Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную культуру. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом данного исследования является подтверждение факта, касающегося культурной глобализации. Выводами статьи могут послужить предложения по замедлению процесса глобализации культуры.
Ключевые слова:глобализация, культура, межкультурная коммуникация, массовая культура, цивилизационная миссия, культурный империализм, языки.
Неслучайно XXI век характеризуется как время перемен. Можно охарактеризовать это время как эпоху глобализации. Причиной данному феномену стало тесное взаимодействие стран, государств и народов. Они перестали развиваться изолированно и индивидуально. Событие, произошедшее в какой-либо стране, за считанные минуты получает отклик во всем мире. Одной из причин этого стало стремительное развитие средств коммуникации. Так что же такое “глобализация”? Формулировка данного определения весьма проста и понятна. Глобализация — это процесс интеграции государств и народов в различных областях деятельности. Интеграция национальных экономик, создание единых политических систем, развитие науки в планетарном масштабе, появление международных образовательных систем, унификация культуры — все это характерные черты глобализации.
Сближение государств, единство человечества, развитие экономики (удешевление производства, разработка новых технологий). Бесспорно, это положительные последствия глобализации. Но, к сожалению, отрицательных последствий глобализации больше. Говоря об этом процессе, нельзя игнорировать следующие ее последствия: насаждение единых стандартов, препятствия для развития отечественного производства, игнорирование специфики и традиций, рост национализма в экономически слабых странах [4].
Но что же такое глобализация культуры?
Первые наблюдения, относящиеся к глобализации культуры, можно обнаружить в работах социальных антропологов. Например, Б. К. Малиновского (1884–1942) и А. Р. Рэдклифа-Брауна (1881–1955). В ходе полевых исследований на Полинезийских островах они столкнулись с явлениями культурного контакта, столкновения автохтонных культур с западной культурой и с возникающим на этой основе культурным конфликтом. Все это особенно ярко проявилось в колониальных странах, где культурные образцы, импортированные из Европы, зачастую навязывались силой. Местный образ жизни, связанные с ними нормы и ценности, обычаи и традиции, религиозные верования, правила и образцы семейной жизни, стиль одежды, характер пищи, потребления и прочее — все это подлежало разрушению. Местные культуры, по крайней мере, внешне, уподоблялись культуре Запада [5].
Такая ситуация вызывала две различные реакции со стороны антропологов. Одни, приверженные духу этноцентризма, бывшего естественной идеологией колониальных держав, рассматривали это явление в качестве «цивилизационной миссии», которая вытесняет пережитки варварства и язычества, распространенные среди диких и примитивных народов. Другие брали на вооружение профессиональную идеологию культурного релятивизма и толерантности. Они представляли культурную экспансию Запада в совершенно ином свете, а именно как “культурный империализм”. Именно он приводит к разрушению и уничтожению автохтонных культур коренных народов, к утрате обществами, подвергнутыми колонизации, своей культурной автономии и в целом к сужению поля культурных ценностей, которыми располагает человечество. Первые рассматривали прогрессирующую униформизацию культуры как победу цивилизации, вторые — как поражение, нанесенное многообразию, разносторонности и многокрасочности культурного мира [6].
Навязывание культурных образцов силой, как результат прямого завоевания или военно-политического давления, имеет место, разумеется, не только в отношении колоний. В истории можно встретить немало ситуаций такого рода. Например, акции германизации и русификации на польских землях в период разделов Польши. Например, навязывание после Второй мировой войны странам Восточной и Центральной Европы определенных культурных образцов, которые в те времена назывались образцами “социалистической культуры”. Подобный характер имеет господство Китая над Тибетом, не скрывающее своего намерения уничтожить буддийскую религию и местные тибетские культуры [7].
