Сегодня регион выступает в качестве основного административно-структурного звена реализации региональной политики государства, которая призвана обеспечивать создание надлежащих условий для жизни определенной территориальной общности людей, эффективного использования местных хозяйственных ресурсов и развития взаимовыгодных межрегиональных производственных отношений [1, с. 87.]. Для современной сельскохозяйственной отрасли характерна сложная организация системы управления сельским хозяйством, связанная с совершенствованием условий производства и рационального использования сельскохозяйственных земель, усложнением организации механизмов взаимодействия государственных органов и сельскохозяйственными предприятиями, изменение структуры основных процессов использование по назначению земель сельского хозяйства, методов и алгоритмов принятия управленческих решений по земельному вопросу. В данных условиях для реализации программы производства импортозамещающей продукции, необходимо наличие системы управления, способной обеспечить соответствие основных и вспомогательных процессов сельскохозяйственного производства современным требованиям развития российской экономики, провести адаптацию сельскохозяйственных процессов к условиям внешней и внутренней среды, изменить механизмы управления сельскохозяйственными угодьями. Для решения проблемы импортозамещения необходимо произвести реорганизацию и модернизацию некоторых сельскохозяйственных мощностей по производству продукции. Замедление экономического роста России диктует необходимость продолжения структурных и институциональных реформ на региональном уровне [2, c. 207]. Также стоит уделить внимание реорганизации управления земельным ресурсом субъектов. На сегодняшний день, после ввода Российской стороной ответных санкций, образовалось незаполненная ниша сельхозпродукции, которую необходимо восполнить отечественным производителям. Годовой объем ввозимой сельскохозяйственной продукции составлял порядка 9 миллиардов долларов. Структура импортного рынка сельскохозяйственной продукции показана на (рисунке 1). Обеспечение граждан продовольствием и тем самым избавление страны от дефицита товара, который образовался на Российском рынке после введения санкций, является первоочередной задачей, не уступающей программе модернизации оборонного комплекса.
Рис. 1. Российский рынок импортной сельскохозяйственной продукции в %
Благодаря созданной и внедряемой программы импортозамещения, Российские аграрии получили возможность расширить свой рынок сбыта продукции, а также увеличить производство сельскохозяйственной продукции, которая попала в список санкций.
Рис. 2. Мировые производители сельскохозяйственной продукции %
Основная тяжесть производства импортозамещяющей продукции придется на регионы, так как в них сосредоточены все мощности сельского хозяйства и основной ресурс — земля. В основном изменения произойдут в Центральных и южных регионах нашей страны, где не последнюю роль может играть Брянская область.
Брянская область один из субъектов Российской Федерации, расположенный в Центральном Федеральном округе, на границе с Украиной и Белоруссией. Природные условия Брянской области довольно благоприятны для сельского хозяйства. Это отсутствие резких перепадов территории, частично черноземные земли. Доля сельскохозяйственного производства в валовом региональном продукте составляет около 20 %. Основные направления производства аграрного сектора области: зерновое, картофельно-овощеводческое и мясомолочное производство. Природно-климатические условия позволяют возделывать такие зерновые культуры как рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха. Сельскохозяйственные предприятия региона произвели 999,5 тысяч тонн картофеля, 129,4 овощей, 629,5 зерна и 189 тысяч тонн сахарной свеклы. Традиционно значительную долю в сельскохозяйственном производстве занимает картофелеводство 24 %. Картофельная продукция является коньком региона. Брянская область занимает 4 место в России по количеству производства картофеля. Общий объем производства составляет один миллион тонн. Одновременно картофель составляет практически половину производимых культур в области.
.
Рис. 3. Объемы производства продукции сельского хозяйства на территории Брянской области в %
Кроме растениеводства на территории области присутствует и животноводческий комплекс. Животноводством в основном занимаются три крупных Брянских сельскохозяйственных предприятий. СПК «Красный Октябрь», СПК «Культура» и наиболее известный производитель АПХ «Мираторг.
