Формирование профессиональных качеств будущих дизайнеров средствами кейс-мeтoда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Бормашова, Л. А. Формирование профессиональных качеств будущих дизайнеров средствами кейс-мeтoда / Л. А. Бормашова, О. В. Серова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1034-1037. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18287/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье рассмотрены аспекты подготовки будущих дизайнеров в условиях модернизации современного общества. Рассмотрена сущность метода кейсов, который имеет отличие от традиционных методов обучения. Определены профессиональные качества будущих дизайнеров формируемые средствами кейс-метода.

Ключевые слова: кейс-метод, профессиональные качества.

 

Подготовка будущих дизайнеров обусловлена необходимостью повышения эффективности профессионального развития специалистов данной отpасли, что связано с динамизмом развития и модеpнизацией совpеменного общества, с его возpастающими потребностями в самых pазных услугах.

В условиях все ускоpяющегося экономического и социального pазвития общества будущий дизайнер должен иметь глубокую теоpетическую и, что особенно важно, пpактическую подготовку для пpофессиональной деятельности, чтобы гибко pеагиpовать на изменение внешней сpеды и творчески подходить к pешению пpофессиональных задач.

Подготовка квалифициpованного pаботника соответствующего уpовня и пpофиля, конкуpентоспособного на pынке тpуда, ответственного, свободно владеющего своей пpофессией и оpиентиpованного в смежных областях деятельности, способного к эффективной pаботе по специальности является основной целью пpофессионального образования.

Одной из наиболее значительных инноваций последнего десятилетия стал метод кейсов, который заключается в том, что в отличие от традиционного доставляет обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности обучающихся, их творческой активности. Он направлен на то, чтобы сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию.

Сущность кейс — метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов, — утверждает Осипов И. В. [1, с.31].

Кейс-технологии помогают развить умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации, развивают такие профессиональные качества, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умения четко формулировать и высказывать свою позицию, умения общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.

Использование «кейсового» подхода имеет явные преимущества перед простым изложением лекционного материала.

Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалистов. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студента по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания [2].

Актуальность метода заключается в том, что он:

-          побуждает к активному участию в учебном процессе;

-          побуждает к совместному обучению в группах;

-          развивает критическое мышление, анализ текстовой информации;

-          стимулирует самостоятельную работу по получению дополнительной информации;

-          развивает умение формулировать проблему,

-          выделять аргументы, доказательства, критерии оценивания;

-          развивает коммуникативную культуру.

В качестве практической реализации теоретических аспектов кейс- метода был разработан проект занятия по дисциплине «Проектирование».

Содержание кейса:

-     Раздел программы

-     Тема программы

-     Тема занятия

-     Цели занятия

-     Задание

Алгоритм работы над заданием

-     Режим работы

-     Теоретический материал по теме “Лестницы”

-     Критерии оценки по этапам занятия

-     Раздел программы: Проектирование.

-     Тема программы: Виды зданий и их элементы.

-     Тема занятия: Лестницы.

Цели:

1.    Образовательная цель: научить основным элементам лестницы и познакомимся с порядком вычерчивания лестницы в разрезе и плане..

2.    Развивающая цель: развитие профессиональных навыков и качеству учащихся.

3.    Воспитательная цель: воспитать ответственное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Задание:                                       

Представьте ситуацию. Вы закончили учебное заведение. Получили диплом по профессии «Дизайнер интерьера». В престижной дизайн — компании, куда вы устроились на работу дизайнером интерьера, вам поручили разработать проект по созданию внутриквартирной лестницы. Проанализируйте предложенную информацию, придумайте проект и составьте.

Алгоритм работы над заданием:

1.    Почитайте и осмыслите теоретический материал по теме.

2.    Проанализируйте виды лестниц.

3.    Определить вид лестниц.

4.    Сделайте компоновку изображений на листе.

5.    Нанесите изображения элементов лестницы.

6.    Нанесите размерные линии, условные знаки, размерные числа.

7.    Укажите масштаб.

8.    Заполните основную надпись.

