Экономическая природа импульсов взаимодействия кластера в шелковой промышленности Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 02.05.2015

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Маджидов, Ш. А. Экономическая природа импульсов взаимодействия кластера в шелковой промышленности Узбекистана / Ш. А. Маджидов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 658-661. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18022/ (дата обращения: 18.12.2024).

В данной статье на основе проведённого кластерного анализа даётся рекомендации по разработке и внедрения кластера в шелковой промышленности Узбекистана. При этом рекомендуется использование зарубежных опытов и его адаптации применительно к шелковой промышленности.

Ключевые слова:кластер, кластерная политика, кластерный механизм, шелкомотальные предприятия и шелковый комплекс.

 

Зарубежный опыт показывает, что кластерный подход признается как политика повышения конкурентоспособности как национальной, так и региональной экономике.

Стратегия долгосрочного развития шелковой промышленности предполагает рост ее конкурентоспособности, как в традиционных, так и в новых наукоемких секторах за счет превращения инновационных факторов в основной источник экономического роста. В этих условиях для регионов Узбекистана особую актуальность приобретает вопрос о новой региональной политике, базирующейся на инновационной модели экономического роста с опережающим развитием высокотехнологичных производств. Поскольку закономерным этапом эволюции технико-технологических и экономических отношений является формирование кластеров, то новой политикой регионального развития становится кластерная политика.

Анализ:Кластер, как экономическая агломерация взаимосвязанных предприятий отраслей такими как сельское хозяйства и шелковая промышленность, является точкой роста или важным фактором устойчивого экономического развития региона. Тем самым, кластерная политика, создает условия для активизации инновационной деятельности в реальном секторе экономики и его модернизации для формирования технологических лидеров.

Согласно современным общемировым экономическим трендам и приоритетам развития общества стратегической перспективой обеспечения устойчивости и конкурентоспособности территории становится экономическое развитие. Соответственно, возрастает роль экономическо-ориентированных кластеров в регионе. Такие кластеры, как правило, ориентированы на решение проблем повышения эффективности данных отраслей.

Важной особенностью кластера является сочетание конкуренции и кооперации между участвующими предприятиями. Тесные кооперационные связи между предприятиями в кластере приводят к положительным синергетическим эффектам, поэтому успех одной предприятий неотделим от общего успеха кластера.

В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией между отраслями — покупателями, поставщиками и родственным и отраслями. Конкуренция между предприятиями кластера может негативно повлиять на обмен информацией, так как каждый из них хочет пользоваться ею самостоятельно. Однако идея кластера заключается именно в том, чтобы обмен информацией между его участниками был взаимовыгоден. Возникновение кластеров объясняется передачей по технологическим цепочкам товаров с высокой потребительской ценностью, а также иных преимуществ высокой конкурентоспособности от предприятий — родоначальницы кластера к предприятиям-смежникам. Взаимного обмена можно достичь только в случае обоюдности экономических интересов, что заставляет кооперироваться смежные отрасли в одну технологическую цепь. Конкурентоспособность распространяется и вверх по технологической цепочке. Предприятия кластера заставляют поднять качество поставляемых им полуфабрикатов и тем самым вынуждают своих поставщиков также повысить свою конкурентоспособность [6].

В этой связи необходимо определить преимущества кластерного развития промышленности и возможность внедрения кластерной политики в шелковую промышленность Узбекистана.

При проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного рынка, поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности предприятий.

Кластерная политика уделяет ключевое внимание анализу местных рынков и предприятий не на базе природных ресурсов, а создаваемых факторов производства таких как, высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т. д.. При проведение кластерной политики учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности отраслей.

Проведение кластерной политики должен базироваться на организации взаимодействия между отраслями, бизнесом и научно-исследовательскими учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

Реализация кластерной политики необходимо направить на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого бизнеса, такими являются предприятий шелковой промышленности. Именно малые предприятия формируют во основной массе кластеры и кластерные инициативы — главные объекты проведения кластерной политики [1].

