Методика конструирования проблемных задач по экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 1637 раз

Библиографическое описание:

Баландина, В. С. Методика конструирования проблемных задач по экономике / В. С. Баландина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1024-1027. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18243/ (дата обращения: 18.12.2024).

Экономика — это наука особенная, являясь теоретической дисциплиной, она в тоже время в большей степени практическая наука. Курс экономики в высшем профессиональном образовании направлен, не столько пополнить дефицит знаний основных экономических законов и концепции, сколько создать условия для реализации экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив.

В структуру проблемного обучения входят проблемные задачи и проблемные ситуации в ходе решения, которых студент усваивает содержание предмета. Проблемность основывается на противоречиях, возникающих в процессе изучения окружающих явлений, объектов т. п. Заменить такие противоречия самостоятельно учащиеся не могут. Проблемная задача является лучшим средством для этого, вызывая у студентов теоретические или практические трудности, связанные с определенными противоречиями.

Для того чтобы создать проблемную задачу необходимо обеспечить учащихся такими практическими или теоретическими заданиями, при выполнении которых они находят для себя новые знания, пути и способы действия. Это первое условие создания проблемной задачи. Кроме нее нужно выполнить еще ряд условий:

1.         Проблемное задание, должно опираться на тех знаниях и умениях, которыми обладают студенты. Задача может вытекать из содержания материала, который изучается, но она должна иметь логическую связь с ним.

2.         Выполнение проблемного задания должно побуждать студентов в потребности получить новые знания и способы действия. Если не учитывать интерес и потребности учащихся, то организовывать проблемное обучение невозможно. Поэтому каждое запланированное проблемное задание необходимо проанализировать как с профессиональной, так и с мотивационной стороны.

3.         Проблемные задачи, которые преподаватель планирует решить на уроке, должны быть обобщающими. Переход от одной проблемной задачи к следующей, которая содержит новые знания или способ действия, должен предусматривать обеспечение дальнейшего развития действий и мышления обучающихся.

Алгоритм создания проблемной задачи включает в себя следующие этапы: поиск противоречий; формулирование проблемного вопроса; подбор дополнительного материала; оформление проблемной задачи

Источником возникновения проблемных задач и движущей силой их решения есть противоречия. Плодотворные условия для творческого мышления складываются тогда, когда учащиеся сталкиваются с противоречиями, которые не способны объяснить на основе имеющихся знаний и опыта, когда возникает проблема, которую необходимо решить. Умственное затруднение преодолевается напряженной мыслительной работой, активными поисками решения задач. На основе противоречий можно выделить ряд таких проблемных задач:

1. Когда идет поиск путей использования имеющихся знаний в новых условиях.

Примером такой проблемы может быть следующая ситуация по теме «Спрос, предложение, рыночная цена». После того, как на уроке были рассмотрены главные экономические факторы (цена одного товара, цены других товаров, доходы покупателей, вкусы на предпочтения покупателей, ожидания покупателей), проиллюстрирован закон спроса на примере с автомобилями (при падении цены с 1300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. величина спроса на автомобили увеличилась на 300 штук, а при увеличении цены с 1300 до 1800 тыс. руб. — уменьшилась на 500 штук) преподаватель ставит перед обучающимися вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда по той же цене, что и раньше, покупатели согласятся приобрести больше блага (автомобилей)?"

Перед учащимися встала проблема, которая заинтересовала их. Им нужно использовать приобретенные уже знания в новых условиях. Каковы же эти условия? Им на помощь приходит преподаватель, применяя корректирующую информацию, и приводит пример увеличения спроса (не величину спроса, а самого спроса) на автомобили. С помощью преподавателя обучающиеся приходят к выводу, что в таких случаях должно произойти событие, которое сделало бы это благо более привлекательным для покупателей, чем раньше.

Какое же это событие? Так, в 2012–13 годах многие банки стали предоставлять желающим автокредиты на привлекательных условиях — и, следовательно, количество желающих приобрести автомобили резко возросло.

В обучении основам экономики часто приходится объяснять учебный материал, в котором сталкиваются суждения «возможно-невозможно», «рационально-нерационально», «влияет на процесс положительно или отрицательно» и др.. Проблемные задачи такого типа играют важную роль в формировании активной мыслительной деятельности учащихся.

