Одной из важнейших проблем в каждом государстве во все времена являлось управление расходами независимо от уровня развития экономики и поступлений в казну правительства. Все это было связано с тем, что средства, для финансирования социальной жизни или отдельных отраслей экономики страны, оказывались недостаточными. Актуальность выбранной темы обуславливается данным высказыванием, так как от объёмов и направлений финансирования зависит в целом развитие страны.
Предметом изучения является бюджет РФ. Объектом изучения является особенности формирования расходной части федерального бюджета РФ.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения, задач, функций государства и органа местного самоуправления. [1], [5]
Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. [4, c 105]
Отсюда можно сказать что, бюджетные расходы, в силу своего пере распределительного характера, имеют способность играть важную роль в государственном регулировании экономики, а также в различных социальных процессах.
В соответствии с общественным назначением все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
- расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
- расходы на социально-культурные нужды;
- военные расходы;
- расходы на управление.
Структура расходов бюджета по данным группам в течение многих лет остается стабильной. В основе группировки расходов бюджета РФ является деление экономики на виды деятельности и отрасли. В производственной сфере расходы разделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи и др.; в непроизводственной — по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, социальное обеспечение, здравоохранение, государственное управление и т. д. Помогает предвидеть отношения в распределении бюджетных средств деление государственных расходов по отраслям. Государство может добиваться необходимых сдвигов в структуре общественного производства, изменяя данные пропорции и отношения [1], [5].
Величина бюджетных расходов зависит от разных факторов, влияющих на нее. В основном она выявляется объемом валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Также величиной доходов государства, которая зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет, предпочтениями общества, такие как: пере распределительные программы и разными другими факторами.
Сокращение расходов на этапе экономического спада не так просто, наоборот, значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятном состоянии в экономике. Стимулы к их росту интенсивны и понятны обществу. В этом проявляется соразмерность взглядов и интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны. Выигрыш от экономии в государственных средствах не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Их легче прогнозировать, так как они проявляются довольно быстро.
В дополнение можно выявить, что сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ — это непопулярная и непосредственно не удобная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию. Их успешная реализация возможна только при наличии политической свободы, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.
Далее рассмотрим динамику расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов (Таблица 1).
Таблица 1
Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов
|
2013 год, млрд. руб. |
2014 год, млрд. руб. |
2015 год, проект млрд. руб. |
2016 год, проект млрд. руб. |
Всего: |
13387,3 |
13847,0 |
15235,7 |
16451,8 |
Общегосударственные вопросы |
920,8 |
973,7 |
1006,8 |
1023,3 |
Национальная оборона |
2098,4 |
2527,0 |
3114,6 |
3445,7 |
Национальная экономика |
1798,8 |
1877,5 |
1936,0 |
2053,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
154,3 |
145,0 |
109,0 |
63,0 |
Образование |
681,5 |
594,2 |
629,7 |
653,2 |
Здравоохранение |
515,0 |
417,4 |
336,9 |
344,5 |
Обслуживание гос. и муниципального долга |
408,4 |
469,5 |
508,0 |
568,8 |
Межбюджетные трансферты |
637,0 |
663,6 |
697,4 |
766,6 |
Рост доли расходов федерального бюджета в разделе «Национальная оборона» в 2014- 2015 годах обусловлена следующими факторами:
- ростом расходов. Они определены увеличением в течение пяти лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Не меньше чем на 50 тыс. единиц в течение всего года поступлении военнослужащих на военную службу по контракту. Доля федерального бюджета в общем объеме расходов на оборону превышает 98 %.
- индексацией оплаты труда работников, которые работают в федеральных государственных учреждениях, денежного довольствия военнослужащих, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» снижающий характер динамики расходов федерального бюджета определился за счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации в Фонд содействия — Государственную корпорацию реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 36,4 млрд. рублей в 2015 году по отношению к 2014году и на 20,9 млрд. рублей в 2016 году по отношению к 2015 году.
Основным направлением в разделе «Здравоохранение» является увеличение государственных расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением упора на системе обязательного медицинского страхования.
Одним из главных факторов, который повлиял на снижение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета в разделе «Образование», является завершение нескольких проектов, в том числе уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. [8]
Вместе с Бюджетным посланием при формировании проекта федерального бюджета на 2014–2016 годы был реализован ряд мер по оптимизации и улучшении сложившейся структуры бюджетных расходов.
Значимым направлением оптимизации расходов федерального бюджета является сокращение межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным посланием в 2013 году в Правительство Российской Федерации будут представлены предложения по обеспечению долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации планом ведется подготовка необходимых для его реализации нормативных правовых актов, в том числе — предусматривающих введение в бюджетный процесс планов и планов-графиков осуществления закупок. С 2014 года вступает в силу федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, в июне 2013 года Государственной Думой принят проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части бюджетных инвестиций», упорядочивающий и расширяющий способы осуществления бюджетных инвестиций. Это также будет способствовать повышению эффективности соответствующих расходов.
И без внимания не останется оплата труда в бюджетном секторе, должна совершенствоваться. В сфере оплаты труда заложен принцип, в основе экономически обоснованной политики в соответствии с которым повышение уровня оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях не должно приводить к неконкурентоспособности других сфер экономики.
Одновременно с повышением оплаты труда необходимы меры, направленные на повышение производительности труда в бюджетном секторе, проведение структурных реформ, оптимизацию сети государственных учреждений. При сопоставлении уровня оплаты труда в разных отраслях экономики планируется оценивать совокупные доходы работников «бюджетной сферы» с учетом их фактической занятости и почасовой стоимости труда, а также предоставляемых льгот и иных мер социальной поддержки. [8]
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков разбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014–2015 годах предусматривается индексация финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год.
В заключении хотелось бы отметить, что Федеральный бюджет России выражает и показывает экономические денежные отношения, взаимосвязи, опосредствующие процесс образования и использования фонда денежных средств государства. Значения самих расходов федерального бюджета в развитии современной экономики России трудно недооценить, глядя на их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, внедрения в производство передовых научных достижений и стимулирование разработки.
Литература:
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.10.2014)
2. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ: принят Гос. Думой 23 апреля. 2013 г.: одобр. Советом Федерации 27 апреля 2013 г.
3. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 декабря 2013г.. № 349-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября. 2013 г.: одобр. Советом Федерации 27 ноября 2013 г.
4. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник/ Под. Ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 2001. -615 с.
5. Официальный сайт Бюджетная система Российской Федерации http://budgetrf.ru/
6. Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации http://minfin.ru/
7. Официальный сайт компании Консультант Плюс http://consultant.ru/
8. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014, 2015 года и на плановый 2016 год» http://ach.gov.ru/