Чтобы определить особенности деятельности любительского коллектива в современных социально-экономических условиях обратимся к истории развития любительского коллективного творчества в России.
Любительское творчество как вид деятельности, предшествующий появлению художественной самодеятельности, складывалось с середины XIX века в разных городах России, а затем и в сельской местности. Стали появляться организованные кружки, хоры, театры [2]. В первые годы послереволюционной России сфера любительского творчества стала активно использоваться для пропаганды идеологических убеждений новой власти. Во все сферы и структуры любительского творчества была проникнута основная линия идей нового советского общества. Художественная самодеятельность становится мощным инструментом в руках советской власти: через творчество народных масс велась идеологическая работа с народом по пропаганде основ правящей партии. К руководству любительскими коллективами привлекались профессиональные музыканты. «Одним из знаков времени становится массовость — на смену «мрачному индивидуализму» должен был прийти всепобеждающий коллективизм» [3].
В словаре «Любительское художественное творчество в России ХХ века» даётся краткая справка эволюции понятия «любительское творчество». Утверждается, что до 1917 года сфера непрофессионального творчества называлась любительство. Однако идеологи Октябрьской революции отменили этот термин, рассматривая его как «классово чуждое, характеризующее развлечения эксплуататорских классов». Непрофессиональное творчество революционных деятелей стало называться пролетарским, рабоче-крестьянским, красноармейским. В 1930-е гг. стал активно внедряться термин «самодеятельное художественное творчество» как стремление к бесклассовому обществу. В эти годы активно велся процесс приведения всего художественного творчества к общему стандарту, «к единой модели общенародной социалистической культуры». В конце 1950-х гг. слова «самодеятельное» и «любительское» отождествляются. Коллективы самодеятельного любительского творчества создаются при клубах, домах культуры, заводах, учебных заведениях, колхозах и совхозах. В эти коллективы входят любители, совмещающие свою основную профессиональную деятельность и творчество. «В 1970-х гг. вновь, как и в 1920-е гг., широко распространяется самонаименование — студия, которым создатели коллективов, их руководители подчеркивают, с одной стороны, направленность на систематическую учебу, овладение основами мастерства, с другой — экспериментальный, поисковый характер деятельности» [3].
Современный любительский коллектив — это подвижная, постоянно развивающаяся структура, сочетающая в себе накопленный опыт поколений и новаторский подход в развитии и популяризации культурных традиций. Все коллективные любительские объединения носят общественный характер. Клубный самодеятельный коллектив — динамическая и развивающая организация. На развитие коллектива влияет ближайшее окружение, взаимодействие его с другими коллективами и организациями. Чем шире и богаче внешние связи коллектива, тем богаче и многограннее творческая жизнь коллектива [4]. Действительно, стоит подчеркнуть, что связь с другими коллективами необходима для того, чтобы не происходило застоя в творчестве, иначе возникнет угроза распада коллектива.
Современное российское общество неоднородно по своим взглядам и интересам, поэтому любительское коллективное творчество имеет свою значимость. Оно объединяет в себе разных, неповторимых людей, имеющих общность интересов, стремящихся к достижению совместных целей. Личность, находясь вне любительского коллектива, иногда может испытывать зажатость, неловкость в творческой реализации, развитии, а, пребывая в любительском коллективе, каждому участнику легче получить резонанс своих идей, потребностей, способов самовыражения. Коллективная деятельность объединяет, сплачивает между собой определенную группу людей, способствует открытию новых граней культурных ценностей в творческом поиске.
В современной практике учреждений культурно-досугового типа понятия «самодеятельный» и «любительский» отождествляются, поэтому выделенные признаки самодеятельного коллектива можно отнести и к любительскому коллективу. Однако наблюдается существенное противоречие между деятельностью профессиональных коллективов и любительских, может возникнуть вопрос о необходимости коллективов любительского творчества при наличии коллективов профессионального музыкального исполнительства.
