Проблема социально-психологической адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. На фоне довольно сложных социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами, она остается приоритетной. Эта проблема синтезирует в себе множество неразрешенных вопросов, связанных с разными уровнями регуляции поведения человека в ответ на разнообразные воздействия окружающей среды.
На уровне обыденного здравого смысла слово адаптация кажется вполне ясным, когда оно связывается с представлением о процессе приспособления индивида к условиям существования. Однако, смысловые границы термина, обозначающего это понятие, пока четко не очерчены. Очень часто данному термину придают своего рода двусмысленность, называя адаптацией, с одной стороны, процесс приспособления, а с другой — закрепившийся результат приспособления, воплотившийся в завершившихся функциональных и структурных преобразованиях в организме, которые возникли под влиянием приспособления [2].
Многочисленные публикации, затрагивающие процесс социально-психологической адаптации, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся источники, в которых акцент делается на изучение биологических (эндогенных) факторов адаптации, прежде всего психологических особенностей личности. Авторы публикаций этой группы Ю.А. Александровский, С.Б. Семичев, В.В. Ковалев придают основное значение развитию психоонтогенеза личности. Вторая группа работ (Л.И. Анцыферова, Н.И. Наенко и др.) посвящена преимущественно анализу различных аспектов социоонтогенеза, считая основными причинами адаптации социальные факторы (влияние социумов различного ранга: семьи, школы, социальной среды общения и т. д.). Наименьшее количество работ составляют третью группу, которую условно назвали интегративной. Если первые две группы работ носят специализированный, частный характер, то работы Ф.Б. Березина, Л.И. Вассермана, Р.М. Баевского, П.К. Анохина оценивают процесс социально-психологической адаптации во всей его сложности, системно.
Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Благодаря этому осуществляется координирующее, направляющее вмешательство сознательной интеллектуальной активности человека в саморегулирующиеся процессы адаптации [3].
Адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки — все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать [1].
Студенческий возраст, как правило, приходится на период юности, ведущей деятельностью которого является учебно-профессиональная деятельность. Ситуация поступления юношей и девушек в высшее учебное заведение становится для них одним из первых серьезных жизненных испытаний, требующих активизации личностных адаптационных ресурсов и мотивации учебной деятельности; развития способности к саморегуляции учебной деятельности и психоэмоционального состояния. Смена социального статуса, изменение социального окружения, повышенные требования к учебной деятельности могут привести к снижению социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.
Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [4]. К критериям эффективности обучения относятся академическая успеваемость и учебная успешность. Академическую успеваемость можно определить как степень совпадения реальных результатов учебной деятельности студентов с запланированными, а успешность обучения — как эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью студента, обеспечивающего высокие психологические результаты при минимальных материальных, физических, психологических затратах. Критериями успешности является обычно академическая успешность, отражающая в бальной оценке (отметке) уровень учебных достижений, а также качество и способы умственной работы (активность, напряженность, темпы, длительность, систематичность, соотношение ориентировочных и исполнительных действий, рациональных и нерациональных приемов работы и т.п.). Вследствие индивидуально-психологических различий в структуре учебно-познавательной деятельности одни студенты довольно быстро и легко достигают высоких результатов в учении, другие — сравнительно медленно, а некоторые вовсе не могут к ним приблизиться [4].
В процессе обучения идет отсев студентов. В среднем по стране на последнем курсе учатся около 70 % молодых людей, зачисленных на первый курс. Около 25 % студентов отчисляются на первом курсе обучения в результате нарушения процесса социально-психологической адаптации к учебной деятельности.
Исследование причин отсева студентов показывает, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов является отсутствие у них желания учиться. Вторая причина — отсутствие профессиональной мотивации, не желание работать по избранной ими специальности.
Профессиональная направленность как интегральная характеристика внутренней активности личности не может не оказывать влияние на уровень учебной мотивации студентов. Если профессиональная направленность представляет собой отношение к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения, то учебная мотивация есть система отношений к различным аспектам учебного процесса, выступающего в качестве средства достижения конечной цели [4].
В структуре причин отсева отчисления за нарушение учебной дисциплины занимает третье место. К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки как систематические пропуски занятий, невыполнение обязательных заданий без уважительных причин, самовольная неявка на экзамены и зачеты и так далее.
Значимыми фактами формирования положительного отношения к профессии является ее общественная важность и соответствие индивидуальным способностям и склонностям студентов. Поэтому очень важно уделять внимание профессиональному самоопределению личности еще в старших класса, четко сформировав самостоятельный и устойчивый профессиональный план. Поняв себя, свои способности, склонности, интересы, осознав наличие профессионально-важных качеств, необходимых для овладения будущей профессией, старшеклассник, поступив в высшее учебное заведение, будет обладать достаточной профессиональной и учебной мотивацией, обеспечивающей высокий уровень социально-психологической адаптации к учебной деятельности и успешное достижение поставленной цели.
Учебная деятельность предъявляет студентам повышенные требования к самоорганизации учебного процесса. Для успешной адаптации студентам важно уметь саморегулировать свою учебную деятельность и психоэмоциональное состояние.
Успешность учебной деятельности может быть реализована за счет высокой развитости регуляторных процессов: планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов деятельности и регуляторных свойств личности: самостоятельности, устойчивости и гибкости.
Эффективный стиль саморегуляции учебной подготовки у студентов с высокой академической успеваемостью отличается от менее эффективных его форм у неуспешных студентов высоким развитием общего уровня саморегуляции и тесной взаимосвязанностью процессов, реализующих функциональные звенья целостной системы саморегуляции [4].
Важно развивать у студентов-первокурсников способность к саморегуляции психоэмоционального состояния: оптимальное поддержание активности, жизненного тонуса, хорошего самочувствия и настроения, уверенности в себе и умеренной тревоги, переходящей в ответственность.
Итак, студенты первого курса сталкиваются и скорее всего будут сталкиваться с проблемой социально-психологической адаптации к условиям ВУЗа, к требованиям преподавателей, к специфике изучаемых курсов, к новому учебному коллективу. Несомненно, им необходима психологическая помощь, направленная на формирование навыков саморегуляции учебной деятельности и психоэмоционального состояния; на повышение мотивации учебной деятельности и профессиональной мотивации; обучение навыкам бесконфликтного общения в учебном коллективе и с преподавателями; успешного и уверенного поведения, направленного на достижение поставленной цели.
Литература:
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — № 4. — С.18-24.
2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1998. — 270с.
3. Вассерман, Л.И. О системном подходе в оценке психологической адаптации / Л.И. Вассерман. — Л.: ЛГПУ, 2004. — 214с.
4. Конопкин, О.А., Моросанова, В.И., Сагиев, P.P. Стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. — М.: Наука, 1995. — 183 с.