Для того, чтобы интернет-магазин мог успешно конкурировать, необходимо рассчитать расходы на открытие и организацию его работы, а также определить экономическую эффективность. Чтобы сэкономить на разработке интернет-магазина и избежать потерь при его работе, необходимо составить бизнес план, благодаря которому можно создать интернет-магазин.
Бизнес-планирование использует комплексный подход, охватывающий все аспекты бизнеса: маркетинг, финансы, организационные вопросы и т. д. [4].
Благодаря инвестиционной деятельности можно обеспечить развитие компании. Она направлена на освоение новых видов продукции, увеличение контролируемой доли рынка, выход на новые рынки, повышение качества продукции, и т. д.
Существует несколько форм инвестирования: приобретение целостных имущественных комплексов (такое инвестирование может быть осуществлено путем приобретения контрольных или блокирующих пакетов акций компании, позволяющих контролировать ее активы и все ключевые управленческие решения), создание новых проектов(Новый проект может быть создан в виде самостоятельного юридического лица, филиала или подразделения) и модернизация (эта инвестиционная операция связана с приведением активной части основных средств компании в состояние, соответствующее современным требованиям в плане технологии, качества продукции, производительности, и т. д.).
В случае привлечения таких инвестиций необходимость создания бизнес-плана обусловлена тем, что внешние инвесторы должны получить полное представление о предлагаемом им инвестиционном проекте, его масштабах, плане маркетинга, планируемых экономических показателях, команде менеджеров, которая будет его реализовывать.
Сегодня довольно часто можно встретить новичков, которые пытаются реализовать свои интернет-магазины в Сети. Именно новички размещают пробные интернет-магазины предлагаемых услуг и товаров, в результате чего посетители путаются, теряются и могут покинуть ресурс. Один раз, попав на такой сайт, требовательные пользователи уже туда не вернутся.
Поэтому следует классифицировать предложения по разделам на ранних этапах развития сайта. Расстановка предлагаемых товаров и услуг на категории должна осуществляться как минимум по трём критериям — наименование, фирма-изготовитель (страна, марка изделия и так далее) и цена.
Также каждое предложение на сайте должно сопровождаться фотографическим изображением и набором паспортных технических характеристик.
Для «быстрого старта» интернет-магазина в наиболее простом варианте, не нужны отдельные офисные помещения, склады, выделенные Интернет-сервера. Для этого достаточно иметь комнату в квартире или дополнительный стол в офисной комнате, арендой виртуального хостинга, а товар забирать со складов поставщиков [1; 3].
Стоимость создания интернет-магазина складывается из следующих составляющих: затраты на оффлайн, затраты на онлайн, постоянные ежемесячные затраты.
Затраты на оффлайн:
1) организационные расходы — 15 000 руб., включающие расходы по регистрации предприятия в форме ООО, расходы на открытие расчетного счета в банке, внесение минимального уставного капитала;
2) закупка компьютеров и оргтехники для организации рабочих мест (2 рабочие станции, лазерный принтер, кассовый аппарат) — 30 000 руб.;
3) монтаж локальной сети и настройка оборудования — 5 000 руб.;
4) настройка программного обеспечения — 2 000 руб.;
Итого, затраты на оффлайн — 52 000 руб.
Затраты на онлайн складываются из следующих компонентов:
1) регистрация домена в зоне RU — 500 руб.;
2) хостинг на надежном, быстром сервере, 500 Мб, неограниченный трафик, PHP, MySQL, на год — 1500 руб.;
3) разработка «двигателя» интернет-магазина — 8 000 руб. В стоимость входит дизайн, проектирование, программирование, наполнение товарами, размещение в интернете.
Итого, затраты на онлайн — 10 000 руб.
Постоянные ежемесячные затраты:
1) расходы на бухгалтерское сопровождение — 4 000 руб. в месяц;
2) аренда офиса или комнаты — 15 000 руб. в месяц (помещение площадью около 30 кв. м);
3) ежемесячная плата за телефонные линии, доступ в Интернет, продление аренды домена и хостинга (через год) — около 4 000 руб. в месяц;
4) реклама в Яндекс Директ — 3 000 руб. в месяц;
5) реклама в Яндекс.Маркет — 3 000 рублей в месяц;
6) реклама в Рамблер.Покупки — 2 000 руб. в месяц.;
7) другая онлайновая и офф-лайновая реклама — 3000 руб. в месяц;
8) поддержка и развитие сайта интернет-магазина — 3000 руб. в месяц;
9) офисные расходы (расходные материалы для оргтехники, канцелярские товары и пр.) — 1 500 руб. в месяц.
Итого, постоянные ежемесячные затраты — 38 500 руб. в месяц.
На первом этапе, владелец магазина может совмещать функции контент-менеджера (менеджера, отвечающего за наполнение интернет-магазина товарами, новостями, полезной информацией и пр.), менеджера по заказам, администратора интернет-магазина, менеджера по закупкам, бухгалтера и даже курьера. Со временем на эти должности желательно нанимать отдельных исполнителей. В качестве альтернативы найму собственных курьеров, можно использовать специальные курьерские службы для доставки товаров по городу, области и России [5].
В целом, минимальные затраты на открытие магазина могут составить 10 000 руб. Это очень приблизительная смета затрат и при расчете бизнес-плана реального интернет-магазина данные цифры могут корректироваться.
