В статье рассматриваются такие понятия как маскулинность-феминность и лидерское поведение у женщин. Раскрывается определение понятия лидерство, выделяется специфика лидерского поведения женщин. В результате проведенной работы была определенна взаимосвязь характеристик маскулинности и феминности у женщин с лидерским поведением.
Ключевые слова: лидерство, лидерское поведение, маскулинность, феминность, андрогинность.
Проблема лидерства изучается многими учеными и стала поистине междисциплинарной, но психологам принадлежит приоритет, как в количественном отношении, так и по разработанности проблемы [4;17]. От действий лидеров зависит жизнь различных социальных групп и общества в целом. Лидеры по существу являются трансляторами целей, ценностных ориентаций и установок для членов любой социальной группы [14].
Актуальность работы заключается в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики, связанной с гендерным подходом в различных областях психологии, где исследование гендерных особенностей лидерства становится предметом активного изучения в современной психологической науке [6]. Традиционно лидерство изучалось без учета гендерной специфики, однако к настоящему времени стало ясно, что гендерный фактор является одной из основных причин, влияющих на социальные процессы. В условиях трансформации современного общества, связанной с освоением демократических ценностей, это влияние усилилось [14].
Понятие лидерства.
Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей [5;7]. Лидерство В.Г Крысько определяет как психологический процесс, в ходе которого один член группы, общности или так называемый лидер организует и направляет других к достижению конкретной общей цели [11]. Лидером А. Менегетти называет человека, который удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. «Лидер — это глава, личность-вектор, личность, контролирующая операции и способная синтезировать контекст отношений» [13]. По мнению А. Н. Занковского, «лидерство — умение заставлять людей делать то, что они не хотят, не вызывая при этом ненависти ни к себе, ни к выполняемой ими работе» [8]. Т.В Бендас использует в своих работах понятие «лидерство» в двух смыслах. В широком смысле, как процесс сильного влияния одних членов группы на других, в результате, которого некоторые из этих членов занимают центральную позицию в группе, имеют определяющее воздействие на принятие групповых решений и обладают одним или несколькими видами власти и в узком смысле, имея в виду процесс выдвижения стихийных лидеров [3; 4]. В своей работе А. Ю. Никитина лидером называет субъекта групповых отношений, реализующего групповую роль, а под лидерством она понимает особую форму отношений, способствующих становлению динамичных социальных групп, способных к самоорганизации, самоуправлению и развитию, на основе принятия и реализации групповых ролей [14]. Таким образом, из выше перечисленных определений следует, что лидер, является лицом, организующим других к достижению общей цели, где имеют место отношения подчинения и доминирования [9;11].
Специфика лидерского поведения женщин.
Гендерная психология лидерства сформировалась в 70-е годы 20-го века под влиянием успехов феминистского движения и эгалитаризации общества. Изучались следующие вопросы: частота появления мужчин и женщин в роли лидеров; стиль поведения; продуктивность работы; поведение в присутствии лиц своего и противоположного пола; вербальное и невербальное поведение на переговорах, мотивация достижения и отношение к наградам за деятельность; конкурентность и лидерство; «боязнь успеха»; стремление к лидерству; мотивационные способности; «я-концепция»; гендерная идентичность; другие характеристики, способствующие и препятствующие лидерству [4].
В нашей работе под лидерским поведением мы понимаем поведение индивида, направляющее и организующее других членов группы к достижению конкретной общей цели [11].
Немаловажной проблемой в изучении лидерства женщин является противоречие в точках зрения относительно влияния гендера на лидерскую позицию. В психологии выделяется 3 вида теорий взаимосвязи гендера и лидерства. С одной стороны, утверждается, что отличия лидеров разного пола являются отражением общих гендерных различий. С другой стороны полагают, что лидеры-женщины не отличаются от лидеров-мужчин ни по лидерскому стилю, ни по эффективности своей деятельности, ни по вербальному поведению. С третьей — стороны считают, что лидеры-женщины отличаются от лидеров-мужчин, но в ту сторону, противоположную ожидаемым гендерным различиям [11;14]. Выбор какой-либо из стратегий социального взаимодействия в группе, в том числе и стиля лидирования, может отчасти определяться биологически детерминированными особенностями личности, такими, например, как, темперамент, эмоциональность, внимание и память и пр., однако устойчивой совокупности личностных черт и качеств, находящихся в жесткой зависимости от пола, не существует [11].
