В настоящее время активизации познавательной деятельности студентов с помощью компьютеризованного обучения в дидактике гуманитарных дисциплин важное значение приобретает характер педагогического общения как фактор влияния на адаптацию студентов изучению компьютерной технологии, так как в учебный процесс высшей школы интенсивно внедряется новые информационные и педагогические технологии.
Проблемы адаптации студентов к режиму интерактивной организации учебного процесса на основе компьютерной технологии решается в системе «преподаватель-студент-компьютер», «преподаватель — учебная группа — компьютер», «студент-студент-компьютер». В таких ситуациях успешность компьютерного обучения гуманитарных дисциплин (не только гуманитарных) зависит от целенаправленной научно-обоснованной организации педагогического общения между преподавателем и учебной группой в режимах: преподаватель — студент, преподаватель — учебная группа.
Познавательная деятельность непосредственно направлена на отражение, воспроизведение свойств реальных предметов при помощи особой системы искусственно создаваемых субъектом предметников-посредников [1]. Управление активностью студента по освоению учебного и научного материала традиционно называют активизацией. Развитие познавательной деятельности учащихся носит, по общему мнению, целенаправленный циклический характер, только содержания и форма каждого цикла определяется индивидуально в зависимости от характера объекта и субъекта.
Актуальность активизации познавательной деятельности студента обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов на основе логических граф схем дисциплины и средств обучения. При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением студентов методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания в предметной области [2,3].
В условиях всеобщее внедрение информационно-коммуникационной технологии в учебный процесс высшего образования, требует развивать личные логические мышления студентов в профессиональной деятельности, которое оказывает решающее влияние на совершенствование других социально-психических познавательных процессов. Поэтому вузах исследования должны акцентироваться на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления студентов, определяющих проявления активности познавательной деятельности.
Для повышения эффективности обучения и для улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов важное значение имеет решение проблемы самостоятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин, развития их познавательной активности. В процессе самостоятельной работы студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроль над правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.
Для рационального развития познавательной деятельности студента на основе компьютерного интерактивного обучения необходимо разработать комплексную методику создания логически взаимосвязанных дидактических материалов изучения гуманитарных дисциплин с использованием средств информационно-коммуникационных, педагогических, мультимедийных технологий. Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на активную работу по формированию у студентов навыков учебной и научной работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно-воспитательного процесса. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса к гуманитарным дисциплинам, сохраняются в связи с общественной значимостью этих наук и исходя из фактического и идеологического содержания курсов.
В качестве основного тезиса при решении проблемы активизации познавательной деятельности студента рассматривается научное положение, выдвинутое А. Ц. Эрдынеевым (1992) [1], согласно которому адаптированность студента может рассматриваться как формируемое качество в процессе целенаправленного педагогического воздействия, предусматривающего управление характером педагогического общения, сочетанием формы и стиля общения.
В данном исследовании предпринимается попытка создания личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения, на основе целенаправленной, научно-обоснованной организации познавательной деятельности студента, а также педагогического общения между преподавателем и учебной группой, в индивидуальном и коллективном режимах.
Всем нам преподавателям известно тот факт, что в процессе преподавания любого предмета преподавателю необходимо сформировать у студентов мотивацию потребности активной учебно-познавательной деятельности с помощью компьютерных и педагогических технологий. Познавательная потребность и познавательная активность взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимозависимы, и могут быть достигнуты лишь при положительной мотивации студента. При этом ведущую роль играет преподаватель, а советующую — компьютерная технология. Его личность, знания, жизненный и профессиональный опыт, отношение к делу, к студентам, методическое и лекторское мастерство — всё это во многом определяет успех в формировании интереса студентов к приобретению знаний в области выбранной ими профессии. Однако одновременно и в сочетании с этим действуют и другие факторы: содержание знаний, уровень развития и личная направленность студентов.
Умело организованный преподавателем, на основе компьютерной технологии с учетом достижений педагогической технологии, процесс существенно активизирует познавательную деятельность студентов, повышает их интерес к изучению гуманитарных дисциплин и убеждает в необходимости и важности добываемых знаний для профессионального становления будущего специалиста.
Например, большой интерес и высокую продуктивность вызывает у студентов тема «Узбекская модель построения демократического государства и гражданского общества» курса «Теория и практика пострение демократического общества в республике Узбекистан». Рассмотрение на лекциях, происходящих в Узбекистане демократических преобразований и политических процессов на «живых» примерах вызывает у аудитории высокий эмоциональный фон, что является эффективным средством для превращения знаний в убеждения.