На территории Брянской области выращивается различные породы птицы, крупного рогатого скота, овец, дойных коров. На данный момент на территории Брянской области содержится около 25 % мясного крупного рогатого скота от общего поголовья скота страны [4, с. 61]. Такой показатель закрепляет за областью 1 место в списке производителей крупного рогатого скота (КРС). Еще в начале 2011 года на территории региона численность скота мясной породы составляло всего в одну тысяч голов. Такая же динамика наблюдается и в производстве птицы (бройлера). Основные показатели роста производства животноводческой продукции показаны на (рисунке 4). Одновременно с КРС и свиньями в регионе ведется активное развитие производства птицы. В основном это бройлерные породы птицы. В 2014 году общий объём птицы составил 7 миллионов. Это на 11 % больше чем годом ранее. Тенденция увеличения по крупному рогатому скоту и птице продолжается и в текущем году. В 2015 году общий объем производства планируется увеличить более чем на 9 % по птице и на 14 % по крупному рогатому скоту.
Рис. 4. Показатели животноводческого комплекса Брянской области
Оценивая сельскохозяйственный потенциал региона нужно рассмотреть и земельный ресурс Брянской области. В 2013 году территория сельскохозяйственных угодий составила 1753 тысячи га. Посевная площадь региона составляет всего 750 тысяч га. Общая площадь региона составляет 35 тысяч метров квадратных. Территория сельскохозяйственных угодий составляет половину от всей территории региона, так как значительную часть занимает лесная зона для которых местная почва является благоприятной. Обработка территории составляет 31,5 % и одной из главных причин такого низкого показателя является зараженность территории вследствие аварии на Чернобыльской атомной станции. Общая зараженность территории Брянской области составляет 421 тысяч га, что равняется 25 % от всей территории сельскохозяйственных угодий региона. Загрязнение территории не в полной мере дает возможность производить обработку земли и использовать ее по назначению. Кроме того для включения таких территорий в производственный процесс требуются значительное количество человеческих ресурсов. На территории региона проживает 1 232 940 человек по состоянию на 2015 год. Городское население составляет 875 тысяч человек, что составляет 71 % [7, с. 114]. Остальное население проживает в сельской местности. Экономически активное население Брянской области составляет 645 тысяч человек на 2014 год. Занятое население региона составляет 612 тысяч рублей, а безработными являются около 33 тысяч человек. Уровень безработицы в 2014 году составил 5,07 %, что ниже общероссийского показателя, который составляет 5,46 %. По состоянию на 2014 год занятое население в сельскохозяйственной отрасли составляет 37541 человек, что является невысоким показателем занятости, относительно других ведущих регионов России.
При реализации планов по развитию и производству импортозамещающей сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные предприятия Брянской области непосредственно столкнуться с рядом проблем.
Во-первых — нерациональное использование сельскохозяйственных земель. Земельный ресурс области достаточно скуден [4, c. 208]. Зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем ведет не только к уменьшению площади продуктивных угодий, но и оказывает отрицательное внимание на качество травостоя. Территории кормовых угодий, заросших кустарником, составляют 130 т.га, что составляет 25 % от все фонда области. Каждый четвертый гектар кормовых угодий региона в той или иной степени зарос кустарниковой растительностью. Ухудшения их качественного состояния, зарастание и заболачиваемость, непригодность к механизированной обработке и механизированному уходу приводит к необходимости ежегодного их списания.
Во-вторых — высокая степень изношенности и дефицит парка сельхозмашин. Брянские аграрии не способны в полной мере конкурировать с западными производителями ввиду низкой, производительности имеющейся в наличии техники. Общая обеспеченность области сельскохозяйственной области очень низка. Самая проблематичная ситуация складывается в малых сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. Основной показатель по сельскохозяйственной технике показан на (рисунке 5).
