Прогнозы экспертов относительно дальнейшего развития авторынка в РФ неоднозначны. В частности, аналитики сходятся во мнении о стагнации отечественного авторынка в среднесрочной перспективе, однако, по мнению ряда экономистов, стагнация выразится в снижении темпов роста, а именно: прогнозируемый в 2015 году рост продаж автомобилей составит 3–5 %.
По мнению другой группы экспертов, стагнация выразится в сокращении объемов продаж автомобилей в 2015 году примерно на 5 % по сравнению с годом ранее.
Банкиры же готовятся к худшим временам и говорят, что автокредитование будет сворачиваться. Повышение Центробанком ключевой ставки на 17 % повлекло за собой далеко идущие последствия. Начиная с 2014 года некоторые банки временно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование.
Так Райффайзенбанк, который входил в десятку крупнейших игроков рынка автокредитования прекратил выдавать автокредиты. Такое решение связано с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе — указано в пресс-релизе «Райффайзена» [7].
В 2015 году ожидается снижение объемов продаж легковых автомобилей по базовому сценарию до 1,6 млн. шт, по оптимистичному сценарию до 1,8 млн. шт. При том что в 2014 году объем продаж составлял 2,3 млн. шт. После 2015 года объемы продаж по прогнозам будут расти, так в 2016 году ожидается (по базовому сценарию) — 1,6 млн. шт., то в 2020 году объем продаж легковых автомобилей достигнет уровня объема продаж 2011 года и составит 2,8 млн. шт. Оперируя, такими прогнозами Райффайзенбанк покинул рынок автокредитования, снизив, тем самым расходы, и сконцентрировавшись на других более перспективных банковских продуктах.
Также «Кредит Европа Банк» взял-тайм аут до 2016 года, также в связи с неоптимистичными прогнозами на ближайшие годы авторынка.
Агентство Moody’s (международное рейтинговое агентство) при текущей ставке, а также росте проблемных активов прогнозирует убыток российских банков по итогам года в районе 1 трлн. рублей. Если она не будет понижена хотя бы до 12 % в течение ближайших 4-х месяцев, то процентный доход снизится на 30 %. Полученной суммарно по итогу года прибыли будет недостаточно для покрытия расходов самих банков.
Однако, как стало известно из сообщений информационного центра, в ближайшее время ожидается корректировка показателей и нынешние ссудные выплаты в размере 15–16 % могут стать недосягаемыми
В то же время согласно Стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года, утвержденной Минпромторгом, ежегодный объем продаж автомобилей вплоть до 2015 года составит 2,6–2,9 млн. шт.
Согласно прогнозу АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса), в 2015 году российский авторынок сократится еще на 600 тыс. машин, или 24 %, до 1,89 млн штук.
По оценкам PwC (международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита) в 2015 году ожидается снижение продаж. Эксперты PwC отмечают, что рост цен на автомобили, зафиксированный в конце 2014 года, продолжится и в 2015 году, что будет негативно сказываться на динамике рынка. По отдельным производителям этот показатель уже составил десятки процентов [1].
Немаловажную роль в развитии автомобильного рынка играет его структура. Наибольшую долю на российском авторынке занимают автомобили, произведенные на территории РФ.
В свою очередь, отечественная автопродукция делится на две доли — это отечественные бренды и иномарки российского производства. Особенностью последнего десятилетия стало значительное снижение спроса на российские автомобили, и как следствие, сокращение его доли в общей структуре продаж новых автомобилей с 63 % в 2003 году до 18 % в 2014 году.
Объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3 %. Можно предположить, что снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам.
Большинство банков в условиях ухудшения операционной среды ужесточили требования к заемщикам, тем самым ограничив объем открываемых кредитных лимитов.
В перспективе динамика рынка автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов.
Государственная программа льготного автокредитования сейчас необходима для поддержания этого сегмента.
Без льгот и госпрограмм субсидирования сегмент автокредитования начнет свое восстановление не раньше 2016 года.
Также рассматривается разрешение на использование материнского капитала для покупки транспортного средства. С 1 января 2015 года размер материнского (семейного) капитала составляет 453 026 рублей.
Темпы роста рынка автокредитования теснейшим образом связаны с темпами развития самого рынка продаж автомобилей. Причем зависимость как прямая, так и обратная. Чем больше продажи автомобилей, тем больше выдается кредитов — люди удовлетворяют свою потребность в новом или лучшем авто с помощью заемных средств. Но также верно, что кредитование стимулирует продажи машин, приводя к увеличению объемов этого рынка.
Дальнейший рост сегмента будет зависеть от стоимости заемных средств, адекватности ценовой политики банков и уверенности потребителей в завтрашнем дне. Наиболее комфортной считается ставка в 13 %-14 % годовых.
По оценке «Ассоциации российских банков» [5] самая выгодная процентная ставка по такому займу сроком на три года еще совсем недавно составляла 8,5 % годовых (в Альфа-Банке). Сейчас же минимальный процент, указанный на сайте — 23,49 % годовых.
Если российские универсальные банки не внесут коррективы в свои подходы к автокредитованию, то с учетом выравнивания условий доступа на российский рынок банковских услуг уже в среднесрочной перспективе лидирующие позиции на отечественном рынке автокредитования могут занять кэптивные банки.