В промышленном комплексе текстильной отрасли Узбекистана шелковая промышленность играет важную роль. Это, безусловно, связано с наличием сырьевых ресурсов, обеспечивающих шелковых предприятий качественным сырьем, что в целом повышает конкурентоспособность производимой этой отраслью продукции [3]. Шелковая промышленность имеет ряд особенностей, которые положительно выделяют ее среди других отраслей и делают ее для Узбекистана важнейшей стартовой площадкой для начала высоких темпов экономического роста. Привлекательность шелковой промышленности обусловливается стабильной сырьевой базой, высоким качеством шелка-сырца, доступными ценами на энергоресурсы, недорогими квалифицированными трудовыми ресурсами, поддержкой и благоприятными условиями, созданными правительством республики [2].

Действующий механизм развития шелковой промышленности слабо стимулирует организацию и развитие предприятий по комплексной переработке шелка-сырца и увеличение добавленной стоимости в конечный продукт. Развития шелковой отрасли неразрывно связано от эффективной деятельности отрасли сельского хозяйства, где выращивают кокон как сырье для производства шелка-сырца. При качественной выращивание коконов выход шелка-сырца может составить 42–45 %. В настоявшие время это цифра колеблются в пределах 30–35 %.

Мировая практика показывает, что эффективной и конкурентоспособной может быть вертикально-интегрированная отрасль «четырех переделов»: сухие коконы — шелк-сырец — пряжа — шелковая ткань — готовое швейное изделие.

Не менее важная причина, сдерживающая развитие шелковой отрасли, — это техническая и технологическая отсталость шелковых предприятий от их зарубежных конкурентов. Сегодня стратегия шелковой отрасли в республике направлена на реструктуризацию, техническое и технологическое обновление предприятий, что подразумевает установку и использование высокопроизводительного, современного оборудования.

В настоящее время в состав шелковой отрасли входят 26 шелкоматальных, 4 шелкоткацких и по одному шелкопрядельных и ковроткацких предприятий. Мощность отрасли составляет следующее: шелк-сырец — 2200 тн; шелковая пряжа — 200 тн; шелковые ткани — 0,2 млн.кв.м.

Сведения об установленных мощностях шелкомотальных предприятий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Мощность установленного оборудования на шелкомотальных предприятиях

Виды оборудование

Страна произво­дитель

Кол-во серии и ловителей

Годовая мощность переработки сухих коконов, тн.

Годовая мощность производства шелка-сырца, тн.

Уд. вес мощностей

серия

ловители

1

FEIYU 2000 EX, FJ 2000 EX, FL-2000

КНР

64

29600

5526

1535

81,6

2

 KCC-RS-100

Корея

10

4000

864

240

3

GUNZE, NISSAN

Япония

13

2490

558

155

18,4

4

КМ-90, КМС -10, КС -10, СК-5

Узбекистан

25

3660

878

244

Всего

112

39750

7826

2174

100

Источник: Разработана авторами на основе данных ГАК «Узбекенгилсаноат».

 

Анализ таблицы показывает, что действующие мощности шелкомотальных предприятий сформированы за счет установленного оборудования, произведенного в КНР и Кореи 81,6 %; Японии и Узбекистане 18,4 %. Удельный вес оборудования, установленного на шелкомотальных предприятиях составляет: КНР — 71 %; Корея и Узбекистан по –11 % и Япония — 7 % [4].

На наш взгляд, для эффективного использования мощностей на шелкомотальных предприятиях необходимо следующее:

-          осуществить широкомасштабные модернизацию, техническое и технологическое обновление, оснащение высокотехнологическим оборудованием, внедрение современных научных достижений и прогрессивных инновационных технологий;

-          разработать долгосрочные прогнозы развития шелковой отрасли и на их основе осуществить диверсификацию отрасли;

-          на основе развития внутренней кооперации в отрасли развивать малый бизнес и предпринимательство, размещение предприятий во всех регионах, создание новых рабочих мест;

-          повышение уровня эффективного использования оборудования.

