В системе образования Республики Казахстан много нерешенных проблем. К таким проблемам можно отнести духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана», в ходе модернизации системы образования Президент считает одной из важных мер усиление воспитательного компонента процесса обучения.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности», — сказал Н. А. Назарбаев в своем Послании. [1]
В Республике Казахстан разработана «Концепция воспитания в системе непрерывного образования», где и определяются научно-теоретические и методические подходы к решению проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; обобщается исторический опыт и анализируется современная жизнь общества, подсказаны пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания нового поколения казахстанцев. Постановка этой проблемы связана со сменой идеологических ориентаций, с проникновением в национальную культуру культа насилия, эгоизма, обмана и т. д. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени — все они разрушают как человека, общество, так и государство. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.
Проявления духовного кризиса в обществе возвращают понимание того, что «образование без воспитания — дело ложное» (И. Ильин).
Наша цель — защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним способом — дать подрастающему поколению полноценное духовно — нравственное воспитание.
Русский язык и литература — это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Язык — величайший учитель, наставник, язык всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий.
При подготовке к урокам русского языка наряду с учебными, я преследую и воспитательные цели: отбираю тексты для изложений и диктантов соответствующего, духовно-нравственного, патриотического содержания. Так, например, при изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному. Затем каждый знакомит с результатами своей работы и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжет, тому в другой раз не повезет.
Вопросы и задания к этой пословице:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивости, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите слова в два столбика и сравните их по смыслу, составьте словосочетания и предложения, используя данные слова.
После усвоения лексики предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными: «В чем проявляется честность?», «О милосердии», «Что я ценю больше всего в человеке», «Мое понятие о доброте». Выполнение подобных творческих работ создает особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей, так как значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием формирования ценностей личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. [5]
На уроках литературы поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное — это проблемы души и духа отдельного человека и целого народа. Чем отличаются герои западноевропейских писателей от русских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, денег, славы. Герои русских писателей ищут справедливости и добра. Совесть утверждалась русскими писателями как основная мера всех вещей. Важно, чтобы урок литературы приблизил современного студента к тем духовным высотам, которые выработала культура любой нации, основанная на народных традициях. Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность.
Для реализации поставленных целей и задач в процессе обучения используются следующие принципы построения занятий:
- Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
- Пробуждение интереса к проблеме, теме.
- Преподаватель и студент равны в поиске знаний.
- Преподаватель не торопится отвечать на вопросы.
- Подача информации малыми дозами, обнаружив потребность в ней студентов.
- Диалогическое взаимодействие.
В качестве примеров последнего можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются для дискуссий при изучении литературных произведений:
— Н. А. Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?
— Проблема «отцов» и «детей» — актуальна ли данная проблемы сегодня?
— Поэтический мир С. А. Есенина — взаимосвязь творчества и христианского мировоззрения.
— Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М. Шолохова.
В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы и социальные проблемы.
Русская литература — это выражение совести народа, его традиций, нужд, его души. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. [4]
Наша задача — сохранить это достояние.
Русская литература даёт великолепные возможности для воспитания таких нравственных понятий, как совесть и долг. Так, например, при анализе произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» невозможно не сказать об этих понятиях. Автор выступает против лжи, предательства и вероломства. Важно установить связь этого классического произведения с нашей современностью, пробудить раздумья студентов над вопросами морали, поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благодарность за добро и желание принести добро другим людям, рыцарство, чувство чести и собственного достоинства.
Романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир», дают неограниченные возможности учащимся задуматься: «Как жить?» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» преподносит много нравственных уроков. И один из них — умение понять другого человека, простить его. А это подчас требует преодоления собственного «я». Простить — значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной этим человеком. И возникают вопросы, обращенные не к героям Л. Толстого, а к самим себе: умеем ли мы прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?
Произведения В. Распутина, В. Астафьева, А. Солженицына, К. Паустовского — это просто золотой фонд для нравственного воспитания учащихся. На материале произведений этих писателей можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, праведничестве, о большой и малой родине, о душе и памяти.
На уроках литературы с огромным интересом обсуждаются темы войны, материнства, сиротства. Никто из студентов не остается равнодушным при чтении рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Это произведение о великой силе духа людей в годы военного лихолетья.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается студентами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубокими личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо — чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям.
Во все века люди высоко ценили духовность, нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Когда идет борьба за народное сознание, роль преподавателя русского языка и литературы становится особо значимой.
Русская, или казахская литература — это выражение совести народа, его традиций, нужд и стремлений, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом актуальные, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает лучшие качества человека. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главная задача преподавателя — это обогащение обучающихся разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре.
Итак, процесс формирования духовных ценностей — это длительный процесс. Быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших детей.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 27 января 2012 г. Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана.
2. Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и внеурочное время). Текст дисс. канд. пед. наук. — Елец,2005. Стр. 209.
3. Илларионова Л. П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. Педагогическое образование и наука. — № 3. — с. 10–14.
4. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика — 2005 -№ 2-с. 67–68
5. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. — М., Просвещение, 1975, с. 254
6. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РГПИ, 1986