Примером такого банка может служить Альфа-Банк, который создавался для обслуживания компаний «Альфа-Групп». Однако со временем он стал одним из ведущих частных банков.
Чтобы стабилизировать ситуацию на российском автомобильном рынке, так как произошло существенное снижение спроса, и эксперты прогнозировали ухудшение этой тенденции к концу года, необходимо:
- провести субсидирование ставок по автокредитам населению;
- реализовать федеральную программу по утилизации автомобилей [3];
- понизить таможенные пошлины на автомобили иностранного производства, что приведет к снижению цен на б/у автомобили, доступности покупки авто гражданам с доходом ниже среднего, а значит решится проблема с недостаточной платёжеспособностью.
- снижение стоимости страховок также повысит интерес к покупке авто.
- установление льготного тарифа на железнодорожные перевозки автомобилей на расстояние от 1 до 3 тыс. км, как результат снижение стоимости автомобилей.
- обнуление импортных пошлин отдельные автокомпоненты для промышленной сборки.
- прямое субсидирование и предоставление гарантий для поддержки реструктуризации отечественных производителей комплектующих.
- изменение сроков перехода на экологический стандарт Евро-4.
- льготное кредитование. Льготные условия, разработанные Госдумой в 2009 году, способствуют поддержке постоянного спроса на продукцию отечественного автопрома. Для этой цели государством выделяются большие денежные средства.
Многие дилеры рассчитывают на восстановление потребительского интереса к автокредитованию. Однако через какое время спрос на автокредиты восстановится, сказать сложно. Вероятно, на это потребуется длительное время. Напомним, программа льготного автокредитования уже действовала в 2013 году. Минпромторг тогда компенсировал 75 % от ставки рефинансирования Центробанка (8 %). Всего по программе было выдано 280 тыс. льготных кредитов на 8,6 млрд руб.;
- снижение ключевой ставки. Так как ставки по автокредиатм напрямую зависят от ключевой ставки ЦБ. Так в 2015 году ключевая ставка снижалась уже дважды. 30 января с 17 % до 15 %, а 13 марта ЦБ снизил ее еще на 1 процентный пункт.
Так Россельхозбанк изменил в марте 2015 ставки по автокредитам, теперь приобрести новый автомобиль иностранного или отечественного производства можно под 23,5 %—25 % годовых, а подержанный автомобиль под 25,5 %—27 % (ранее ставки составляли 21 %—26 % и 23 %—28 % соответственно).
А в банке «Советский» повысили годовые ставки по займам на покупку автотранспорта. Сейчас они находятся в пределах от 32 до 35 процентов. Повышение произошло на величину до пяти процентов.
- cнижение ставок по кредитам. Вопрос снижения ставки по кредитам коммерческих банков зависит еще от нескольких аспектов. Ключевая ставка оказывает прямое, но далеко не главенствующее влияние на этот процесс. Банковские организации осознают, что в стране при сложившихся тяжелых экономических условиях растут риски невозврата кредитов.
От этого они и пытаются заранее себя обезопасить. Однако обесценивание кредитных портфелей банков возможно только при наступлении сразу нескольких неблагоприятных событий. К ним относятся падение ВВП на 6 %, достижение уровня безработицы значения более 10 % и падение уровня доходов населения на 10 %. Именно это может в существенной мере повлиять на финансовую стабильность отдельных банков.
- cтабилизировать курс рубля по отношению к доллару. В последнее время ввиду стремительного проседания курса национальной валюты последовало поднятие ключевой ставки ЦБ, как мы выяснили ранее, оказывает влияние на уровень ставок по кредитам.
Таким образом, по результатам анализа прогнозов банков и консалтинговых компаний, рынок автокредитования в России, в связи со сложившейся сложной экономической ситуацией, находится в не лучшем положении. В ближайшие 3 года ожидается снижение объемов продаж автомобилей, по причины низкого уровня дохода населения и повышения цен на жизненно необходимые продукты и товары, повышения процентных ставок по автокредиту.
В такой ситуации автомобильный рынок крайне нуждается в поддержке со стороны государства. За счет введения различных программ, стимулирующих покупателей к приобретению автомобилей. Таких как: льготное кредитование; программы по утилизации автомобилей, субсидирование ставок по автокредитам и др.
Литература:
1. Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/press-releases/2015/automotive_results.jhtml. — 09.02.2015.
2. Автокредит под крышей государства [Электронный ресурс]. РБК. Ежедневная деловая газета. — Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/addition/article/562949989343032. — 24.10.2013.
3. Вовк В. Я. Кредитование и контроль: учеб. пособие / В. Я. Вовк, О. В. Хмеленко. — Москва: Знание, 2010. — 463 с. — ISBN: 966–8327–86–1.
4. Динамика выдачи автокредитов в России [Электронный ресурс]. / АВТОСТАТ. — Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/8715/
5. Как изменится жизнь автомобилистов в 2015 году [Электронный ресурс]. / ПЛЮС БАНК. — Режим доступа: http://arb.ru/b2b/press/_2015_-9899579/?sphrase_id=122067. — 15.03.2015.
6. Льготное автокредитование возобновят с 1 апреля [Электронный ресурс]. / Вести Экономика. — Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/54649. — 17.03.2015.
7. Официальный сайт Райффайзенбанка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.raiffeisen.ru/.
8. Сошина В. А. На рынке автокредитования останется не более 20 банков / В. А. Сошина // Банковское обозрение. — 2014. — № 10.