Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, биржа.
Рынок государственных ценных бумаг является одной из главных составляющих фондового рынка. В странах, где развита рыночная экономика, можно наблюдать, как рынок государственных ценных бумаг выполняет централизованное заимствование свободных денежных средств коммерческих банков, различных инвестиционных и финансовых корпораций, различных предприятий и населения. [1]
Рынок ценных бумаг это сложный механизм, целая система, включающая в себя множество аспектов. Одним из основных моментов в этом вопросе является контроль и регулирование данного рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [2]
Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:
1. Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
2. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
3. Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
Обычно выделяют следующие цели регулирования:
1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.
2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.
3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.
4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности
5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур. [3]
Государство является одним из первых регулирующих сил. Оно должно сформировать эффективную политику в отношении развития и регулирования рынка ценных бумаг, что подразумевает создать определенную схему для наиболее выгодного функционирования рынка в условиях тех или иных особенностей экономики, обычаев и традиций страны.
Не смотря на то, что на первый взгляд, кажется, что государство влияет на регулирование рынка ценных бумаг во всех странах в одинаковой степени, стоит отметить, что это не так. Это видно при сравнении систем регулирования России и Великобритании.
Одна из особенностей рынка ценных бумаг заключается в том, что ценности, которые находятся в обороте этого рынка, представляют собой совокупность прав и не существуют обособлено от нормативной правовой базы, которую обеспечивает государство. Поэтому можно сказать, что государство выполняет функцию системообразования. Т.е. государство создает систему, регулирующую рынок и также эта система обеспечивает его правильное функционирование. Один из ключевых элементов системообразующей функции государства, является развитие системы правоприменения и это же является приоритетным направлением государственной политики.
Со времени образования рынка ценных бумаг, в мире стали складываться различные системы регулирования, сейчас сформировалось две модели того, как государство влияет на становление рынка ценных бумаг.
Первая из них, когда регулирование большей части рынка ценных бумаг производится именно государственными органами. И лишь только небольшая часть рынка контролируется не государством, а различными органами по контролю, надзору и т. д. (по другому их называют саморегулируемые организации). Их суть заключается в том, что государство дает им право устанавливать свои правила при проверке и контроле. Пример такой страны — Франция.
Вторая модель — такая ситуация в стране, когда больший объем РЦБ передается саморегулируемым организациям. В таком случае, в контроле больший смысл играют переговоры между участниками рынка, различные согласования и договоренности, при этом, государство выступает не просто в роли наблюдателя за таким процессом, но и оно всё же остается основным контролером, и имеет право вмешаться в любой процесс регулирования самостоятельными организациями. Примером такой модели является Великобритания.
Рассматривая Россию, стоит сказать, что основным органом, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг в стране, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Она состоит из центрального аппарата и территориальных органов. Центральный аппарат состоит из 14 управлений, каждый из них отвечает за различные процессы, как эмиссия, мониторинг, правовое регулирование, деятельность профессиональных участников. Соответственно, все отделы связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Эта реформа была введена после 2004 года, когда некоторые обособленные органы, которые регулировали только рынок ценных бумаг и активность бирж, были признаны недействительными.
В России Государство выполняет следующие функции на рынке ценных бумаг:
1. Разрабатывает различные программы и стратегии по наилучшему развитию рынка ценных бумаг, наблюдает и регулирует за исполнением этой программы, вырабатывает законодательные акты для реализации этих стратегий;
2. Устанавливает основные требования и правила для участников рынка ценных бумаг;
3. Обеспечивает контроль за безопасностью на рынке и его устойчивости;
4. Своевременно информирует всех инвесторов о состоянии на рынке ценных бумаг;
5. Составляет государственные системы страхования на рынке ценных бумаг;
6. Контролирует за вложениями инвестиций в государственные ценные бумаги. [4]
Основное воздействие о н государства на рынок ценных бумаг несут нормативно- правовые акты, которые являются регуляторами рынка. Именно с их помощью государство может не просто контролировать рынок, но и положительно влиять на общую ситуацию, возникающую на рынке и повлиять на скорость становления фондового рынка.
