Динамика процессов реорганизации и ликвидации фирм в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 01.05.2015

Статья просмотрена: 1297 раз

Библиографическое описание:

Егорова, М. С. Динамика процессов реорганизации и ликвидации фирм в России / М. С. Егорова, А. А. Шевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 594-597. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18230/ (дата обращения: 16.11.2024).

Известно, что рынок динамично меняется и развивается: в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности возникают и уходят физические и юридические лица.

Несмотря на действия, направленные на прогнозирование рынка, проведение маркетинговых исследований, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность предпринимательская деятельность иногда не приносит ожидаемых результатов. Предприниматель становится неспособным поспевать за тенденциями изменяющейся экономики. Поэтому перед предприятиями возникает выбор: прекращения своей деятельности или финансовое оздоровление фирмы.

К процедурам повышения экономической эффективности предприятий можно отнести реорганизацию, в результате которой предприятие прекращает свою деятельность с правопреемством. Однако если предприятие находится в безнадежном состоянии, то не остается другого выхода кроме как осуществить ликвидацию фирмы.

Зачастую процессам ликвидации и реорганизации подвержены предприятия с задолженностями или с несостоявшейся деятельностью. Поэтому данные процедуры позволяют очищать рынок от экономически неэффективных предприятий.

Ликвидация влечет за собой прекращение предпринимательской деятельности без права правопреемства и может носить как добровольный, так и принудительный характер.

При принятии решения о ликвидации предприятия учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, должны в течение трех дней сообщить об этом в уполномоченный государственный орган в письменном виде. Уполномоченный государственный орган вносит в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации [5].

Затем учредителями или органом, который принял решение о ликвидации, назначается ликвидационная комиссия. Ликвидационная комиссия определяет сроки и порядок проведения мероприятий.

Ликвидационной комиссии необходимо поместить в органах печати публикации о ликвидации предприятия, а также о порядке и сроке заявлений требований ее кредиторов. Помимо этого, кредиторам дополнительно направляется письменное уведомление о ликвидации фирмы. После обращения кредиторов, им полагается выплатить долги. Если денежных средств фирмы недостаточно, ликвидационная комиссия продает имущество компании.

При этом, если ликвидируемое предприятие занимается кредитной деятельностью, то в первую очередь выплачивается задолженность вкладчикам — физическим лицам. Также в числе первоочередников находятся страховые компании с требованиями о погашении затрат в связи с выплатой возмещения по вкладам [6].

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.

Ликвидация заканчивается сдачей ликвидационного баланса. Кроме описанных выше процедур предприятию необходимо: закрыть расчетный счет, передать документы в архив, уничтожить печать.

После проведения данных процедур предприятие считается ликвидированным.

При ликвидации предприятия возникает ряд проблем: увольнение сотрудников, проблемы правопреемства.

При проведении ликвидации руководитель предприятия обязан сообщить в письменной форме органу профсоюзной организации не позднее двух месяцев до начала проведения процедуры [4, ст. 82]. Высвобождаемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, при этом данное пособие выплачивается до трудоустройства (но не более 2-х месяцев) [4, ст. 178].

Проблемы правопреемства возникают при проведении ликвидации путем реорганизации. После реорганизации все обязанности переходят к правопреемнику предприятия. При этом органами ФНС происходит проверка для доначисления налогов в случае неплатежеспособности. При этой проверке правопреемника происходит и проверка деятельности компании-предшественника. В случае обнаружения недоимок в лучшем случае происходит их уплата, однако может быть инициировано уголовное преследование и процедура банкротства организации [2, ст. 69]. Таким образом, процедуру ликвидации посредством реорганизации стоит проводить только в случае полной уверенности в отсутствие долгов у компании-предшественника.

Для характеристики состояния и динамики процессов реорганизации и ликвидации организаций в РФ воспользуемся статистическими данными Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики.

По данным ФНС на 01.03.2015 г. в РФ зарегистрировано 4 691 680 организаций, при этом свою деятельность прекратили 4 14 147 фирм [3]. Исходя из данных таблицы 3, мы видим, что большинство предприятий зарегистрированы путем создания, в то время как путем реорганизации образовано только около 2 % организаций. В то же время при прекращении деятельности мы скорее наблюдаем процесс ликвидации, чем реорганизации. Таким образом, реорганизация в нашей стране является непопулярным способом увеличения экономической эффективности предприятия. Такие же показатели мы видим и по Томской области (таблица 1).