В работах, посвященных анализу специфики распределения власти с позиции гендерных отношений, исследователями используется термин «стеклянный потолок». Он описывает невидимый барьер, ограничивающий продвижение женщины по служебной лестнице. Исследователи сходятся во мнении, что в основе «стеклянного потолка» — исторически сложившиеся гендерные стереотипы, отводящие женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчина воспринимается как господствующий, более агрессивный пол [15].
Таким образом, можно выделить различные точки зрения на женское лидерство. С одной стороны, можно выделить направление, в котором утверждается, что отличия лидеров разного пола являются отражением общих гендерных различий. С другой стороны исследователи полагают, что лидеры-женщины не отличаются от лидеров-мужчин ни по лидерскому стилю, ни по эффективности своей деятельности, ни по вербальному поведению. С третьей стороны авторы считают, что лидеры-женщины отличаются от лидеров-мужчин, но в сторону, противоположную ожидаемым гендерным различиям.
Понятие маскулинности и феминности.
Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Р. Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственную природу пола человека как, с одной стороны, биологического, а с другой стороны — социокультурного феномена [1]. Гендер — это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой [12]. Под полом Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко понимают комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину и женщину, мальчика или девочку. Пол детерминируется иерархической системой механизмов: от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнёра. Психологический пол это характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности и феминности Маскулинность — совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины. Феминность — совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины [11]. Маскулинность и феминность — не более чем культурные стереотипы, которым люди следуют на свой страх и риск. К маскулинности С. Л. Бем согласно её теории относит такие качества как вера в себя, склонность защищать свои взгляды, независимость, сила, аналитичность, способность к лидерству, агрессивность. К феминности же такие качества как умение уступать, застенчивость, нежность, преданность, женственность, сострадание, мягкость и т. д. [2]. Маскулинность и феминность — генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов [10]. По мнению М. К. Тэйлор, социальные нормы являются основными правилами, которые определяют поведение человека в обществе. Объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и в хромосомах, а в социальных нормах приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями [18].
Таким образом, большинство авторов определяют понятия маскулинности и феминности, как совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих среднестатистических мужчин и женщин друг от друга и также сходятся во мнении, что маскулинность и феминность являются нормативными представления о том, какими должны быть мужчины и женщины. Авторы, занимающиеся гендерными исследованиями, считают, что гендерные различия следует искать не в хромосомах и не в гормонах, а в социальных нормах приписывающих нам различные типы поведения и интересы в соответствии с нашим биологическим полом.
Взаимосвязь характеристик маскулинности-феминности у женщин с лидерским поведением.
Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности — феминности отличалась следующими характерными чертами:
1) мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;
2) эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;
3) мужские и женские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов [10].
Ранее считалось: чтобы быть психически здоровыми, мужчины должны быть маскулинными, а женщины — феминными; теперь не только предполагается, что каждый индивидуум может быть и маскулинным, и феминным, но и допускается, что стандарты психического здоровья должны быть свободными от гендерных характеристик [2].
К типичным чертам личности, отражающим мужской гендерный идеал относятся: активность, сила, уверенность, доминантность, агрессивность, эмоциональная холодность, индивидуализм, самоуверенность, рациональность. В качестве типично женских черт выделяются: мягкость, слабость, пассивность, зависимость, подчиняемость, конформность, эмоциональность, эмпатичность [1]. Гендерные стереотипы ограничивают выбор групповой роли и характер ее реализации, предписывая лидеру жесткое маскулинное поведение. Феминному лидеру свойственны: обаяние, привлекательность, деликатность. Типично женский образ, включает ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, эмоциональной поддержкой [14].
