Для обеспечения детям здоровых условий пребывания на свежем воздухе, для укрепления их организма, правильного физического развития, а также для разумного проведения досуга в коллективе своих сверстников, в каждом микрорайоне предусматриваются детские игровые площадки. Особенно существенное значение детские площадки приобретают в микрорайонах больших городов, где дети оторваны от природы.
Организация таких площадок помимо положительного влияния на развитие детей освобождает родителей от излишнего беспокойства за них, снижает количество несчастных случаев с детьми на улицах и способствует лучшей сохранности зеленых насаждений микрорайона. Кроме того, при правильном расположении площадок удается избавить жителей от шума и криков, сопровождающих обычно детские игры [1].
В наше время имеется большое количество детских площадок, они имеют множество образов и каждая из них имеет свои особенности. Однако не все площадки подходят для безопасного времяпрепровождения. Детская площадка должна соответствовать весу, возрасту и росту ребенка, так же разделяться на зоны по возрастному признаку. Обустройство детской площадки следует осуществлять в соответствии с определенными требованиями безопасности для игровых зон, а именно:
- максимальная высота падения,
- безопасность материалов детской площадки,
- и другие.
При проектировке должно учитываться освещение, оптимальное расположение, ограждение от проезжей части, межквартальных проездов и других мест, где игры опасны для жизни детей.
До 2003 года в РФ не существовало каких-либо нормативных документов, регулирующих эксплуатацию детских игровых площадок. С 2003 года был создан «Технический комитет по стандартизации ТК-455 «Оборудование детских игровых площадок», который разработал специальные госстандарты.
Строительство и эксплуатация игровых площадок должна проводиться в соответствии с этими стандартами, в них содержатся нормативы по безопасности и методы испытаний оборудования и покрытий детских площадок. Так, в стандартах прописаны требования к применяемым материалам, к прочности и другим техническим показателям конструкций, к отсутствию застреваний (рук, ног и пр.) при перемещениях ребенка. Там же содержится описание того, какими должны быть игровые зоны, элементы доступа (лестницы, стремянки), канаты и цепи, а также фундамент.
Детская площадка — это территория, специально оборудованная для досуга детей различного возраста. Целью детской площадки является организация досуга детей на свежем воздухе. Игры на детской площадке оказывают благоприятное воздействие на социальную адаптацию детей.
Игровое оборудование — комплекс конструктивных элементов, способствующих физическому и умственному развитию ребенка.
Детские площадки делятся на:
- площадки, оборудованные для детей определенного возраста;
- площадки для детей с определенными функциональными особенностями.
Оптимальным вариантом служат универсальные детские спортивно-игровые площадки, разбитые на определенные игровые, спортивные и парковые зоны. Правильное деление площадки на территории в соответствии с возрастом детей, которые будут являться конечными пользователями площадки — одно из самых важных мероприятий.
Согласно действующим нормативам, у каждой игровой площадки должен иметься паспорт безопасности (ГОСТ 2.601).
На игровых площадках по регламенту должны быть установлены информационные щиты, в которых можно найти правила эксплуатации при пользовании площадкой, номера телефонов служб спасения и скорой помощи, номера телефонов, по которым можно сообщить о неисправности того или иного оборудования.
Здесь же должно быть специальное ограждение, препятствующее попаданию детей на дороги.
На игровых площадках не должно быть:
- незакрепленных качелей,
- повреждений перил горок,
- острых углов,
- бетонных бордюров.
Ступеньки должны быть прорезиненными.
Детская площадка «Пиратский корабль» относится к универсальной детской площадке, потому что на ней могут заниматься дети в возрасте от 4-ех до 14-ти лет. Детям данного возраста интересно играть на площадке данного типа, так как о пиратах и о жизни на корабле снято множество фильмов и мультфильмов.
Площадка для разных возрастных категорий имеет свои особенности, и различные зоны включают в себя определенные элементы. Для младшего возраста — нижняя часть корпуса корабля, резиновые модули — полоса препятствий, карандаши для рисования на прозрачном корпусе корабля; для среднего возраста — канатные сетки и верхняя часть палубы корабля.