Данное явление можно объяснить тем, что у компании-предшественника могут быть долги или не уплачены налоги, что не является привлекательным для правопреемника.

Таблица 1

Данные о созданных и прекративших деятельность предприятиях на 01.03.2015

 

Организационно-правовая форма

Зарегистрированных

Прекратило деятельность

Путем создания

Путем реорганизации

В результате реорганизации

В связи с ликвидацией

РФ

Коммерческие организации

3 381 931

61 385

368 990

609 046

Общества с ограниченной ответственностью

3 304 056

47 863

297 435

462 314

Акционерные общества

55 042

10 615

45 770

76 323

Некоммерческие организации

337 104

20 841

90 714

115 760

Томская обл.

Все организационно-правовые формы

38 035

936

3 400

12 796

 

Для дальнейшего анализа обратимся к таким показателям как: коэффициент рождаемости организаций и коэффициент официальной ликвидации организаций.

Коэффициент рождаемости — это показатель, характеризующий степень прироста новых предприятий. Численно он равен отношению числа зарегистрированных организаций (за отчетный период) к среднему числу организаций на, рассчитанному на 1000 организаций.

Коэффициент официальной ликвидации напротив характеризует убывание количества предприятий в стране. Он равен отношению числа официально ликвидированных организаций (за отчетный период) к среднему числу организаций, рассчитанному на 1000 организаций [7]. Для удобства данные представлены в виде графика 1.

Рис. 1. Коэффициенты рождаемости и официальной ликвидации организаций

 

Таким образом, анализируя полученные данные можно прийти к выводу, что состояние российской экономики не способствует развитию предпринимательства в стране. Мы видим, что много предприятий ликвидируется, в то же время коэффициент рождаемости слишком мал, чтобы покрыть количество ликвидируемых организаций.

Данное состояние может быть обусловлено несколькими причинами:

-                   сформировавшиеся у населения стереотипы о том, что заниматься предпринимательской деятельностью не очень хорошо;

-                   проблемы финансирования: банки охотнее выдают кредиты крупным предприятиям, нежели чем предприятиям малого и среднего бизнеса;

-                   низкая конкурентоспособность товаров на рынке;

-                   малая эффективность государственной политики развития предпринимательства.

Государство проводит активную политику по вовлечению населения в предпринимательскую деятельность. Так были упрощены процедуры организации, а также порядок проведения инспекций, была снижена фискальная нагрузка и ограничено административное давление [1]. Однако данных мер все еще недостаточно, поэтому государство планирует:

-                   скорректировать тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды для уменьшения нагрузки на предпринимателя;

-                   расширить льготы в сфере информационных технологий;

-                   создать федеральный гарантийный фонд, осуществляющий поддержку малого и среднего бизнеса;

-                   ввести особый налоговый режим для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Данные инициативы еще не воплощены в законопроекты, однако их введение активно обсуждается.

В результате анализа статистических данных по России и Томской области было выявлено, что большинство предприятий регистрируется путем создания, а не реорганизации. Также большинство предприятий прекращает свою деятельность путем ликвидации, а не реорганизации. Таким образом, реорганизация является наименее выгодным с точки зрения предпринимателя путем создания нового предприятия. Помимо этого, были проанализированы данные о рождаемости и ликвидации предприятий. Выяснено, что число зарегистрированных предприятий почти равняется числу ликвидированных, то есть наблюдается упадок предпринимательской деятельности. В работе сформулированы способы улучшения данной ситуации.

 

Литература:

 

1.         Девятаева Н. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их, Издательство «Молодой ученый». — 2014. — № 4. — С. 503–505.

2.    «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. От 08.03.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/

3.    Отчет по форме № 1-ЮР (2015 год) ФНС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nalog.ru/

4.    «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165886/

5.    Учредитель и его фирма: все вопросы. От создания до ликвидации, А. В. Анищенко. — Москва: Эксмо, 2012. — 224 с.

6.    Федеральный закон от 23.12.2003 N 77-ФЗ (ред. От 29.12.2014) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172915/

7.    Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, ликвидационная комиссия, данные, предприятие, реорганизация, большинство предприятий, коэффициент рождаемости, ликвидация предприятия, процесс ликвидации, РФ.


Задать вопрос