В своих исследованиях Т. В. Бендас получила данные, которые показывают нам, что сочетание конкурентной и кооперативной моделей встречалась у студенческих лидеров, женщин-лидеров и стихийных лидеров — в этом плане можно выделить 3 фактора, влияющие на такое сочетание моделей: а) молодежный возраст; б) пол; в) ситуация, в которой функционируют лидеры и их тип деятельности. Преобладание феминной модели над маскулинной наблюдалось у «нелидеров», у лидеров в целом и студенческих лидеров. Учитывая то, что феминные качества часто оказывались значимыми для лидеров, можно предположить, что это следствие того, что лидерская роль, которая включает воспитательскую функцию воспитательскую функцию, вопреки сложившемуся гендерному стереотипу, не всегда является маскулинной, а требует феминных качеств [4]. При сравнении жещин-«нелидеров» и лидеров — обнаружилось, что вторые обладали специфическим набором лидерских качеств: коммуникативными характеристиками, лидерским потенциалом, доминантностью, социальным интеллектом, мотивацией достижения, скоростной стратегией деятельности, уверенностью в себе и успешностью по деловым критериям. Женщины-лидеры превосходили мужчин-«нелидеров» по коммуникативным характеристикам, феминности, эмоциональности, однако и по мотивации достижения и власти, успешности по деловым критериям, лидерскому потенциалу и в некоторой степени — по эмоциональной устойчивости и сексуальной активности [6].
Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения [10].
Исследования показали, что для лидера в целом характерно: гибкость поведения зрелой личности; феминность; развитость лидерской мотивации «власть-достижение-аффиляция»;; женский профессиональный характер. А женщине-лидеру были свойственны: феминный отрицательный лидерский потенциал (хотя если анализировать данные с учётом этнического фактора, то русским женщинам-лидерам был свойственен положительный потенциал); зрелое феминное успешное лидерство; здоровая гендерная идентичность; развитость лидерской мотивации «власть-достижение-аффиляция»; демонстративная ориентация на взаимоотношения с окружающими [4].
В своем исследовании Н. Н. Григорьева выявила у лидеров-женщин высокий уровень проявления андрогинного типа гендерной идентичности. Вместе с тем, в трети случаев в группе лидеров-мужчин отмечено проявление маскулинного типа гендерной идентичности [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что в отличие от времен, когда считалось, что для психического здоровья мужчины должны быть маскулинными, а женщины — феминными, теперь предполагается, что каждый индивидуум может быть и маскулинным и феминным. Некоторые авторы считают, что стандарты психического здоровья должны быть свободными от гендерных характеристик. Исследователи сходятся во мнении, что женщин-лидеры обладают специфическим набором лидерских качеств: коммуникативными характеристиками, лидерским потенциалом, доминантностью, социальным интеллектом, мотивацией достижения, скоростной стратегией деятельности, уверенностью в себе и успешностью по деловым критериям. В своих исследованиях большинство авторов считают, что женщины с лидерским поведением являются андрогинными.
Литература:
9. Зуб, А. Т. Лидерство в менеджменте / А. Т. Зуб, С. Г. Смирнов. — М.: Воскресенье, 1999. — 614 с.
13. Менегетти, А. Психология лидера / А. Менегетти. — Москва: Онтопсихология, 2004. — 256 с.
17. Paradise, L. V. Leadership and Leader Behavior in Counseling: Neglected Skills / L. V. Paradise, P. T. Ceballos, S. Hall // Int. J. Adv. Counselling. — 2010. — № 32. — P. 46–55.
18. Taylor, M. C. Psychological androgyny: Theories, methods, and conclusions / M. C. Taylor, J. A. Hall // Psychological Bulletin. — 2005. — № 3. — P. 16–28.