Примером такой задачи может быть фрагмент урока по теме «Предприятие и собственность. Формы собственности и организационные формы предприятия». Преподаватель ставит перед студентами проблемный вопрос: «Как создать предприятие из-за недостатка капитала?» Для подготовки обучающихся к решению различных задач по данной проблеме преподаватель подчеркивает тот факт, что довольно часто встречаются ситуации, когда для реализации идеи нужны значительные оборотные средства, а в предприятии их нет. В этом случае возможны два варианта действий: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит [3].

Студенты, обдумывают условия данной задачи, применяя имеющиеся знания и опыт, и приходят к выводу, если предприниматель не уверен в возможности быстрого возврата кредита, то он берет в дело компаньонов, становятся совладельцем бизнеса. Таким способом возможно создание предприятия.

Когда обучающиеся сталкиваются с задачей, в которой с разнообразных знаний или способов действия нужно выбрать необходимые. Этот тип проблемной задачи очень часто возникает при выполнении практических работ, в процессе закрепления учебного материала и т. д.

Например, в процессе выполнения практической работы «Определение структурных элементов производства» обучающимся предлагается выбрать факторы производства (земля, труд, капитал, способности к предпринимательству, информация) в таких производственных ресурсов: Мини-пекарня «Дока-пицца» (капитал). Вода на Малковском водохранилище (земля). Описание метода обработки цветных металлов (информация). Шахтеры шахты «Бошняково» (труд). Документация на новую технологию производства цемента (информация). Рыболовный траулер (капитал).

4.         Когда возникают затруднения влиянием «психологического барьера» предыдущего опыта.

Известная психологическая закономерность — влияние предыдущего опыта на процесс усвоения новых знаний и способов действия, в научной литературе встречается под названиями «психологический барьер».

Суть этого психологического явления заключается в том, что выработанные в процессе практической деятельности умения и навыки тормозят установление новых способов действия. Обучающиеся не могут освободиться от привычных способов действия и пойти путем новых, оригинальных решений.

Движущей силой преодоления влияния «психологического барьера» предыдущего опыта является борьба присущих ему противоположных тенденций — к сохранению и до его изменения.

При обучении экономике такие задачи возникают очень часто. Преподавателю важно видеть их проявление и при необходимости уметь их обострять или снимать путем своевременного вмешательства. Актуализация необходимых знаний и способов действия способствует созданию проблемных задач такого типа. Расширение предыдущих представлений, знаний и умений по вопросам, которые рассматриваются, применение конкретизированных установок предотвращают проявления «психологического барьера» предыдущего опыта.

Формулировка проблемного вопроса. Как говорилось ранее, основу проблемного обучения составляет проблемный вопрос. Главной целью постановки педагогом проблемных вопросов является активизация умственных сил учащихся по решению соответствующих проблем.

Для того чтобы сформулировать проблемный вопрос необходимо изучить информацию на основе чего выделить основные моменты, события, точки зрения. Так же необходимо соблюдать условия, для правильной постановки проблемного вопроса:

1.         Проблемный вопрос должен быть понятным и доступным студентам. Если учащиеся не понимают смысл поставленного вопроса, то и дальнейшая работа по его решению бессмысленна. Поэтому необходимо формулировать вопрос в доступных пониманию учащимся терминах, чтобы все или большинство учеников понимали и уяснили сущность поставленной проблемы.

2.         Вопрос необходимо логически связывать с ранее изученными понятиями и материалом, который подлежит усвоению в определённой ситуации.

3.         Формулировка проблемного вопроса должна вызывать заинтересовать у учащихся.

Основные условия проблемной задачи могут сопровождаться дополнительными материалами.

Источники дополнительной информации могут быть самыми разнообразными.

Если включать в проблемные задачи информацию из СМИ это значительно усилит интерес и потребность студентов в их решении. Так же применение художественной и публицистической литературы, развивает нравственную черту студента.

Дополнительную информацию можно получить при изучении научных статей, монографии и т. д. Использование научной литературы придает проблемной задачи строгость и корректность. Обычно научная статья отличается глубоким и всесторонним рассмотрением какого-либо вопроса. Научная монография дает всестороннюю характеристику предмета исследования.

Безграничным источником материала для проблемной задачи является интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Правильное оформление проблемной задачи служит одним из основных условий развития умственных способностей учащихся.