Музыкантам-профессионалам не сложно достичь высоких художественных результатов, так как у них имеется профессиональное художественное образование и отработанные и доведённые «до автоматизма» навыки. В любительстве произведение может достигнуть высокого результата благодаря самоотдаче участников коллектива, таланту, стремлению и желанию достичь высот, а также деятельности профессионального самообразования. Именно добровольное занятие творчеством для удовлетворения личностных эстетических и духовных потребностей без получения прибыли от этого дела и отличает любительское творчество от профессионального музицирования.
Деятельность любительского музыкального коллектива направлена, с одной стороны, на удовлетворение потребностей человека и общества посредством различных концертных выступлений (фестиваль народного творчества, концерты творческих коллективов, тематические вечера и др.), с другой стороны — на сохранение и популяризацию народного творчества среди широких слушательских масс. Итогом деятельности любительского коллектива является обязательное концертное выступление. «…в любительстве, основанном на нотной традиции, чаще всего стимул — концертное выступление, в узком кругу или на смотре и конкурсе (хотя человек в первую очередь музицирует ради удовлетворения собственных художественных потребностей)» [1].
Концертная деятельность является необходимым условием существования коллектива. Она является одним из главных стимулов и мотиваций к занятиям. Регулярные концертные выступления способствуют техническому и творческому росту и становлению коллектива. Отсутствие или редкие концерты могут привести к тому, что притупляется восприятие исполнителей, появляется ненужное волнение. Подготовка к концерту начинается уже на этапе разучивания программы.
Структуру деятельности любительского музыкального коллектива составляют следующие элементы:
- субъекты деятельности: руководитель, определяющий творческую направленность коллектива, осуществляющий воспитательную, творческо-исполнительскую, образовательную, художественно-эстетическую подготовку всех участников коллектива; участники коллектива — молодые люди, пришедшие в коллектив для самореализации, самообразования, развития своих личностных творческих способностей; зритель — любая слушательская аудитория, перед которой предстоит концертное выступление любительского коллектива, аудитория может быть подготовленной (музыканты-профессионалы) и неподготовленной (любители музыкального исполнительства, случайный слушатель);
- объекты деятельности: репертуар, определяющий творческую направленность коллектива; концертное выступление, как результат работы коллектива;
- различные системы деятельности: воспитательная, творческая, просветительская, пропагандирующая, художественно-эстетическая, образовательная;
- среда, в которой реализуется деятельность, и область реализации коллективного музицирования.
К субъектам деятельности мы определили руководителя коллектива. Действительно, от руководителя зависит: творческая направленность коллектива, уровень исполнительских и выразительных возможностей исполнителей; выбор средств и методов в реализации намеченных задач; уровень общей культуры коллектива.
Планируя работу с коллективом, руководитель определяет план-минимум (на ближайшее время) и план-максимум (с дальнейшей перспективой). Помимо определения творческого вектора коллектива, руководитель осуществляет педагогическую функцию: эстетическое, нравственное, этическое, культурно-просветительное воспитание каждой личности. Впитав в себя все эти ключевые моменты творческого и педагогического воспитания, коллектив становится инструментом в руках руководителя в просветительской работе перед широкими слушательскими массами.
В зависимости от субъектов коллективного музицирования выделяются следующие виды: профессиональное исполнительство, любительское исполнительство, которое, в свою очередь, подразделяется на учебные коллективы, клубную самодеятельность и участников учреждений культурно-досугового типа.
Профессиональный коллектив музыкального исполнительства призван распространять музыку как художественную продукцию, удовлетворять эстетические потребности масс, формировать их духовные запросы и потребности
Областью деятельности учебного музыкального коллектива являются: развитие навыков коллективного музицирования (пения, игры на инструментах), совершенствование своего исполнительства; освоение разнообразного репертуара; изучение стилевых направлений в музыке; развитие художественного вкуса учащихся; концертная деятельность.
Любительский (самодеятельный) коллектив призван, в первую очередь, с помощью искусства, исполнительства воспитывать самих участников. Здесь функция распространения произведений является вторичной; идет освоение различных форм музицирования. Такая форма коллективного музицирования призвана выполнять функцию расширения кругозора, пропаганды коллективного музицирования среди зрительской аудитории.
Коллективное творчество, реализуемое в учреждениях культурно-досугового типа — это объединение людей разных возрастов, интересов, музыкальных данных и навыков, взглядов и т. д., имеющих своей целью творческую самореализацию и самоактуализацию в коллективном творчестве.
