В статье обосновано использование официальной статистической информации, предоставляемой Росстатом РФ, для исследования устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ. Отмечены недостатки применения информационной базы, формируемой профильными ведомствами субъектов РФ.
Ключевые слова: устойчивое социально-экономическое развитие, эффективность деятельности, оценка деятельности органов власти, Росстат, Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Любой объект анализа должен базироваться на достоверной информации, а если осуществляются территориально-пространственные сопоставления, то важным является сопоставимость и единая методология формирования анализируемых показателей.
С целью выполнения данных условий наиболее правильным является использование официальной статистической информации. В пользу этого свидетельствует то, что статистический учет в соответствии с Конституцией РФ находится в ведении государства.
В соответствии с законом 282-ФЗ от 29 ноября 2007 г. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» субъектом официального статистического учета являются уполномоченные органы. Основным уполномоченным органом в Российской Федерации является Росстат РФ, но по ряду показателей органы исполнительной власти РФ, например, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Минобрнауки России, Федеральная таможенная служба России (ФТС России), МВД России и т. п. [1].
В соответствии с международными стандартами, в частности, с принципами официальной статистики ООН, статистическая информация должна формироваться независимыми органами, поэтому органы статистики во всем мире являются независимыми, самостоятельными и подчиняются только правительствам своих стран. В настоящее время Росстат России подчиняется Правительству РФ.
Ведомственная статистика формируется путем сбора данных от территориальных органов федеральной власти и региональных органов исполнительной власти, например, в Курской области это комитет здравоохранения Курской области, комитет образования и науки Курской области и т. п.
В период начального исполнения Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» по ряду показателей Минобрнауки РФ (число учеников на одного преподавателя, число учащихся ПТУ на одного мастера и т. п.) из-за большой дифференциации показателей по субъектам РФ был заменен источник информации с Минобрнауки России на Росстат РФ.
В целом, информация, представляемая органами, напрямую входящим в состав и подчиняющимся органам власти субъектов РФ, оказалась необъективной. Поэтому в более поздних методиках оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона (показатели в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу) и Указе Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации») источником информации стал Росстат РФ, а также федеральные органы (министерства) [2]. В связи с этим для анализа социально-экономического развития регионов используется официальная статистическая информация, которая соответствует основным принципам территориально-пространственных сопоставлений.
В дополнении к вышесказанному следует отметить, что предлагаемые в Указе Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» показатели охватывают практически все аспекты социально-экономического развития регионов, однако методологией не предусмотрено формирование интегрального показателя количественной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Это также не позволяет сопоставить уровень социально-экономического развития регионов.
Высокие абсолютные значения ряда показателей отражают достигнутый уровень развития отдельного явления, который зависит, зачастую, не от эффективности развития экономики, а от объективных факторов (природные ресурсы, достигнутый в советское время уровень развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры, и т. п.).
Эффект деятельности органов власти и управления — это не сохранение достигнутого уровня, а рост и развитие экономической и социальной сфер субъектов РФ. Поэтому показатели вышеотмеченного Указа Президента РФ № 1199 именно этот аспект интенсивности развития регионов в полном объеме не раскрывают.
Литература:
1. Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2007/12/06/statistika-dok.html
2. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70217848/#ixzz3YU8En6b6)