В структуре проблемной задачи выделяются следующие составные элементы:

1)       условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-то параметры решения;

2)       требование, что необходимо сделать для решения задачи;

3)       неизвестное, искомое, нахождение которого приводит к новым знаниям или способам действия [4].

Проблемные задачи можно представлять в различных формах:

1.      Классическая проблемная задача

Проблемная задача предоставляется учащимся в печатном виде с указанием параметров и условии решения.

2.      Кейс- метод.

Кейс- метод включает в себя описание конкретной задачи (ситуации), предназначенной для обучения студентов анализу и обобщению разных видов информации, умению формулировать проблемы и самостоятельно вырабатывать возможные пути ее решения. При этом учебный материал подается учащимся в виде проблемы, а знания приобретаются в ходе активной и творческой деятельности.

Основными особенностями кейс- метода являются: описание конкретной и реальной проблемной задачи; многовариантность решения проблемной задачи; единая цель и коллективная работа по разработке решения; эмоционально напряженное состояние учащихся.

Использование кейс-метода в обучении студентов экономических специальностей позволяет повысить познавательный интерес и мотивацию к изучаемым дисциплинам.

Представление проблемной задачи в виде кейс- метода позволяет учащихся самостоятельно разрешать противоречия, в результате чего происходит развитие творческого мышления и овладение студентов профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Кейс включает в себя:

1.      Задачу (ситуацию) — задачей выступает история, случай из реальной жизни

2.      Контекст задачи — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников задачи.

3.      Комментарий к задачи, представленный автором кейса.

4.      Вопросы или задания для работы с кейсом.

Кейс можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. В ходе индивидуальной работы учащиеся знакомятся с материалом задачи, обдумывают и готовят свои точки зрения по представленным вопросам.

В процессе групповой работы (по 6–7 человек) учащиеся знакомятся с различными представлениями проблемной задачи и способах её решения, находят среди множества вариантов решения наиболее оптимальный и учатся взаимодействовать в группе.

Итогом работы над кейсом может являться как устное обсуждение проблем и путей ее решение, так и письменные отчеты учащихся.

3.      Веб-квест

Веб-квест представляет собой сайт в Интернете, с которым работают студенты выполняя разнообразные задачи. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе [2].

Основной особенностью веб-квестов является то, что часть или вся информация в ходе как индивидуальной, так и групповой работы находится на различных веб-сайтах. Представление проблемных задач в форме веб-квеста представляет большой практический интерес, но требует проведение более глубоких научно-методических исследований.

Таким образом, выполнение предложенного алгоритма способствует более глубокой проработке учебно-методического содержания проблемных задач для занятий по экономическим дисциплинам. Постановка проблемных задач в учебном процессе приводит к повышению познавательной потребности учащихся, вследствие чего усиливается мыслительная деятельность и в конечном итоге мотивация к обучению. Так же применение современных методов позволит наиболее полно сформировать у выпускников вузов те компетенции, которые требуются сегодня в международную профессиональную и научную среду.

 

Литература:

 

1.                  Кутькина, О. П. Развитие критического мышления средствами технологии проблемного обучения [Текст] /О. П. Кутькина // МНКО. 2013.№ 6. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-sredstvami-tehnologii-problemnogo-obucheniya

2.                  Мельник, О. Г. Веб-квест в обучении студентов [Текст]/ О. Г. Мельник // Известия Южного федерального университета. 2010. № 10. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-v-obuchenii-studentov

3.                  Ревенко, Н. Ф. Экономика предприятия. Сборник задач [Текст]/ Н. Ф. Ревенко, А. Г. Схиртладзе, К. Д. Гайворонская- М.: Высш.школа, 2007- 191с.

4.                  Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения [Текст]/ В. А. Ситаров / / Знание.Понимание.Умение. 2009.№ 1 Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/1/Sitarov/

5.                  Скворцов, А. В. Роль проблемного обучения в подготовке бакалавров педагогического образования [Текст]/ А. В. Скворцов / / Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013.№ 3. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/rol-problemnogo-obucheniya-v-podgotovke-bakalavrov-pedagogicheskogo-obrazovaniya

Основные термины (генерируются автоматически): проблемная задача, задача, способ действия, знание, предыдущий опыт, учащийся, групповая работа, проблемное обучение, решение, учебный материал.


Задать вопрос