Осуществление вышеперечисленных мер будет способствовать эффективному использованию производственных мощностей на предприятиях отрасли.

Анализ деятельности шелковых предприятий показывает, что на их предприятиях заменяют оборудование не реже пяти-семи лет. Сравнивая тенденцию развития межотраслевой кооперации с машиностроением, когда Китай за последние 10 лет обновил парк шелкомотального оборудования на 86 % и на 100 % шелкоткацкого, можно с уверенностью утверждать, что продукция, которую выпускают отечественные производители на устаревшем оборудовании, пока не выдерживает конкуренции.

К причинам, связанным с низким уровнем инновационной и инвестиционной деятельности, можно отнести проведение недостаточной научно-исследовательских разработок в шелковой промышленности. Мировая практика показывает, что внимание к науке инновациям уделяется большое внимание.

Осуществление действий по созданию кластерного механизма в шелковой отрасли должно осуществляться поэтапно.

На первом этапе должны осуществиться следующие мероприятия:

-          анализ и диагностика кластерного механизма, раскрытие побудительных мотивов развития шелковой промышленности через создание кластера;

-          разработка механизма формирования кластера, включающего определение формы специализации и состава участников;

-          разработка структуры управления кластера и формирование механизма взаимодействия кластера с администрацией регионов и отраслей;

-          формирование кластера, т. е. системы финансово-кредитных отношений с потенциальными инвесторами и организационно-правовой базы;

-          определение оценки эффективности функционирования и стратегического развития кластера.

Второй этап будет основываться на освоении мощностей и развитии цепочек добавленных стоимостей в смежных отраслях: сельское хозяйства, шелкомотальные и шелкоткацкие производства, машиностроении, химической отрасли, а также транспортной инфраструктуры; интегрировании шелковой промышленности Узбекистана в мировой рынок, создании и продвижении торгового бренда «Узбекский шелк» [5].

Создание кластера — процесс объективный, однако большое значение имеет промышленная политика. С целью стимулирования объединительных процессов в кластере, привлечения бизнеса большое значение будут иметь разнообразные льготы, ускорение процесса получения кредитов разного рода инвестиции под кластерные проекты.

Заключение: Внедрение модели позволит обеспечить устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности шелкового производства. Кластеризация шелковой промышленности — это объективная необходимость для укрепления ее конкурентоспособности, поскольку именно кластеры представляют собой оптимальное сочетание рыночных возможностей саморегулирования экономики с возможностями государственного воздействия. Такой синергетический эффект способен выявить новые и укрепить традиционные «точки роста» шелковой промышленности, что в конечном итоге усилит конкурентоспособность ее в национальной экономике как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

 

Литература:

 

1.                  Яшева Г. А. Формирование кластерной политики как направление повышения конкурентоспособности национальной экономики [URL:http//innclub.info/index.php/text.]

2.                  Madjidov Sh., Pardayeva Z. Attracting foreign investment and increase export opportunity of Uzbekistan silk industry // The 8th Int’l Joint Conference “Green Growth Strategy of SMEs (Small and Medium sized Enterprises) In the New Silk Road Countries”. — Korean Association of Logos Management, Kumoh National Institute of Technology. 2010. June 3. [URL:http//ojs.journals.czindex.php/EJBE/article/view/138]

3.                  Madjidov Sh., Khakimov B. Viewpoints about potential stimulation and possibilities of investments on textile industry Uzbekistan. European journal of business and economics. Volume 6/2012 -22–24 page. [URL:http//ojs.journals.czindex.php/EJBE/article/view/138].

4.                  Маджидов Ш. А., Хакимов Б,Д. Кластерный анализ использования мощностей шелковой отрасли Узбекистана. Журнал Федерация. Россия 2014г. № 1–2.