Глобализация стала одной из причин радикальных изменений в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурами. Она понизила статус народной культуры и элитарной культура. Она понизила статус культуры в целом. Именно об этом говорили такие выдающиеся личности как И. Кант, М. Вебер, Н. А. Бердяев и другие. Сегодня культура стала средством, которое способствует достижению жизненного успеха и материального благополучия. Параллельно глобализация возвысила массовую культуру, преобразив ее в один из главных элементов системы культуры постиндустриального общества [6].
Сегодня каждый человек имеет доступ в Интернет, имеет возможность смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и так далее. Эти средства массовой информации оказывают огромное влияние на всех людей. Нередко это воздействие оказывается негативным [1].
Во-первых, влияние массовой культуры может очень пагубно сказываться на умственном развитии людей. Примером является роман американского писателя Джерома Сэлинджера “Над пропастью во ржи”. Существуют факты, что многие убийцы известных людей были серьезно увлечены этой книгой. Например, убийца Джона Леннона заявил, что на страницах этой книги нашел зашифрованный приказ убить музыканта [2].
Во-вторых, массовая культура оказывает влияние на духовную жизнь общества в целом. Сегодня это воздействие отрицательно, потому что культура является бизнесом, средством зарабатывания денег. А о каком духовном развитии общества можно говорить в такой ситуации?
Любая информация может быть принята обществом или проигнорирована. Она может получить как положительные, так и отрицательные отзывы. К сожалению, все это приводит к дезорганизации общества. Массовая культура пытается свети на нет идейные вражды между священником и ученым, дворником и офисным рабочим, заставляя нас презирать, ненавидеть, верить и любить одно и то же. Телевизионные мелодрамы, комедии, детективы и боевики предлагают упрощенные модели поведения, проявляющиеся и в сюжете, и в репликах положительных героев. Массовая культура по-своему учит нас тому, что мы называем “вечные ценности” — гордиться родиной, любить родителей, уважать президента, создавать крепкую семью, вести правильный образ жизни. Нам преподносят все то, что будет составлять основу для жизни. Всю структуру “счастливой и успешной жизни” уже продумали за нас.
Каждый человек должен задумываться над тем, что ему преподносит сегодняшняя массовая культура. Современные писатели, режиссеры абсолютно не чувствуют ответственности перед потребителями, поэтому штампуют товары, не задумываясь об их содержании, с целью получить как можно больше денег.
Но какие же последствия несет за собой культурная глобализация?
Во-первых, это исчезновение малых культур. Это является одним из главных факторов, которые ведут к оскудению культурного многообразия. Важность этой проблемы стоит наравне с исчезновением большего количества животных и растений на планете.
Во-вторых, это унификация культуры. Сегодня культура приобретает единые формы и стандарты. Культурный мир становится шаблонным. И этот шаблон берется по образу и подобию определенной культуры.
В-третьих, это потеря самобытности и индивидуальности. Например, культура ацтеков и майя сохраняла свою самобытность до XV века, пока не была уничтожена европейцами.
Жизнеспособность такого мира также ставится под сомнение: существует теория, согласно которой глобализационный процесс непременно приведёт к потере устойчивости культурного развития человечества.
Возникающая глобальная культура не обладает всем тем, чем обладали культуры прошлых эпох — это исторической памятью, скреплённой этнонациональными и религиозными смыслами, которые передавались из поколения в поколение, обеспечивая преемственность в развитии и создавая условия для культурной идентичности. Утрата всех этих безусловных ценностей компенсируется ли благами и ценностями глобализации?
Итак, глобализация является причиной двух диаметрально противоположных процессов. С одной стороны, она является ключом к открытию ценностей различных национальных культур. Она содействует их взаимообогащению. С другой стороны, она ведет к стандартизации культуры разных народов мира.
Литература:
1. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”.– Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.
2. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”.– Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.
3. Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.
4. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.
5. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”.– Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.
6. Цирлина Л. Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер”? // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_04.htm [20.04.15].
7. Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org [20.04.15]
8. Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. — М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.
9. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.