» Количество игроков — 8–12 человек. Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве. Для игры понадобятся повязки на глаза, т. к. одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

Игра «Голуби» Количество игроков — 2–10 человек. Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера. Перед игрой изготавливаем бумажных «голубей» или самолетики. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше или соревнуются со взрослыми.

Игра «Мяч по кругу» Количество игроков — 5–10 человек. Цель: развитие внимания и точности движений. Для игры понадобится волейбольный мяч или воздушный шар.

Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

X.Индивидуальная работа с малоподвижными детьми. Проводится индивидуальная работа с малоподвижными детьми. Детей на колясках побуждаем к прямохождению: постоим держась за поручень, походим, посчитаем шаги. Сегодня сделали два шага, а завтра три. Приседаем держась за поручень. Ходим между брусьями.

XI. Спортивные праздники. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение родителей в коллективные дела группы и класса. Дети с ОВЗ часто не могут выполнить в полном объеме какие — то действия. Иногда им не хватает волевых усилий, развития мелкой моторики и ручных навыков. В таких случаях я обращалась за помощью к родителям организации и проведении физкультурных досугов и праздников. Общие коллективные дела не только позволяют реализовать поставленную задачу, но и сплачивают взаимоотношения между детьми и родителями, родителями и школой. Воспитанники испытывают чувство гордости за своих мам и пап, а родители радуются успехам своих детей. На физкультурных праздниках дети пробуют свои силы в нетрадиционных видах спорта. Проводятся «Дни Здоровья», дни, приуроченные к памятным датам: «День защиты Отечества», «Праздник Победы», «День защиты детей».

В заключении хочу отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование на практике, позволяет нам сохранить здоровье наших детей и учат их заботиться о себе. Самое главное для человека в жизни — это его здоровье. Ведь недаром, испокон веков известна фраза «В здоровом теле — здоровый дух!» это, действительно так, ведь, если Вы здоровы, значит у Вас — прекрасное настроение и спорится любое дело. А потому от всей души желаю Вам самого наикрепчайшего здоровья! Спасибо за внимание!

 

Литература:

 

1.      Гуровец Г. В., Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике. — 2002.- № 1.

2.      Дмитриев, А. А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида / А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. — 1999. — № 4. — С. 30–44.

3.      Капустин Н. П. Технологии воспитания. В кн.: Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. 208 с

4.      Крупенчук О.И «Развиваем мелкую моторику». ООО издательский дом «Литера» Санкт-Петербур г 2002 год.

5.      Летуновская, С. В. О необходимости проведения специальной работы с умственно отсталыми детьми по формированию у них здоровьесберегающего поведения [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/55476/Basilova_Sbornik_Letunovskaya.pdf. — Дата доступа: 03.01.2014.

6.      Фомина О. В. Сформированность представлений по компонентам здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Основные термины (генерируются автоматически): зуб, ребенок, игра, игровая площадка, рука, упражнение, III, игрок, раз, глаз.


Похожие статьи

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы воспитателя детского дома)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников через организацию работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок»

Данная статья может заинтересовать инструкторов по физической культуре, воспитателей дошкольных учреждений.

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы воспитателя детского дома)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников через организацию работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок»

Данная статья может заинтересовать инструкторов по физической культуре, воспитателей дошкольных учреждений.

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Задать вопрос