Общеизвестно, что многие игры специально разрабатывались для а) обучения какому-либо предмету; б) понимания происходящих событий и культуры; в) помощи получить массу интересных и полезных знаний, научиться преодолевать трудности в решении конкретных задач.
В методике обучения иностранным языкам игра является формой деятельности в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения, правила которого определены и известны, а результат измеряем, но не определен изначально [1].
Игра является специально организованной учебно-познавательной деятельностью, в процессе которой приобретаются знания, формируются навыки, развиваются умения, профессионально значимые качества личности обучающегося за счёт активного включения в социально-коммуникативное взаимодействие в обстановке состязательности и творческого поиска.
Игры включают в себя карты, доски, видео и др. и имеют следующие особенности:
- система правил ограничивает действия игроков, правила однозначны для всех игроков, зафиксированы, обязательны для исполнения всеми участниками;
- процессвзаимодействия участников в игровом пространстве;
- социальный и культурный контекст игры: окружение влияет на игру, а игра влияет на окружение.
Не вызывает сомнения тот факт, что игры позволяют обучающимся в обстановке игрового процесса осваивать навыки, умения, необходимые в реальной жизни, а именно:
- получать знания и развивать абстрактное мышление;
- взаимодействовать с обширными потоками информации;
- участвовать в ситуации противодействия и борьбы за лидерство; в командном взаимодействии;
- формировать конкретные компетенции, например, языковую, речевую, социокультурную и др.
Особо следует отметить роль стимулов в игре, а именно:
- преодоление трудностей, стремление к победе, азарт, соревнование;
- интенсивные переживания без реального риска;
- реализация творческого потенциала;
- социальная активность, общение с другими игроками;
- открытия и приобретения новых знаний;
- самовыражение, самооценка, успех, общественное признание.
- награды (реальные и виртуальные).
Анализ состояния научной разработанности проблемы методического аспекта игры, свидетельствует, что ещё выдающиеся педагоги позитивно относились к игре как методу обучения и воспитания. Учёными были созданы концепции, акцентировавшие внимание на дидактических возможностях игр для решения задач обучения и воспитания (П. П. Блонский, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.).
А. А. Вербицкий относил игру к одной из форм проблемного обучения, так как по содержанию процесс игры представляет цепь проблемных ситуаций, связанных между собой в единую задачу [2].
В трудах В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдова, В. В. Хрипко и др. подчёркивается, что деловым, дидактическим, ролевым, организационно-деятельностным играм необходимо отвести особое место среди приёмов активизации процесса обучения в вузе. Как отмечают вышеназванные исследователи, опыт использования игры наглядно демонстрирует, что студенты играют охотно в процессе изучения различных учебных дисциплин.
Тем не менее, Л. А. Акимова, М. В. Буланова-Топоркова, Л. С. Зорилова, В. С. Селиванова, В. И. Черниченко отмечают, что следует методически грамотно использовать игры в системе новых технологий обучения, чтобы они нашли своё место, принося максимальный эффект в целях развития личности будущего специалиста-профессионала.
В указанном контексте следует отметить, что труды ряда авторов отражают проблемы методики применения игр в процессе изучения гуманитарных дисциплин, в числе которых дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место. В исследованиях последних лет подчёркивается, что игра, сопровождая человека в течение всей жизни, является своеобразным средством развития личности и её деятельности (В. И. Андреев, В. М. Боголюбов, Н. В. Борисова, В. Г. Бочарова, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, А. А. Леонтьев Г. В. Фролова, О. Б. Широких, Г. П. Щедровицкий и др.).
Вместе с тем, во многих публикациях отмечается недостаток теоретической и методологической разработанности использования игр в образовательном процессе. Кроме того, исследователи считают, что в исследованиях не в полной мере имеются конкретный характер описания игры, особенности действий педагога и студентов в игре, рекомендации по подготовке, проведению и анализу результатов, связанных с применением определённой игры.