Площадка расположена на мягкой резиновой поверхности, что позволяет избежать травм. На резиновой площади расположена песочница, что напоминает берег моря.
Вокруг площадки расположены 4 лавки по форме напоминающие морскую волну.
Рис. 1. Детская площадка «Пиратский корабль»
Игровое оборудование детской площадки соответствуют возрасту, весу, росту и физическим возможностям ребенка.
Материалы для строительства площадки должны быть экологически чистыми и безопасными для пользования, такие как: дерево, оргстекло (толстое), краска для дерева, резиновое покрытие и металл.
Дерево имеет высокую экологичность, прекрасные декоративные качества, и сочетается с любым природным ландшафтом. Дерево используется для изготовления верхней палубы и мачт.
Оргстекло — акриловый листовой материал, имеет положительные качества как: ударопрочность, не большой вес и может отливаться в любые формы. Оргстекло используется для изготовления нижней части корабля. Дети, заходя на нижнюю палубу, могут рисовать на оргстекле специальными маркерами, после чего рисунки можно легко удалить с поверхности стекла. Для того чтобы оргстекло не сломалось под весом деревянной конструкции делается металлический каркас, который держит дерево.
Каждая деревянная деталь на площадке должна быть отшлифована и покрыта органическими красителями. Краска должна быть устойчива к воздействию света и температур.
Немало важен и выбор покрытия. Прорезиненная вспененная поверхность идеально подходит для детской площадки.
Рис. 2. Детская площадка «Пиратский корабль»
Конструкция детского игрового оборудования такова, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка, и он мог его предвидеть. Если ребенку стало плохо при игре, конструкция позволяет взрослому беспрепятственно проникать внутрь оборудования для оказания помощи ребенку.
Цветоведение и колористика в проектировании площадки также играют не маловажную роль. Нужно иметь в виду, что цвет имеет большое воздействие на психологию ребенка.
Цветоведение — это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры [2].
Колористика — это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности [2].
В проектировании детской площадки использованы такие цвета как: желтый (светлый), желтый (лимонный), красный, синий, зеленый, коричневый.
Желтый цвет — способствует концентрации внимания ребенка, помогает преодолеть трудности и олицетворяет ум.
Красный цвет — воля к победе, так же олицетворяет мужество и воодушевляет.
Синий цвет — систематизированность во всем, настойчивость, упорство и серьезность.
Зеленый цвет — выражает авторитет и работоспособность.
Коричневый цвет — олицетворяет стабильность и преданность.
Высота детской площадки 5 метров. Длина корабля 11 метров. Высота верхней палубы 160 см, ширина 350 см. высота прохода в нижнюю часть корабля 155 см, ширина 150 см. Корабль стоит под углом 20о. Высота канатных лестниц 180 см.
Высота лавки 75 см. Высота сидения 40 см. Ширина лавки 250 см. Глубина лавки 70 см.
Рис. 3. Размеры корабля
Повышение качества проектирования является актуальной задачей практики ландшафтной архитектуры. Существует насущная проблема создания рационально-организованной, эстетической среды для удовлетворения рекреационных потребностей различных возрастных групп населения.
Композиционные приемы и художественные формы, используемые при проектировании должны помогать людям удобно и хорошо отдыхать. Простота без обыденности — один из принципов, который должен быть положен в основу организации ландшафтных объектов.
Результаты сознательной организации среды обитания человека архитектурно- ландшафтными средствами активно воздействуют на образ жизни людей, их отношение к природе и предметной обстановке, влияют на формирование эстетических вкусов детей.
Литература:
1. Сотникова В. О. Проектирование элементов благоустройства. Учебное пособие для студентов специальности 27030265 «Дизайн архитектурной среды» по дисциплине «Архитектурно-дизайнерское проектирование». Ульяновск, 2008.
2. Введение в цветоведение и цветовые системы. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main1.html (дата обращения 28.04.2015)
3. Детская площадка. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %94 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %BF %D0 %BB %D0 %BE %D1 %89 %D0 %B0 %D0 %B4 %D0 %BA %D0 %B0 (дата обращения 28.04.2015)