Чтобы выйти на уровень окупаемости, интернет-магазин должен обеспечить уровень чистой прибыли не менее, чем сумма ежемесячных затрат плюс необходимо покрыть первоначальные затраты на открытие магазина. Также нужно учитывать налоги (если интернет-магазин работает официально) и непредвиденные расходы.
Допустим, что средняя стоимость одного товара в магазине — 2 000 руб., а прибыльность — 20 %. Тогда для выхода на окупаемость, необходимо продавать около 100–150 товаров в месяц или 5–7 товаров каждый рабочий день. Учитывая, что в одном заказе может быть несколько товаров, такой объем заказов может обработать и один менеджер.
Чтобы в магазине продавалось 5–7 достаточно дорогих товаров в день, необходима посещаемость на уровне 100–200 уникальных посетителей в день. Этого можно добиться, оптимизируя магазин под поисковики, применяя методы раскрутки и оплачивая контекстную рекламу.
Таким образом, быстрый выход интернет-магазина на уровень окупаемости — задача вполне осуществимая.
Приведенный расчет представлен в таблице 1.
Таблица 1
Затраты на открытие интернет-магазина в 2014–2015 гг.
Статьи затрат |
Сумма, руб. в месяц |
Затраты на онлайн |
|
Регистрация домена в зоне RU |
500 |
Хостинг |
1 500 |
Разработка «двигателя» интернет-магазина |
8 000 |
Итого затраты на онлайн |
10 000 |
Затраты на оффлайн |
|
Организационные расходы |
15 000 |
Закупка компьютеров и оргтехники |
30 000 |
Монтаж локальной сети и настройка оборудования |
5 000 |
Настройка программного обеспечения |
2 000 |
Итого затраты на оффлайн |
52 000 |
Постоянные ежемесячные затраты |
|
Расходы на бухгалтерское сопровождение |
4 000 |
Аренда офиса |
15 000 |
Ежемесячная плата за телефонные линии, доступ в Интернет, продление аренды домена и хостинга |
4 000 |
Реклама в Яндекс.Директ |
3 000 |
Реклама в Яндекс.Маркет |
3 000 |
Реклама в Рамблер.Покупки |
2 000 |
Другая онлайновая и офф-лайновая реклама |
3 000 |
Поддержка и развитие сайта интернет-магазина |
3 000 |
Офисные расходы |
1 500 |
Итого постоянные ежемесячные затраты |
38 500 |
Налог на индивидуальную деятельность |
– |
Всего затрат: в руб. |
100 500 |
Данная таблица отражает начало деятельности интернет-магазина. Для того, чтобы данный бизнес приносил прибыль необходимо начать деятельность, т. е. продажу товара через интернет-магазин. Данный расчет предоставляет четкую картину деятельности интернет-магазина и свидетельствует об эффективном и перспективном бизнесе. Необходимо подчеркнуть, что создание удобного и эффективного сайта интернет-магазина является важной, но все же не главной задачей при организации бизнеса в интернете [6].
Для владельца бизнеса наиболее важными вопросами являются:
1) выбор ассортимента реализуемой продукции;
2) оптимизация затрат на создание и поддержание инфраструктуры магазина;
3) разработка рекламной стратегии, способов обеспечения конкурентного преимущества;
4) развитие.
Рынок Интернет-торговли в России во многих областях еще не перенасыщен товарными предложениями и конкуренция зачастую невелика. В тоже время, платежеспособных пользователей Интернета с каждым днем становится все больше и спрос на дешевые товары в интернет-магазинах с их стороны довольно значителен.
Проведя подробный анализ спроса и предложения, используя для этого результаты поиска Яндекс и статистику Яндекс Директ, можно найти выгодные товарные ниши, где спрос превышает предложение или предложение вообще отсутствует. Удачно выбранное направление может сделать магазин прибыльным. В свою очередь, неудачный выбор может привести к полному отсутствию заказов, несмотря на грамотную организацию и хорошую рекламу.
При создании сайта, можно отметить что организация интернет-магазина, по сравнению с организацией обычного магазина, имеет несомненные преимущества — б ыстрый старт, меньше первоначальных и постоянных затрат, быстрая окупаемость, более широкий круг покупателей [2].
Однажды созданный магазин требует постоянного развития и поддержки. Необходимо обновлять информацию о товарах, поддерживать активность на форуме, обмениваться ссылками, регистрировать магазин в каталогах и т. д., только в этом случае интернет-магазин сможет занять позицию успешного и прибыльного магазина.
Литература:
1. Бочкова Е. В., Пищулина Д. С. Анализ рынка Интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 10 (93).
2. Бочкова Е. В., Пищулина Д. С. Расчет затрат на открытие и функционирование интернет-магазина // Эволюция научной мысли. Материалы V Международной научно-практической конференции (Уфа, 25 марта 2015 г.). — Уфа: Аэтерна, 2015. — Ч. 1.
3. Галкин В. Д., Бочкова Е. В. Интернет-магазин как современный институт хозяйствования // Проблемы современной экономики. Материалы XXII Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 23 декабря 2014 г.). — Ч.2.
4. Геронин Н. Малый и средний бизнес учится // Деловой мир. — 2004. — № 246.
5. Блинов А. О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. — М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2005.
6. Королев В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. — 2002. — № 4.