Актуальность работы вызвана необходимостью применения методов цветовых решений при проектировании упаковочной продукции.
Цель: поиск цветовых решений, учитывая особенности использования и назначение упаковочной продукции, выявление параметров влияния цвета на психологию и физиологию человека.
Методы исследования: поиск образа логотипа и его цветовое решение; исследование и определение цветовых решений для модулей упаковки; исследование теорий колористики и выбор цвета для элементов упаковки.
Результаты: Выявлены методы и основные принципы колористики при проектировании упаковочной продукции. Исследовано влияние цвета на психологию и физиологию человека. Разработано композиционное решение цветовых акцентов, благодаря которому достигнута функциональная нагрузка упаковки.
Товар, который появляется на рынке, имеет свою марку и оформление, которые постоянно и ежедневно общаются с потенциальными покупателями. Броская, привлекательная упаковка, способная остановить на себе взгляд покупателя при первом же контакте на месте продажи, может сэкономить производителю значительные суммы рекламного бюджета, поскольку сама является лучшей рекламой товара. По статистике около 80 % решений о покупке принимается непосредственно в торговой точке.
Особое впечатление придается цвету упаковки, потому что в пространстве его замечают первым. Своеобразие психологического воздействия цвета проявляется в том, что по сравнению с текстом он имеет более древнее происхождение и затрагивает чувства, а текст — интеллект [3].
Наука о цвете, знания о природе цвета, гармоничное сочетание цветов в наши дни является важной темой исследований в области дизайна. После того, как были проведены многочисленные тесты, результатами которых было выявлено, что отдельные цвета и оттенки воздействуют на психологию и физиологию человека, цвета стали использовать целенаправленно: в рекламе, в сфере моды, в кино и журналах. На пример, в рекламе детской одежды преобладают пастельные тона, в рекламе молочной продукции-белые, в рекламе кофе-коричневые.
Так же цветовая гамма играет большую роль в жизни общества в целом (в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике для передачи информации). В таких случаях цвета используются как символы, которые заменяют понятия в правилах поведения. Так сигнальные огни на транспортных магистралях меняются и разрешают или запрещают движение. В промышленности цвета используются как символы для маркировки трубопроводов с различными веществами или температурами, информационных карт, спецодежды. Цвета используются для создания психологических акцентов, которые увеличивают производительность труда и уменьшают утомляемость работников.
У человека восприятие цвета частично изменяется в зависимости от его психофизического состояния, например, усиливается в опасных ситуациях, уменьшается при усталости. А сами же цвета воздействуют на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние.
В рамках учебного процесса Томского Политехнического Университета по дисциплине дизайн-проектирование было выдано задание, которое заключалось в проектировании противоударной упаковки для ёлочных игрушек, правильном подборе цветов. Само понятие упаковка подразумевает внешнюю оболочку товара, выполняющую роль хранения, защиты, а также рекламы и бренда компании. Материалы, которые часто используются для создания упаковки — это бумага, картон, полиэтилен, дерево. В данном случаи в качестве материала был выбран цветной картон, так как он может обеспечить необходимую прочность изделия и оригинальный внешний вид.
Для начала было необходимо разработать логотип, который бы ассоциировался с праздником. Логотип — это оригинальное специально разработанное начертание, являющееся важнейшим элементом, от качества разработки которого, зависит общее впечатление обо всем фирменном стиле. В первую очередь важно найти сам образ логотипа. Это может быть изображение, надпись или сочетание изображения и надписи. В дальнейшей работе в качестве основы художественного образа был взят рисунок ёлочки со звездой, так как это изображение наиболее точно характеризует суть данного изделия. Основные свойства логотипа это: оригинальность, лаконичность и простота восприятия. Благодаря цвету он должен быть выразительным, это качество, которое отвечает за узнаваемость логотипа. Исходя из упомянутых критериев в качестве цветового решения были выбраны оттенки зеленного и желтого (Рис.1. Логотип). Зеленый цвет вызывает чувство уравновешенности, снижает усталость, помогает сконцентрироваться. Зеленый — это цвет ели, которая является главным украшением новогоднего праздника. Желтый цвет способствует решению задач, стимулирует мозг, вызывает положительные эмоции. Этот жизнерадостный цвет позволяет расширять горизонты. Он ассоциируется с детским смехом, весельем, задором, предпраздничным настроением.
Рис.1. Логотип
Упаковка включает в себя модули, в которые помещают игрушки (Рис.2. Предполагаемая ёлочная игрушка и её размеры), коробку и пакет. Модули (Рис.3. Модули) можно комбинировать, они состоят из двух цветов (желтый и зеленый), это обуславливается расположением модулей. Выдержано цветовое равновесие. Цвета не кажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает над другими, потому что подобрана равномерная насыщенность зеленого и желтого.
Рис.2. Предполагаемая ёлочная игрушка и её размеры
Рис.3. Модули и размеры одного модуля
Цвет коробки и пакета красный, поскольку это цвет праздника, подарков. Выбирая красный, было решено опираться на теорию Гёте. По его мнению, красный и зеленый гармонично сочетаются. Он считал, что классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале цветового круга: оранжевый-зеленый, фиолетовый-голубой, пурпурный-оранжевый. Эти цвета и не близкие, и не далекие, они не имеют ясности выражения. Справа на одной из сторон коробки расположен логотип. На крышке коробки изображены желтые звезды. На пакете логотип расположен в центре. Такое сочетание цветов и расположение логотипа на элементах упаковки придает пропорциональность, уравновешенность, меру композиции, то есть нечего добавить и убрать.
Рис.4. Схема сборки
Подбор правильного сочетания цветов при проектировании противоударной упаковки для ёлочных игрушек является актуальной и достаточно интересной задачей, в осуществлении которой приходится решать широкий перечень вопросов таких как, узнаваемость логотипа за счет цветового решения, цветовое равновесие, гармоничность, ясность выражения, мера композиции. Все эти вопросы приходится решать дизайнеру, учитывая особенности каждого элемента упаковки.
Таким образом, упаковка является важным элементом, который должен придавать завершенность товару и «усиливать» его. Этого можно добиться грамотным размещением цветовой гаммы.
Литература:
1. Алексеев С. О колорите: книга/ С. Алексеев- Москва: Изобразительное искусство, 1974.- 175 с.
2. Иттен И. Искусство цвета: книга/ И. Иттен- Москва: Д. Аронов, 2014.- 96 с.
3. Ковалева Л. А., Кострыкин С. А. Воздействие цвета в дизайне упаковки молочных продуктов на восприятие потребителей. URL: http://www.amursu.ru/attachments/article/9533/N50_37.pdf. (дата обращения: 10.04.2015)
4. Подбор гармоничных цветовых сочетаний из двух — трех тонов для выражения психо — эмоциональной сферы человека.URL: http://studopedia.info/1–41077.html (дата обращения: 19.03.15)
5. Четыре правила профессионального дизайна. URL: http://fmi.asf.ru/Library/Book/HTML/4rules.html (дата обращения: 19.03.15)