В традиционной системе образования Российской Федерации происходят существенные изменения, нацеленные на повышение качества образования, необходимого для успешного существования личности в условиях «текучей современности» [5, с 119]. Метафорически выражаясь, британский социолог Зигмунт Бауман этим термином обозначает современную эпоху, требующую от людей высокой социальной и трудовой мобильности, творческих и креативных подходов к решению проблем. Известно, что на начальном этапе образования происходят важные процессы, одним, из которых является развитие творческих способностей. Воспитание творческих качеств способствует созданию быстро адаптирующейся личности в современном мире. Популярной и успешно применяемой технологией формирования творческих качеств в личности являются мастер-классы. Данная технология сходна с проблемным обучением и не уступает ему по результативности. Педагогами отмечен факт эффективности мастер-классов, которые помогают осуществить саморазвитие ребенка, способствуют активному восприятию информации, творческому осмыслению ее, способствуют развитию креативности и социальной компетенции [2, с. 58].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что мастер-класс благодаря своей структуре способен помочь в формировании личности. Технология интересна тем, что помогает преодолеть консерватизм и рутину, которая у учащихся уменьшает мотивацию к познанию нового информационного материала. А проведение занятий в форме мастер-классов в значительной степени снижает остроту проблемы занятий репродуктивного характера.
Мастерская является инновацией в образовательной среде, она существенно отличается от традиционной формы обучения и других педагогических технологий по форме подачи материала, структуре проведения занятий и системе оценивания деятельности обучающихся [4, с. 38]. В своем названии мастер-класс содержит два понятия, раскрывающих его суть: master — специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class — занятие, урок, действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете [6, с. 97].
Проведение занятий в форме мастер-классов имеет множество преимуществ:
- взаимодействие в форме наставничества, индивидуальный подход к каждому;
- профессионализм преподавателя;
- продуктивное взаимодействие;
- универсальность в областях применения;
- наглядность в обучении.
Нестандартная форма проведения занятий была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» — ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции. В России об этой технологии узнали в 1990 году и успешно применяют как технологию обучения на всех уровнях образовательной системы [1, с. 163].
По мнению педагогов, мастер-класс является открытой педагогической системой, показывающей новые возможности педагогики развития и свободы. Следовательно, характерной чертой мастер-класса является свободная форма проведения занятия, где не предусмотрены строгие и единые нормы. По мнению Н. А. Бердяева, свобода выступает основополагающим условием для творчества [3, с. 68]. При проведении мастер-класса выполняется главное условие творческой деятельности, благоприятно действующее на создание собственного продукта творчества — это внутренняя независимость личности. Неограниченность детей рамками, свобода творчества и деятельности отличает мастер-класс от других технологий.
Стоит отметить, что ведущим итогом реализации мастер-классов выступает приобретение знаний о самом себе, рефлексия со стороны обучающихся. Этап рефлексии со временем формирует у детей способность грамотно и четко выражать мысли, способствуют развитию способностей к адекватной оценке своей деятельности.
Технология мастер-класса используется одинаково эффективно для обучения творческим дисциплинам и общеобразовательным. Ведь педагогические мастерские отвечают принципам системно-деятельностного подхода. Требования государственного стандарта и цели технологии мастерских в определенной степени соответствуют друг другу, т. к. нестандартная форма проведения занятий сводится к активной работе учеников, добывающих новые знания. Первоочередным этапом мастерской является создание проблемной ситуации, так же как и в проблемном обучении, созданное противоречие (интеллектуальное затруднение) побуждает к поиску новых знаний для объяснения несоответствия старых и новых сведений. Слабой стороной на данном этапе будет являться постановка и формулировка проблемы, ведь она должна заинтересовать ученика и в то же время не должна быть решена одноактовым действием. Важно отметить, деятельность учеников на уроках с применением данной технологии происходит в соответствии с возможностями и интересами учеников, другими словами, закономерность педагогической мастерской — действовать по-своему. Так реализуются принципы системно-деятельностного подхода.