Вопрос применения игр и игровых технологий в обучении иностранным языкам продолжает интересовать ученых и практиков. Например, Е. В. Коробова рассматривает организацию игровой деятельности на учебных занятиях в единстве с внеаудиторной работой, в частности, организацию Клуба делового общения, тематических выставок, постановку мини-спектаклей и др. [3].
В диссертации Т. О. Ефимовой исследуется роль игровых технологий в качестве средства профессиональной самореализации студентов ССУЗов в процессе обучения иностранному языку [4]. Работа С. А. Арзухановой посвящена роли игровых технологий в формировании профессиональной компетентности специалистов экономического вуза [5]. Л. В. Абдрахманова в своём исследовании обосновала профессионально-дискуссионную игровую технологию, способствующую формированию коммуникативных умений у студентов технического вуза [6].
Темами диссертационных исследований являются классификация деловых, речевых игр, их компонентный состав и целевые установки; а также этапы проведения. Заслуживают внимания работы, в которых исследуется эффективность игровых приёмов, используемых в обучении, а именно: кроссвордов, загадок и др. [7, 8, 9].
Тема методического осмысления, поиска способов реализации и активного продвижения игр в образовательный процесс нашла подтверждение в Концепции развития практики применения современных методов обучения в МГУ имени М. В. Ломоносова до 2020 года, где в основных направлениях модернизации системы практического обучения отмечена роль развития игровых технологий среди других средств интеграции современных методов обучения. В Резолюции круглого стола «Современные методы обучения в МГУ: теория, практика, перспективы внедрения» (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 27 ноября 2010 года) констатировано: «Участники круглого стола отмечают высокую значимость для современного образования интерактивных методов обучения, и в первую очередь игровых, имитационных технологий как проявления перехода к новым образовательным стандартам. [10].
Кроме того, в рамках круглого стола среди других вопросов по педагогическим методам и подходам к образованию обсуждалась тема «Игровые технологии в образовании»» Следовательно, пример МГУ указывает на дополнительные аргументы в пользу значимости игры в образовательном процессе.
Таким образом, анализ научных источников и положений позволяет рассматривать проблему использования игры при изучении гуманитарных дисциплин, а равно и дисциплины «Иностранный язык» как актуального средства развития значимых качеств в процессе подготовки современных специалистов недостаточно разработанной и требующей специального рассмотрения.
Литература:
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Изд-во «ИКАР», 2009. — 448 с.
2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1987. — 228 с.
3. Коробова Е. В. Формирование познавательной активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий (на опыте обучения иностранному языку и во внеаудиторной работе): автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 2003.
4. Ефимова М. В. Формирование лексических навыков, основанное на когнитивном подходе (2006 / 2007 учебный год). Mатериалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // festival.1september.ru, свободный.
5. Арзуханова С. А. Формирование профессиональной компетентности специалистов экономического профиля в вузе средствами игровых технологий (на примере предметной области «Иностранный язык»): автореф. дис. … канд. пед. наук. — Ульяновск, 2009.
6. Абдрахманова Л. В. Формирование коммуникативных умений у студентов технического вуза в процессе реализации профессионально-дискуссионной игровой технологии: на примере предметной области «Иностранный язык» [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Абдрахманова — Самара, 2007. — 200 с.
7. Эскендаров А. А. Учебные кроссворды как средство актуализации познавательного интереса старшеклассников сельских школ: автореф. дис.... канд. пед. наук. — Махачкала, 2007. — 142 с.
8. Денисова Е. А. Структура и функции энигматического текста (на материале русских загадок и кроссвордов): автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 2008.
9. Волкова О. В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Белгород, 2010.- 217 с.
10. Резолюция круглого стола Современные методы обучения в МГУ: теория, практика, перспективы внедрения. (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 27 ноября 2010 года). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newstudy.msu.ru/files/docs/cs2010/resolution.pdf, свободный.