Современная система высшего образования опирается на новую парадигму, предоставляющую субъектам образовательного процесса свободу выбора, возможность самостоятельного принятия решений и прогнозирования их возможных последствий. Достижение успеха в учебной деятельности требует от студентов высокой поисковой активности, настойчивости, проявления творчества и индивидуальности. Становится понятно, что проблемы, с которыми сталкивается студент ВУЗа при обучение находятся в сфере изучения его личности, влияющей на формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции учебной деятельности. Способность к выдвижению и достижению жизненных целей зависит от человека как субъекта своей активности.
Формированию индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности посвящены работы Конопкина О.А. [1, 2, 3], Моросановой В.И. [2, 4, 5, 6, 7], Осницкого А.К. [8] , Прыгина Г.С. [3] , Сагиева Р.Р. [6] , Цыганова И.Ю. [7], Филипповой Е.В. [7] и др.
Согласно их исследованиям, одним из основных критериев субъектности человека является развитие осознанной саморегуляции произвольной активности [1]. Высокая эффективность разных видов деятельности, в том числе учебной, обеспечивается саморегуляцией, что становится возможным при формировании ее эффективного индивидуального стиля [2, 3].
Индивидуально-стилевыми особенностями саморегуляции деятельности являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах [4].
На формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности влияют личностные особенности субъекта деятельности и специфика самой выполняемой деятельности.
Личность человека проявляет индивидуальность саморегуляции деятельности, ставит цели, исследует условия, программирует, контролирует и корректирует произвольную активность [5].
В.И. Моросанова впервые обобщила результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей саморегуляции в связи с выраженностью экстраверсии и нейротизма, со структурой мотивационно-потребностной сферы и спецификой личностных защит [5]. Было установлено, что для экстравертов характерны высокая развитость процесса моделирования значимых условий, высокая сформированность программирования действий и оценки результатов, но недостаточно развиты процессы планирования целей. Отличительная особенность интровертов — высокая развитость программирования действий. Кроме того, экстраверты, по сравнению с интровертами, отличаются большей гибкостью и автономностью функционирования саморегуляции. Сильными сторонами регуляции эмоционально устойчивых людей являются моделирование, оценка результатов, поведенческая гибкость, а менее развитыми — планирование и программирование [5].
Изучение мотивационно-потребностной сферы личности показало, что стремление к поставленным целям способствует росту индивидуального уровня осознанной саморегуляции, а доминирование и автономность способствует подъему регуляторной самостоятельности [5].
Исследования Моросановой В.И. показывают взаимосвязь индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции деятельности и специфики используемых субъектом личностных защит в целях успешного достижения жизненных целей [5]. Личности с высокой степенью осознанной саморегуляции используют преимущественно зрелые психологические защиты: рационализацию, позволяющую находить при помощи интеллектуальных операций доводы в пользу самооправдания или дискредитации внешней ситуации, а также изоляцию, при которой характерно отделение аффекта от интеллекта. Люди со сниженной степенью осознанной саморегуляции проявляют ригидность, что мешает им адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, чаще всего они используют механизмы идентификации с сильным другим и проекции — приписывание другим людям своих вытесненных чувств [5].
Важно учитывать не только влияние личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств на формирование особенностей саморегуляции деятельности и достижение жизненного успеха.
В.И. Моросанова и Р.Р. Сагиев рассматривают особенности влияния личностных акцентуаций на формирование индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции учебной деятельности у студентов [6].
Сагиевым Р.Р. были выделены и описаны автономный, оперативный и устойчивый стили саморегуляции учебной деятельности. Изучение акцентуаций характера в выделенных группах студентов показало, что они влияют на формирование субъективно-личностных свойств саморегуляции, а уже через их сформированность и на успешность учебной деятельности [6].
В исследованиях В.И. Моросановой, предполагалось, что комплекс стилевых особенностей «гибких» студентов характеризуется высокой развитостью процессов моделирования и программирования, составляющих «сильную сторону» их стиля саморегуляции. «Слабая сторона» у них — недостаточная сформированность процессов планирования. У «самостоятельных» студентов «сильной стороной», имеющей компенсаторное значение, окажутся особенности процессов планирования и оценки результатов, «слабой стороной» — особенности регуляторного звена моделирования [6].
Талызина Н.Н., Ляудис В.Я. в исследованиях уделяли внимание изучению влияния процессов контроля и оценки результатов на усвоение учебного материала и успешность обучения [2].
Взаимосвязь «зависимости» и «автономности» с академической успеваемостью у старшеклассников и студентов была обнаружена в исследовании Г.С. Прыгина. Самостоятельность как регуляторное качество в этой работе трактовалась как высокая функциональная сформированность всего контура регуляции и его отдельных структурных звеньев [3].
Исследования Т.О. Отт, И.С. Морозовой посвящено изучению особенностей саморегуляции учебной деятельности у студентов на начальных этапах обучения в ВУЗе [9].
Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. исследовали взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения. Выявлены взаимосвязи между мотивацией учения, уровнем развития и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции [7].
Проведенный теоретический анализ поднимаемой проблемы позволяет утверждать, что успешность учебной деятельности может быть реализована за счет высокой развитости всех регуляторных процессов: планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов и регуляторных свойств: самостоятельности, гибкости и надежности.
Развитие регуляторных процессов зависит от личностных особенностей студентов и от условий учебного процесса. Личностные особенности студентов характеризуют оперативность целостного процесса регуляции или возможность регуляторной системы индивида формироваться в максимальном соответствии целям и условиям деятельности. К личностно-регуляторным свойствам можно отнести такие личностные свойства, как уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, ответственность. Во многом условия учебного процесса могут способствовать компенсации препятствующих успеху личностных особенностей.
Литература:
1. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъективности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. — 2008. — № 3. — С. 22 — 34.
2. Конопкин, О.А., Моросанова, В.И., Сагиев, P.P. Стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. — М.: Наука, 1995. — 183 с.
3. Конопкин, О.А., Прыгин, Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 42 — 52.
4. Моросанова, В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 59 — 68.
5. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. — Том 23. — 2002. — № 6. — С. 32 — 38
6. Моросанова, В.И., Сагиев, Р.Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и их связь с успешностью обучения / В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. — М.: НИИ общей и педагогической психологии РАО, 1992.
7. Моросанова, В.И., Цыганов, И.Ю., Ванин, А.В., Филиппова, Е.В. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения / В.И. Моросанова и др. // Психологические исследования. — 2012. — Том 5. — № 24. — http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25.html
8. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1996 — № 1. — С. 5 — 19.
9. Отт, Т.О., Морозова, И.С. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов на начальных этапах обучения / Т.О. Отт, И.С. Морозова. — Вестник Кем ГУ. — № 1. — 2011. — С. 124 — 131.