Участники коллектива составляют разнохарактерную, неоднородную, динамичную структуру. В состав могут входить участники разных возрастных групп, обладающих в различной степени коммуникативными навыками межличностного взаимодействия. Помимо различий общекультурных категорий, отличия могут проявляться в творческой одаренности, активности, способности быстро реагировать на культурные веяния общества. Благодаря планомерной воспитательной, образовательной, культурно-просветительской работе руководителя в активном взаимодействии со всеми участниками группа единомышленников постепенно трансформируется в коллектив со свойственными ему характеристиками.
Зритель является своеобразным отражением искренности и качества продукции, которую коллектив готовит к публичному выступлению. Зрителем здесь является вся слушательская аудитория, чутко реагирующая на происходящее. Говоря о подготовленной аудитории, мы подразумеваем музыкантов, имеющих непосредственное отношение к профессиональному музыкальному искусству (сюда же относятся члены жюри, если выступление идет в рамках конкурсного прослушивания). К неподготовленной слушательской аудитории мы относим всю основную зрительскую массу, способную в разной степени субъективно оценивать творчество любительских коллективов. Сюда относятся все те, кто, придя на концерт, ищут потребность в эмоциональном, духовном, нравственном, эстетическом обогащении, получении новых эмоций, музыкальных красок.
Объектом деятельности любительского коллектива является репертуар. Проблема развития репертуара всегда была и будет актуальной, т. к. репертуар является проводником тех идей, которые, в конечном счете, определяют основу существования любого коллектива. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив [2].
Репертуар несёт в себе несколько функций: во-первых, образовательную — с каждым новым произведением коллектив расширяет границы технических и выразительных возможностей; во-вторых, воспитательную — прививается художественный, эстетический вкус, как участников коллектива, так и его слушателей, расширяется кругозор; в-третьих, просветительскую — коллектив в выбранной руководителем репертуарной политике выступает в роли пропагандиста и просветителя для широких слушательских масс.
Естественно, что, выбирая то или иное произведение, руководитель должен учитывать: а) технические и выразительные возможности коллектива; б) предстоящие концертные выступления, если они тематические, то репертуар подбирается исходя из темы концерта; в) важно, чтобы выбранное произведение было интересно коллективу при разучивании и последующих выступлениях.
Кроме всего перечисленного, при подборе репертуара учитывается еще также: творческое направление коллектива (исполнение фольклора разных народов, исполнение пьес только одной народности, академическое, эстрадное направление); учебные задачи: освоение новых стилей музыки, форм, приемов игры, совершенствование приобретенных навыков, расширение репертуара, освоение аккомпанемента солистам, хору, танцам; стремление к преодолению новых трудностей.
Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы [2].
Среда, в которой реализуется деятельность — это культурно-досуговые учреждения, на базе которых существует коллектив. Здесь организуются репетиционные занятия коллектива, координируется творческая направленность коллектива, а также регулируется концертная деятельность всех коллективов учреждения. Областью реализации является востребованность коллективного музицирования в современном обществе, место музыкальной культуры в жизни каждого любительского коллектива.
Подведя итог, можем отметить, что именно коллектив и коллективное творчество являются особо значимыми для самосовершенствования и самореализации личности. Важно, чтобы каждый участник коллектива смог проявить себе по мере своих способностей и возможностей. Когда человек получает признание в коллективе, у него появляется стимул для своего дальнейшего развития, самосовершенствования. Именно тогда в коллективном творчестве участник получает удовольствие и удовлетворение.
Литература:
1. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов и училищ.- М.: Издательство РАМ им.Гнесиных, 2002.
2. Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет. факультетов вузов культуры и искусств. — М.: Просвещение, 1984. — с.16
3. Любительское художественное творчество в России ХХ века: Словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. [Электронный ресурс] — Режим доступа http/www.bibliorossica.com/book/html?currBookId=2243&In=ru — с. 211
4. Салахутдинов Р. Г. Традиционная народная культура — педагогические идосуговые технологии. Казань, Издательство «ГранДан». 2005. — 376 с.