Статья помогает раскрыть сущностьформирования этнической толерантности при изучении раздела «Технология обработки пищевых продуктов» во внеклассной работе по технологии.
Ключевые слова: внеклассная работа, этническая толерантность, традиции, кулинария.
The article helps to reveal the essence of the formation of ethnic tolerance in the study under «food processing» in class work on the technology.
Keywords:class work, ethnic tolerance, traditions, cooking.
Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.
Такая работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.
Внеклассная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.
Проблема формирования толерантности актуальна для подростков и молодежи огромной, многонациональной страны. Очевидно, что процесс формирования «уважения к другой культуре», неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания, следует начинать как можно раньше. Именно поэтому в городских программах «толерантность», «воспитание культуры толерантности через систему образования» рассматривается как одно из приоритетных направлений.
Развитие толерантности у учащихся в учебно-воспитательном процессе — это целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия одного индивидуума с другими, какими бы в глазах учащегося они не были.
Уникальность предмета «Технология» состоит в том, что в рамках данного предмета можно соединить историю и современность, приобщить к народным традициям и получить трудовые навыки, провести интеграцию с другими предметами «преломляясь» в сторону культуры разных народов. Предметная область «Технология» позволяет значительно шире познакомить учащихся с родной культурой, а также приобщить их к обычаям народа, населяющего родной край, сформировать нравственно-эстетическую отзывчивость к народным традициям, дать современный научно обоснованный взгляд на их развитие. Возросший в последнее интерес общества к историческому наследию своих предков, позволяет работать над такой темой, как «Изучение народных традиций на уроках технологии и во внеурочной деятельности как средство развития интереса к культуре родного края».
У каждого учителя есть разделы программ, которые ему ближе и интереснее. Учебная программа раздела «Технология обработки пищевых продуктов» позволяет детям познакомиться с многообразием и традициями кухни русского и других народов. На основе изученного теоретического материала нами были разработаны следующие внеклассные мероприятия в рамках этого раздела:
1. Журнал «Традиции русской кухни», целью которого было
- познакомить с традициями русской кухни;
- развивать навыки сервировки стола, умение встречать гостей;
- воспитывать бережливость, внимание к окружающим, любовь к отечественной культуре.
2. Игровой урок «Особенности национальной кухни США» целью которого было
- познакомить с традициями и особенностями кухни США;
- изучить популярные блюда американской кухни;
- воспитывать толерантное отношение к жителям США.
3. Кулинарный поединок «Современные французские десерты» целью которого было
- познакомить с традициями в технологии приготовления десертной подукции французской кухни;
- изучить современные технологии приготовления десертной подукции французской кухни;
- воспитывать толерантное отношение к гражданам Франции.
Все эти мероприятия ориентированы на воспитание толерантности, так как они:
- знакомят с самобытностью национальных культур, с традициями и обычаями;
- развивают языковые навыки и умения учащихся;
- развивают их коммуникативные способности;
- расширяют представления о национальных кухнях зарубежных стран;
- учащиеся овладевают языковой, этической, исторической культурой.