Рис. 5. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Брянской области тракторами и комбайнами на 2013 год. (на 1000 га сельхоз угодий)
Как видно из диаграммы, уровень обеспеченности сельскохозяйственных организаций техникой в среднем упал в 2 раза. При таких условиях не может идти речь об увеличении пахотных земель и производстве импортозамещающей сельскохозяйственной продукции.
В-третьих, отсутствие полноценной материально-технической базы семеноводства. Современный уровень его развития во многом не отвечает требованиям повышения эффективности ведения отрасли растениеводства, не гарантирует стабильное обеспечение сельскохозяйственных хозяйств независимо от их форм собственности и хозяйствования высококачественными и сравнительно дешевыми семенами необходимого сортового ассортимента и качества. Коренное улучшение семеноводства не только способствует более быстрому увеличению производства сельскохозяйственной продукции необходимого качества и сортового ассортимента, но и позволяет достичь этой цели более быстрыми темпами и с наименьшими издержками.
Из обозначенных выше проблем, для реализации плана по производству импортозамещающей сельскохозяйственной продукции Брянской области требуется разработать и реализовать ряд мер по повышению эффективности развития сельскохозяйственной отрасли региона.
Рис. 6. Блок-схема мероприятий по стабилизации сельскохозяйственной отросли
1. Увеличить сегодняшние объемы пашни и пастбищ. Для реализации данного плана требуется рациональное использование земель. Для повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель необходимо утвердить «Закон о паспорте качестве». В данном законе необходимо создать нормативно-правовую основу для создания в области системы рационального использования и обеспечения плодородия земель. Будут четко определены права и обязанности всех уровней власти и землевладельцев в области сохранения плодородия и повышения уровня эффективности использования земли. Здесь нужно иметь ввиду, что региональные органы власти, должны взять на себя обязанность осуществления мониторинга и фактически безвозмездного обеспечения информацией о состоянии плодородия почв землевладельца и землепользователей, на которых в свою очередь возлагается обязанность проведения самих работ по обеспечению правомерного и рационального использования земли. Паспорт является документом, посредством которого проверяется обеспечение регулирования правомерного использования и оценки плодородия земли. Внедрение паспорта качества почв позволит регламентировать обязательный перечень показателей качества почв, подлежащих периодическому контролю в регионе, а так же своевременно выявлять и предотвращать нарушения связанные с нерациональным использованием земли, посредством принятия административных мер за нарушение земельного законодательства. Таким образом, введение паспорта позволит:
- регламентировать обязательный перечень показателей качеств почв, подлежащих периодическому контролю в области.
- своевременно выявлять и предотвращать посредством принятия административных мер нарушения земельного законодательства;
- предотвращать и приостанавливать развитие негативных процессов;
- рационально и эффективно использовать земли сельскохозяйственного назначения;
- сохранять и поддерживать земли в системе сельскохозяйственного производства;
2. Обеспечить сельскохозяйственной техникой аграриев. Проблему дефицита сельскохозяйственной техники можно решить путем реформ АПК, а именно введением «МТС» по аналогии предприятий в крупных советских колхозах, но уже с корректировкой на рыночные условия. В настоящее время хозяйства приобретают трактора и комбайны за свой счет, но многим аграрием такие покупки не по карману [3, с. 134]. Вновь созданные машинно-тракторные станции смогут осуществлять обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и предоставлять сельскохозяйственную технику в лизинг сельхоз организациям и фермерским хозяйствам. Предоставив технику в лизинг, сельскохозяйственные организации смогут увеличить разработку сельскохозяйственных земель и повысить сбор урожая, тем самым снизит зависимость региона от импортных продуктов сельского хозяйства.