Таблица 1

Режим работы

№ п/п

Этап занятия

Время на этап (в мин)

1

Организационная часть

5

2

Ознакомление с предложенным материалом

30

3

Работа студентов в микрогруппах

45

4

Оформление студентами итогов работы

5

5

Подведение итогов занятия

5

 

Организационный момент

1.    Взаимное приветствие.

2.    Отметка присутствующих.

Ознакомление с предложенным материалом.

1.    Прочитать кейс.

2.    Найти новый способ решения проблемы.

Работа студентов в микро группах.

1.    Обсудить результаты работы с кейсом.

2.    Отработать групповые варианты модели решения проблемы.

3.    Подготовить материал для обсуждения и оценивание результатов работы в подгруппах.

Оформление студентами итогов работы.

1.    Показ вариантов.

2.    Выслушать вариант решения проблемы каждой микро группы.

3.    При этом полученные знания корректируются, уточняются, дополняются.

4.    Нахождение оптимального решения проблемы

Подведение итогов занятия

1.    Выбрать лучший вариант решения проблемы.

2.    Отметить работу в микро группах.

3.    Выставить оценки.

Теоретический материал по теме

1.    План

2.    Виды лестниц;

3.    Элементы лестниц;

4.    Типы лестниц;

5.    Материал для изготовления лестниц;

6.    Расчет лестницы;

7.    Лестница на плане.

Критерий оценки проекта

1.    Оригинальность идеи проекта — оценивается новизна, неординарность и индивидуальность предложенной идеи проекта.

2.    Информативность — оценивается насыщенность представленного проекта разнообразной и полезной информацией.

3.    Легкость восприятия — оценивается, насколько учащиеся других групп быстро и легко поняли суть предложенного проекта.

Таблица 2

Критерийоценки проекта

Критерий

Оценка

Балл

Оригинальность

высокая

5

средняя

4

низкая

3

Информативность

высокая

5

средняя

4

низкая

3

Легкость восприятия

высокая

5

средняя

4

низкая

3

 

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение кейс-метода при обучении будущих дизайнеров способствует формированию знаний, умений для решения социально-бытовых и профессиональных задач в профессиональном пространстве, определяемом спецификой профессиональной деятельности, умением применять оптимальные решения в различных житейских и профессиональных ситуациях.

 

Литература:

 

1.    Осипов И. В., Тарасюк О. В., Старков А. М. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов — Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». — 2010. — 72 с.

2.    Юлдашев З. Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования Ташкент “IQTISОD-MОLIYА” 2012, 92 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Вид лестниц, теоретический материал, алгоритм работы, группа, кейс, легкость восприятия, метод кейсов, Подведение итогов занятия, предложенный материал, профессиональная деятельность, работа студентов, Режим работы, современное общество, студент итогов работы, умение, этап занятия.


Ключевые слова

Профессиональные качества, кейс-метод, профессиональные качества.

Похожие статьи

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Особенности моделирования профессиональной подготовки учительских кадров с позиций компетентностного подхода

В статье рассматриваются современные классификации педагогических моделей, теоретические основы моделирования профессиональной подготовки учителей с позиций компетентностного подхода. Обсуждаются вопросы целесообразности использования теоретико-метод...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты

В данной статье приведен обзор психологических требований к проектированию урока в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения с учетом положений системно-деятельностного подхода. Предлагается авторское...

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода

В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Проанализирована проблема формирования образа профессии в рамках компетентностного подхода.

Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах

В статье освещаются вопросы использования на занятиях русского языка в инженерно-экономических вузах метода кейс-стади на примере изучения книги Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолени...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Похожие статьи

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Особенности моделирования профессиональной подготовки учительских кадров с позиций компетентностного подхода

В статье рассматриваются современные классификации педагогических моделей, теоретические основы моделирования профессиональной подготовки учителей с позиций компетентностного подхода. Обсуждаются вопросы целесообразности использования теоретико-метод...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты

В данной статье приведен обзор психологических требований к проектированию урока в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения с учетом положений системно-деятельностного подхода. Предлагается авторское...

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода

В статье рассмотрены особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Проанализирована проблема формирования образа профессии в рамках компетентностного подхода.

Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах

В статье освещаются вопросы использования на занятиях русского языка в инженерно-экономических вузах метода кейс-стади на примере изучения книги Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолени...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Задать вопрос