5.                  Madjidov Sh., Khakimov B. About investment condition of silk branch. European Applied Sciences. Journal. ORT Publishing. Shtutgart, Germany. 2014 No. 7

6.                  Федоренко О. С. Активизация инвестиционной деятельности на основе кластерного подхода// Управление экономическими системами: электронный журнал. [URL:http//www.uecs.ru/marketing/item/237–2011–03–24–12–2016?pop= 1&print =1&tmpl=component.]

Основные термины (генерируются автоматически): шелковая промышленность, кластерная политика, предприятие, шелковая отрасль, Узбекистан, кластерный механизм, КНР, сельское хозяйство, шелковая промышленность Узбекистана, экономический рост.


Ключевые слова

кластер, кластерная политика, кластерный механизм, шелкомотальные предприятия и шелковый комплекс., шелкомотальные предприятия и шелковый комплекс

Похожие статьи

Кластеризация как способ адаптации сельскохозяйственных предприятий к условиям глобализации

Рассматривается понятие кластеризации предприятия, его механизма. Исследуется классификация предприятий области с помощью кластерного анализа по производству сельскохозяйственной продукции, определяется порядок их объединения, оптимальное количество ...

Оценка инновационного потенциала строительного предприятия

В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...

К вопросам развития строительной индустрии в сельской местности Узбекистана

В статье рассмотрены проблемы функционирование строительной отрасли экономики Республики Узбекистан. Проведен отраслевой анализ строительной индустрии в сельской местности, на основе выявленных проблем отрасли, предложены пути их решения в условиях р...

Зарубежный опыт применения стартовых культур при производстве колбас

В статье описывается одно из перспективных направлений мясоперерабатывающей промышленности, а именно, стартовые культуры. Приведены различные разработки использования стартовых культур, которые активно используются при производстве колбас.

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Развитие интернет-технологий в геомаркетинге

В статье представлены результаты исследования предпосылок и направлений развития интернет-технологий в геомаркетинге. Выявлены особенности геомаркетинга на макро-, мезо- и микроуровне, проведен отраслевой анализ использований интернет-технологий в да...

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона

Одним из эффективных механизмов привлечения частного капитала в регион является формирование отраслевых кластеров. В работе авторами рассмотрена региональная транспортная политика, а также транспортно-логистический кластер как интенсивное развитие ры...

«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона

В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Похожие статьи

Кластеризация как способ адаптации сельскохозяйственных предприятий к условиям глобализации

Рассматривается понятие кластеризации предприятия, его механизма. Исследуется классификация предприятий области с помощью кластерного анализа по производству сельскохозяйственной продукции, определяется порядок их объединения, оптимальное количество ...

Оценка инновационного потенциала строительного предприятия

В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...

К вопросам развития строительной индустрии в сельской местности Узбекистана

В статье рассмотрены проблемы функционирование строительной отрасли экономики Республики Узбекистан. Проведен отраслевой анализ строительной индустрии в сельской местности, на основе выявленных проблем отрасли, предложены пути их решения в условиях р...

Зарубежный опыт применения стартовых культур при производстве колбас

В статье описывается одно из перспективных направлений мясоперерабатывающей промышленности, а именно, стартовые культуры. Приведены различные разработки использования стартовых культур, которые активно используются при производстве колбас.

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Развитие интернет-технологий в геомаркетинге

В статье представлены результаты исследования предпосылок и направлений развития интернет-технологий в геомаркетинге. Выявлены особенности геомаркетинга на макро-, мезо- и микроуровне, проведен отраслевой анализ использований интернет-технологий в да...

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона

Одним из эффективных механизмов привлечения частного капитала в регион является формирование отраслевых кластеров. В работе авторами рассмотрена региональная транспортная политика, а также транспортно-логистический кластер как интенсивное развитие ры...

«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона

В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Задать вопрос