3. Восстановление семеноводческой базы. Одновременно с возрождением МТС, необходимо создать в каждом районе муниципальные унитарные предприятия «МУП». Данные организация должны будут заниматься развитием селекционного фонда как муниципального района, так и региона. На балансе предприятия будут существовать резервные фонды посевных семян, которые будут предоставлены нуждающимся сельскохозяйственным организациям и фермерских хозяйства в рассрочку, так как не все организации способны сразу произвести расчет за приобретенные семена. По мимо работы с семенным фондом, данные унитарные предприятие могут взять на себя обязанность по предоставлению удобрения. Реализуя шаги по созданию МТС и МУП, региональные власти поспособствуют увеличению разработки сельскохозяйственных угодий региона, а это в свою очередь может привлечь в отрасль дополнительные трудовые ресурсы.
Кроме совершенствования системы управления земельными ресурсами, необходимо уделять внимание формированию имиджа региона и созданию сельскохозяйственного бренда. Стремление захватить и расширить свое место на рынке заставляет региональные органы власти уделять особое внимание на создание индивидуального имиджа региона, позволяющего выделиться среди себе подобных. Поэтому формирование позитивного имиджа региона объективно становится одним из ключевых, первоочередных задач органов региональной власти. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на формирование имиджа на современном этапе для региона являются:
- отток трудовых ресурсов;
- практическое отсутствие и слабое продвижение региональных брендов;
- снижение инвестиционной привлекательности региона;
Брэндинг региона крепко связан с процессом повышения его конкурентоспособности, поэтому брэндинг является гарантом конкурентных преимуществ [5, с. 146]. Особенность применения бренда на Российском рынке определяется спецификой показательного поведения россиян. Для создания бренда, региону потребуется мощная рекламная компания и патриотичность местного населения к своим продуктам. Формирование собственного имиджа региона и усиление узнаваемости территории способствует привлечению внимания, дает больше возможностей для продвижения своих интересов за границу своего региона, улучшать инвестиционный климат и становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того продвижение имиджа региона перспективный путь преодоление трудностей в формировании имиджа России. Современный бренд выполняет маркетинговую функцию, привлекая потребителей, партнеров и самое главное инвесторов. На сегодняшний день к бренду Брянской области можно отнести АПХ «Мираторг». За короткий период данная компания привлекла в регион значительные инвестиции в аграрный сектор. Благодаря совместной работе региональных властей и руководства АПХ «Мираторг», регион кроме инвестиций смог привлечь и всеобщее внимание. Брянская область стала центром для проведения различных сельскохозяйственных выставок, ярмарок и круглых столов, посвященных развитию Российского АПК.
Таким образом, внедрение данных предложений на региональном уровне, должны создать предпосылки для стабилизации ситуации в аграрном секторе, что в свою очередь повлечет за собой повышение производства импортозамещающей сельскохозяйственной продукции, увеличению обрабатываемости сельскохозяйственных угодий, привлечение в регион дополнительных трудовых ресурсов. Реализация предлагаемых мероприятий в ближайшие годы может существенно изменить обстановку в аграрном секторе региона, тем самым поможет вывести регион на лидирующие позиции по производству сельскохозяйственной продукции в России.
Литература:
1. Безпалов В. В. Методология оценки рисков при реструктуризации региональной системы управления\ The 6th International Conference Science and Education. Германия, Мюнхен с.87–96 -2014г.
2. Безпалов В. В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления/ Журнал «Экономика и менеджмент систем управления» Т.11 № 1.2 с.207–216 2014г.
3. Матвеев Д. М. Повышение эффективности государственной поддержки технического переоснащения сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта // Вестник НГАУ. 2012. — № 3 (24) — С. 132–136.
4. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
5. Кузнецова А. В. Формирование и развитие региональных брендов // Регионология.-2008. — № 3. — С. 145–150
6. Морозова Т. Г Экономическая география России; учебник с 114–2012
7. Исаенко Е. В. Колесов А. И. Черных Г. А. Экономическая география и регионалистика России / Трудовые ресурсы с 61 -2007 Белгород