Социализация как процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта является главной целью деятельности образовательных учреждений. Новые экономические условия, нестабильность социальной ценностной системы, конкуренция на рынке труда, потребность на трудовом рынке в компетентных, активных специалистах, способных быстро осваивать новое, все это предъявляет к образованию требования обеспечения успешной адаптации личности.
Образование направлено на воспитание и обучение человека. Образование действует в интересах человека и общества. Оно представляет собой сумму знаний, умений, навыков, ценностей определенного уровня. Цель образования состоит во всестороннем личностном развитии человека. Образование способствует передаче молодому поколению социальных, культурных и нравственных ценностей, общепризнанных социальных норм поведения, необходимых знаний, умений и навыков. Таким образом, образование способствует формированию качеств, позволяющих им реализоваться в обществе, т. е. образование способствует социализации молодежи.
Направление развития современного общества во многом определяется качествами, которыми обладает современная молодежь. Многие социально значимые качества формируются в образовательном процессе. Таким образом, изучение проблем социализации является актуальным.
Социализация объясняет происхождение обычаев, норм, ценностей, установок и самой личности, заключающей в себе многообразие социальных отношений. Человек живет в обществе и быть свободным от него не может, как бы того не хотел. Поэтому человек не только «существо разумное», но и «существо социальное». Социализация — становление человека в качестве «homo sapiens», начинается с рождения. Все человеческое поведение — это результат научения, или социализации [2]. Процесс социализации длится в течение всей жизни. Современное общество требует, чтобы каждый человек учился и постоянно повышал собственный образовательный уровень.
Образование как социальный институт выполняет функцию социальной защиты и социальной мобильности. Оно позволяет занять стабильное положение на рынке труда и позволяет повысить социальный статус. Современная молодежь стремится получить высшее образование в целях достижения жизненного и карьерного успеха. Важнейшим показателем социализации современной молодежи является отношение молодых людей к труду. Молодежь относится к работе как к источнику доходов. То есть работа выступает средством для удовлетворения их потребительских потребностей.
Современная молодежь чаще стремится к получению новых высокооплачиваемых и престижных профессий. А традиционные профессии не популярны. Популярны профессии сфер бизнеса, менеджмента.
Среди качеств, которые способствуют достижению карьерного и жизненного успеха выделяются: уверенность, компетентность, конкурентоспособность, хитрость, расчетливость, целеустремленность, работоспособность, уметь работать в команде, самостоятельность. Но не менее важным качеством в профессиональной деятельности является исполнительность.
Анализируя ценностную систему студентов можно выделить направления деятельности ВУЗа. Одной из задач высшего образования является формирование у студентов целостного научного и гуманистического мировоззрения. Студенты должны понимать общие тенденции современности. Каждый студент должен иметь представление о способах сохранения своего здоровья. Важным направлением социализации молодежи выступает нравственное и правовое воспитание личности, развитие и поощрение социальной активности. Достижению успехов в этой сфере способствуют такие личностные качества, как целеустремленность, прагматичность, дисциплинированность, активность. Очевидно, что активное участие студентов в жизни общественной жизни университета способствует их моральному и культурному развитию. Поэтому необходимо поддерживать и развивать позитивные формы социальной активности.
Освоение профессиональных знаний является приоритетным направлением социализации, которое осуществляется в процессе образования. Но сегодня необходимо чтобы специалисты были готовы к профессиональной переквалификации. В условиях быстро изменяющихся требований рынка труда, это способствует повышению социальной защищенности выпускников. Ведь уверенность в своей конкурентоспособности на рынке труда — залог успешной трудовой деятельности специалиста и показатель социализации.
Начало учебы в университете связано с значительными изменениями. Все студенты проходят период адаптации к новым условиям, требованиям и обязанностям. Результаты социализации студентов выражаются в том, на сколько студент принимает и соблюдает требования учебного заведения, на сколько студент успешен в учебе, активен во внеучебной студенческой жизни. Если учащийся не принимает и не соблюдает университетские требования, то это связано с психологической дезадаптацией. Это состояние возникает, когда человек не может приспособиться к новым требованиям, новому статусу, новым обязанностям. Он не может позитивно выполнять свои социальные роли, не может позитивно взаимодействовать с окружающим обществом. Трудности могут повлиять на результаты учебной деятельности, на взаимодействие с другими студентами и преподавателями. Устойчивые нравственные личностные ориентиры и жизненны установки студента и целенаправленная педагогическая и психологическая работа ВУЗа влияют на результативность социализации. А отсутствие устойчивых жизненных ориентиров и нравственных ценностей может привести студента в маргинальную среду. Таким образом, социализация студентов определяет направление развитие студента как члена общества, как будущего специалиста. Процесс социализации имеет значение не только для самой личности, его семьи, но и для общества в целом.
Социализация студентов вуза должна отвечать современным требованиям. Поэтому она должна осуществляться с учетом требований работодателей, учетом современных тенденций. Сам процесс социализации, процесс обучения должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей личности студента. Необходимо создать соответствующие условия для успешного становления и формирования личности. Процесс обучения должен способствовать всестороннему развитию личности. Преподаватели должны индивидуализировать учебный процесс, использовать современные информационные технологии в обучении, а также постоянно совершенствовать свои педагогические навыки.
Результатом успешной социализации должна стать личность, всесторонне развитая, успешная в учебной деятельности и активная в социальной жизни ВУЗа.
Итак, учреждения высшего образования должны стремиться к успешной социализации студентов. Поэтому необходимо разработать последовательную, системную модель процесса социализации. Причем необходимо, чтобы этот процесс осуществлялся с учетом требований работодателей, с учетом общих экономических тенденций. центр практики студентов и содействию трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [5,6,7,8] занимается разработкой таких моделей социализации.
Литература:
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки// Высшее образование в России. 2010. № 3.
2. Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, — А.: Человек и общество, 2014. С 79–81.
3. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб.пособие. М., 2012. С. 97.
4. Болдырев С. А. Проблемы организации производственной практики студентов/Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 10.
5. Болдырев С. А. Инновационный подход к проведению производственных практик / Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 7.
6. Арискин М. В. Собеседование как первый этап в карьере //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./ Молодой ученый. 2014. № 18. С. 483–485.
7. Арискин М. В. Проблема занятости молодежи и пути ее решения //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 11–12 (45–46). С. 21–23.
8. Арискин М. В. Самопрезрезентация Выпускника Основа Успешного Трудоустройства//Арискин М. В., Медведева Л. М., Загарина М. С./ Вестник магистратуры. 2014. № 11–1 (38). С. 118–121.