Технология преследует цель развить эстетические и интеллектуальные навыки мышления, что необходимо для развития творческой, неординарной составляющей в личности ученика. При реализации данная технология может интегрировать сразу несколько видов деятельности школьников: игровую и исследовательскую.
Для того, чтобы на практике показать, как при помощи мастер-класса сформировать творческие способности у учащихся, был проведен экспериментальный творческий урок с применением этой технологии. Данный мастер-класс был проведен в МБОУ СОШ № 52 в 1 «Б» классе. В эксперименте приняли участие 18 детей. Для успешного усвоения мастер-класса группа детей была поделена на 3 подгруппы, каждую курировал свой педагог. Тип занятия — комбинированный урок, ведущей технологией которого является мастер-класс. Тема урока: «Создание поделки «Весенний цветок»». На уроке были применены методы активного обучения, такие как мозговой штурм, проблемная беседа. Для организации мастер-класса понадобилось специальное оборудование учителя: иллюстрации, полуфабрикаты поделки «Цветок», готовые примеры цветов. Ученикам для работы были выданы материалы: ножницы, салфетки (3 цвета), нитки.
В ходе мастер-класса реализуются несколько этапов занятий. На подготовительном этапе основной задачей является организация внимания и рабочих мест школьников. Благодаря этому создается рабочая атмосфера в классе, и проводится ознакомительное анкетирование для определения исходного уровня учащихся. На втором этапе проведения занятия применяется метод мозгового штурма, способствующий активизации мыслительного процесса у учащихся. Учитель задает вопросы, а школьники предлагают любые варианты идей. В результате формируется умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме.
Изложение краткого лекционного материала происходит на третьем этапе занятия. Для наглядности используется иллюстративный материал. В результате дети овладевают новой информацией. На четвертом этапе осуществляется дидактическая игра, повышающая интерес и удерживающая их внимание на задании. После игры ребята делают необходимые выводы о полезности бумажных цветов в качестве замены настоящих. На пятом этапе проходит практическая часть урока. В ходе этого этапа дети наглядно получают инструкцию по выполнения поделки, а затем реализуют такую же поделку на практике самостоятельно. Во время создания этой поделки учителем осуществляется индивидуальный подход к каждому в форме наставничества. Учитель наблюдает и помогает справиться с заданием. В результате дети осваивают и применяют знания на практике. Одним из важных этапов мастер-класса выступает заключительный этап рефлексии. На данном этапе констатируется результативность проведенного занятия при помощи метода анкетирования. Таким образом, осуществляется самоанализ ученика и анализ учителя.
По результатам анкетирования были выявлены качественные и количественные результаты мастер-класса. В начальной анкете 11 детей сказали, что им интересно творчество, в заключительной это сказали уже 17 детей. 15 из 18 детей качественно усвоили мастер-классы, у троих возникли трудности. Это видно по опросу, и по нашим наблюдениям. 18 детей написали, что они научились чему-то новому. Все дети отметили, что им понравилась атмосфера в классе.
В результате исследования было установлено, что на проведенном мастер-классе сформирован первый этап развития творческих способностей. Это этап подражания и имитации, он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности и включает в себя:
- накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества;
- освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.
В данном мастер-классе дети освоили технологию создания цветов, но уже проявили свою творческую индивидуальность в использовании цвета, по-разному комбинируя их.
Таким образом, мастер-класс — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной атмосферы в классе, и общему понижению фактора «школьной тревожности». И как следствие, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у человека появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самоактуализации, что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в целом.
Литература:
1. Л. В. Байбородова, В. В. Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005.
2. Балакшина Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007–2008.
3. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989.
4. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007
5. Образовательная политика на современном этапе. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета РФ по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. Документы и материалы. ГУ ВШЭ, М.: 2002, с. 31.
6. Смирнов С. А. Педагогика. Теории, системы, технологии. — М., 2006.