Как говорилось ранее, в Великобритании несколько иная система регулирования рынка ценных бумаг, отличная от Российской системы. Она включает в себя большую степень регулирования со стороны саморегулируемых организаций.
Великобритания — страна с уже давно сложившимся рынком ценных бумаг, а последние изменения в данном вопросе показывают, что правительство Великобритании стремится создать более надежную законодательную основу для своевременного перехода от контроля и регуляции фондового рынка традициями к контролю и регуляции на основе законодательных актов. [5]
В основном регулирование производится специальными не государственными органами, конечно же в основе их работы лежат законы, но тем не менее, государство не проявляет никакого давления на эти организации, именно это является основным отличием.
Сейчас действует пять саморегулируещих органов (СРО), которые выполняют функции, делегированные советом по финансовым услугам, наиболее значимые из них:
1. Совет по ценным бумагам и фьючерсам (SFA), который регулирует деятельность фирм, которые совершают инвестиционную деятельность с ценными бумагами, еврооблигациями, финансовыми и товарными фьючерсами.
2. Организация инвестиционых управляющих (IMRO), она регулирует деятельность институтов коллективного инвестирования, которые командуют разными фондами.
3. Совет по личным инвестициям (PIA). PIA главный орган наблюдения за деятельностью компаний, что действуют на рынке страхования и инвестиций, в том числе предприятия взаимного страхования, общих юнит-трастов инвестиционных компаний.
В Англии работать на рынке ценных бумаг, можно только если ты являешься членом одной или нескольких саморегулирующихся организаций.
Такой механизм регулирования делает рынок ценных бумаг Великобритании одним из самых развитых и организованных в Мире. В такой системе есть плюс, так как контроль и регулирование возлагается на негосударственные органы, чьи правила совпадают с правилами государства, это делает их крайне заинтересованными в соблюдении этих самых правил.
В России же РЦБ был сформирован в свое время с большим количеством финансовых пирамид, а резкий переход страны на рыночную экономику и в последствии крах этих пирамид привел к нестабильной ситуации на рынке ценных бумаг. Обеспокоенность и недоверие населения к вложениям такого рода ставили развитие данного рынка в нашей стране под угрозу. Но сейчас, государство старается контролировать РЦБ и создавать наиболее выгодные программы для улучшения рынка.
В заключении можно сказать, что каждой модели регулирования присущи свои преимущества и недостатки, они достаточно различны между собой, но не смотря на это, государство должно оставаться мощнейшей и основной силой, которая обязана проводить контроль и регулирование рынка в целях его перспективного развития.
На сегодняшний момент, на фоне различных событий в мире, из-за нестабильной экономической ситуации и разногласий в отношениях стран и по многим другим факторам, ситуация на рынках рассматриваемых мною стран, может кардинально измениться. Но чтобы был нанесен наименьший вред по фондовым рынкам, государствам следует как можно лучше систематизировать механизм регулирования и контроля рынка ценных бумаг. Стоит опираться на экономические показатели динамики развития рынка и проводить своевременные анализы его состояния.
Многое зависит от структуризации рынка и следует выбирать наиболее правильные методы и способы регулирования данного сегмента фондового рынка, чтобы достичь поставленной цели, оставлять данный элемент в стабильном состоянии и гарантировать ему дальнейшее позитивное развитие.
Литература:
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г. (с изм. и доп.)
2. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участиники.- М., 2012
3. Галанов В. Рынок ценных бумаг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2012.-448 с.
4. Кузнецов Б. Т. Рынок ценных бумаг: учебное пособие.-M.: Юнити-Дана, 2012 год
5. Рубцов Б. Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М.: Инфра-М, 2010. С. 166–173