В статье исследованы с помощью методов экономико-статистического анализа и экономико-математического моделирования финансовые факторы, определяющие уровень организационно-технического развития здравоохранения Курской области.
Ключевые слова: здравоохранение, подушевое финансирование, организационно-техническое развитие, степенная модель, Курская область.
Здоровье населения — предпосылка социального благополучия и эффективного экономического функционирования государства. Обеспечение населения доступной медицинской помощью является важнейшей проблемой для любой страны независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы. Здравоохранение в России по-прежнему финансируется по остаточному принципу. На данном этапе экономического развития одним из приоритетных направлений деятельности государства является развитие механизма увеличения ресурсов, направляемых на финансирование здравоохранения и повышение эффективности их использования. Курская область является дотационным регионом, а потому в вопросе финансирования отрасли здравоохранения проблемы дефицита финансирования приобретают первостепенное значение.
Причина малоэффективной, не отвечающей запросам населения, работы региональной системы здравоохранения является недостаток финансирования [1, 4, 6]. Это наиболее остро проявляется при реализации государственной (муниципальной) политики в сфере здравоохранения на региональном уровне: сбалансирование финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива и установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
За изучаемый период времени с 2001 г. по 2013 г. подушевое финансирование увеличилось в 5 раз. Это связано с реализацией национального проекта «Здоровье», а также с осуществлением программы «Модернизации здравоохранения», в том числе внедрением стационарзамещающих технологий. Особо значительный рост финансирования здравоохранения в области отмечен в 2011–2013 гг., так, согласно отчету о реализации областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011–2013 годы», по состоянию на 01.01.2014 г. объем использованных денежных средств за 2011–2013 гг. составил 5 068 785,8 тыс. руб. (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика подушевого финансирования здравоохранения Курской области 2001–2013 гг.
Построенная степенная модель аппроксимации позволяет сравнить эластичность роста подушевого финансирования и наиболее важных экономических показателей развития региона (ВРП на душу населения и среднедушевой доход). В результате, в изучаемом периоде скорость роста величины ВРП на душу населения Курской области превышает скорость роста величины подушевого финансирования здравоохранения в области, что говорит об отставании этой сферы в экономическом развитии. Кроме того, анализ динамики среднедушевых денежных доходов населения области показал, что скорость роста их величины превышает не только скорость роста величины финансирования, но и скорость роста величины ВРП на душу населения в регионе. А значит, платежеспособность населения увеличивается быстрее, чем модернизируется система здравоохранения и повышается качество предоставляемых услуг, что приводит к неудовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.
Таким образом, экономика региона и уровень жизни его населения развиваются гораздо быстрее, чем уровень региональной системы здравоохранения, что обуславливает определенные социально-экономические диспропорции в развитии региона [2, 7].
В то же время в стране реализуется национальные проекты и ряд федеральных и региональных целевых программ, в рамках которых выделяются огромные объемы финансирования. Поэтому вопрос нехватки финансовых ресурсов следует искать в организации процессов программно-целевого управления финансовыми потоками, направленных на их реализацию различных программ развития здравоохранения. Нами выделено три группы факторов: организация работы системы управления, информационное обеспечение и контроль, которые и определяют неэффективность системы менеджмента, блокирующие ее функции (рисунок 2).
Рис. 2. Система факторов, осложняющих реализацию программ и проектов в сфере здравоохранением на уровне регионов
Наличие множества сторон, участвующих в формировании и проведении государственной политики в области здравоохранения, часто приводит к рассогласованности усилий и стремлению преследовать частные интересы в ущерб интересам государства. В результате, неэффективность реализации программ и проектов и общего снижения качества управления в системе здравоохранения лежит не столько в размерах финансировании и его направлениях, сколько в отсутствии четко организованной и эффективной системе управления развитием здравоохранения на уровне регионов [5].
Так, без адекватной оценки текущего состояния и контроля последствий реализуемых мероприятий нельзя организовать систему планирования, так как изначально невозможно сформировать конкретные и объективные цели, а так же проверить эффективность проведенных мероприятий. Отсутствие механизма совместного управления здравоохранением региональным и муниципальными органами власти затрудняет процесс реализации стратегических задач развития здравоохранения. При этом отсутствие координации между уровнями может генерировать новые проблемы.
Таким образом, финансово-экономические проблемами текущего состояния здравоохранения в существующих условиях функционирования социально-экономической системы государства является неэффективная организация и отсутствие скоординированной модели управления.
Литература:
1. Батиевская В. Б. Проблемы эффективности функционирования региональной системы здравоохранения и программно-целевого управления ее развитием // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2011. — № 5. — С. 20.
2. Зюкин Д. А. Методический подход к оценке управления воспроизводством человеческого региона / М. П. Куркина, Д. А. Зюкин // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия Экономика. 2013. № 8(2). С. 74–86.
3. Зюкин Д. А. О значении и роли инновационной восприимчивости в развитии экономики региона / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 23–25.
4. Зюкин Д. А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д. А. Зюкин, М. А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287–290.
5. Комягин А. В. Современные методы управления в системе здравоохранения России / А. В. Комягин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 102–105.
6. Принципы и условия перехода учреждений здравоохранения на программно-целевое бюджетирование / С. А. Мартынчик, О. В. Соколова, С. В. Филатенкова [и др.] / Социальные аспекты здоровья населения. — 2014. — Т. 36. — № 2. — С. 10.
7. Социальное управление в регионе: Монография / М. П. Куркина — Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», — Курск, 2012.
8. Сафронов В. В. К вопросу адаптации российского агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО / В. В. Сафронов, Н. В. Переверзева, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 1. С. 2–4.