Узбекская модель построения демократического государства и гражданского общества основывается на нижеследующих пяти принципах перехода к рыночной экономике, которые стали известны как «узбекская модель развития», «узбекский феномен»:
1. Приоритет экономики над политикой.
2. Государство — главный реформатор.
3. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
4. Проведение сильной социальной политики.
5. Эволюционный и поэтапный путь перехода к рыночным отношениям.
Поставленная познавательная проблема освоения содержания темы может быть разрешена с разной степенью детализации на основе логических понятий и на разных уровнях познавательной активности студентов [2,4]. Самый низкий уровень познавательной активности студентов будет в случае, когда преподаватель сам сообщает новые сведения, разрешая тем самым поставленную учебную проблему. Конечно, преподаватель как наставник, управляющий познавательной деятельностью студентов должен стремиться различными средствами привлекать студентов к активному решению по освоению содержание темы, раздела, целого курса вместе с преподавателем, а иногда и самостоятельно. На лекциях это достигается с помощью так называемой «обратной связи».
Таким образом, для активизации процесса обучения необходимо оптимально сочетать информационно-репродуктивные, информационно-поисковые и компьютеризованные интерактивные методы обучения, усилив роль последних. Это будет способствовать успешности обучения студентов при их максимальной познавательной активности.
Эффективное решение проблемы повышение познавательной деятельности студента на основе компьютерного обучения достигается в том случае, если: усвоение знаний, формирование умений и навыков в условиях компьютерного обучения осуществляется в контексте личностно-ориентированного подхода на основе адаптивной модели компьютерного обучения; целенаправленное организация педагогическое общение между преподавателем и учебной группой в индивидуальных и коллективных режимах по схеме организации учебных задач в условиях коллективного сотрудничества.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут найти широкое применение в компьютерном обучении студентов вуза, среднего специального учебного заведения и учащихся общеобразовательных школ различных типов, стать основой создания учебных программ, методических пособий по компьютерному обучению иностранному языку. Разработаны методические рекомендации по реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютерного обучения при изучении иностранных языков для вузов и профессиональных колледжей.
В ходе экспериментального исследования было выявлено следующее: разработанная нами личностно-ориентированная адаптивная модель компьютерного обучения дисциплины более эффективна, чем традиционная модель компьютерного обучения на основе обучающих программ. Это позволяет судить о взаимодействии студента с информационными системами как о новом качественно особом виде учебной деятельности, который принципиально не может быть сведен ни к одному из традиционно выделяемых в педагогической психологии основных ее видов (мыслительной, познавательной, творческой, игровой, коммуникативной, трудовой), хотя и включает в себя в качестве составляющих те или иные их элементы.
В ходе экспериментального исследования был реорганизован учебный процесс, при котором обучаемый становится самостоятельным, а учебный материал — средством достижения созидательной цели. Таким образом, предлагаемая нами модель обеспечивает решение проблемы повышение познавательной деятельности студента, а также психологической адаптации студентов к условиям компьютерного обучения. Разработаны рекомендации по реализации личностно-ориентированной адаптивной модели компьютеризованного обучения способствующих повышение познавательной деятельности студента учитывающих уровень знаний, обученности, профессиональной подготовленности.
Литература:
1. Эрдынеев А. Ц. Социально-психологическая адаптация студентов к условиям университетского образования: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М., 1992. — 21 с.
2. Ермаков А. В. Методика обучения структурированию учебной информации как основа управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроках физики/А. В. Ермаков, О. В. Аквилева//Материалы по теории и методике обучение физике. Вып, 9. — Н.Новгород: НГПУ, 2007. — с. 43–46.
3. Бутаков С. А. Принципы структурирования учебного материала как элемент методологической основы межпредметных связей // Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения: Материалы Международной научно-практической конференции (21–25 августа 2001 г.). — Горно-Алтайск: Изд-во «Универ-Принт» ГАГУ, 2001. — С. 124–125.
4. Юсупов Ф., Раззаков Б., Юсупов Д. Ф. Повышение эффективности изучения курса информатика на основе структурно-логической граф схемы дисциплины/Высшее образование сегодня. — М.: 2011, № 11. — С. 46–49.