Приближающийся юбилей — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов — является чрезвычайно важной и поистине знаменательной вехой для нашего государства. Прежде всего — это наша история, это память о беспримерном мужестве и героизме воинов, которые, не жалея сил и самой жизни, сражались за свободу.
Свидетелей Великой Отечественной войны, к сожалению, с каждым годом в России становится все меньше. В этот раз праздник Победы будут отмечать всего лишь 194,8 тысячи участников, 52 тысячи инвалидов и 161,5 тысячи бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Всего же, по данным Пенсионного фонда, сегодня в нашей стране проживают более трех миллионов инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших или умерших ветеранов войны.
Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны — это одно из важных направлений государственной социальной политики Российской Федерации.
Участникам Великой Отечественной войны предоставляются льготы по пенсионному обеспечению [2]. Участники войны, инвалиды войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, а также граждане, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда» имеют право на одновременное получение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению [4].
По данным Минтруда и социальной защиты населения, за уход на дому за инвалидами и гражданами старше 80 лет (в настоящее время таких граждан около трех миллионов человек) выплачивается компенсация [7].
Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны является одним из важных направлений социальной политики российского государства.
За последние несколько лет уровень доходов ветеранов существенно повышен. В текущем году значительно возросли размеры военных пенсий.
Ветераны ВОВ, в соответствии с Федеральным законодательством, относятся к федеральной льготной категории и имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг (НСУ). Граждане, которые предпочтут воспользоваться социальными услугами в натуральном виде, получат ЕДВ за вычетом стоимости размера социальных услуг (услуги) [1].
Важными в жизни ветеранов Великой Отечественной войны остаются вопросы совершенствования социального обслуживания, социально-средовой реабилитации одиноких пожилых ветеранов, учреждения специальных домов для ветеранов, служб мобильной социальной помощи.
В целях формирования современной нормативной правовой базы социального обслуживания, повышения его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности был принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [3]. В законе отражены новые подходы к социальному обслуживанию граждан, они основаны на усилении адресности и индивидуальной нуждаемости, а также на развитии рынка социальных услуг.
В деятельности социальных служб стали более активно использоваться наиболее востребованные инновационные формы и технологии: помощь на дому, «социальное такси», «мобильные социальные бригады», «тревожная кнопка», «санаторий на дому», «хоспис на дому», «приемная семья» и другие.
Государственные органы субъектов РФ принимают активное участие в совершенствовании вопросов социальной защиты ветеранов.
В большинстве регионов приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ветеранам Великой Отечественной войны дополнительные социальные услуги либо меры социальной поддержки в натуральной или денежной форме.
В частности, установлены меры социальной поддержки по проезду в городском общественном транспорте (в форме единого социального проездного билета, в натуральной форме или в виде ежемесячной выплаты).
В ряде регионов ветеранам войны за счет средств региональных бюджетов установлены дополнительные денежные выплаты. В регионах труженикам тыла установлены ежемесячные выплаты до 1693 руб., а также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, медицинскому обслуживанию, зубопротезированию.
Кроме того, регионами приняты решения по осуществлению ветеранам Великой Отечественной войны единовременных выплат в связи с 70 годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Помимо этого, активно оказывается помощь по социально-бытовому обслуживанию, ремонту жилья, санаторно-курортному лечению и реабилитации. При этом все большую популярность приобретает адресный подход в оказании социальной помощи с учетом потребностей и возможностей ветеранов.
Говоря о том, что уже сделано и что еще предстоит сделать, нужно обратить внимание на то, что за сухими цифрами статистики важно видеть конкретного живого человека, ветерана, окружить его вниманием не только в преддверии этой знаменательной даты, но и в принципе стараться по возможности решать вопросы, задачи, которые стоят перед этими пожилыми людьми, их семьями [6].
Литература:
1. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ ред. от 22.12.2014 «О ветеранах»// [Электронный ресурс] КонсультантПлюс — Режим доступа: СПС http://base.consultant.ru/
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ ред. От 21.07.2014 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] КонсультантПлюс — Режим доступа: СПС http://base.consultant.ru/
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря2013 г. N 442-ФЗ«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] КонсультантПлюс — Режим доступа: СПС http://base.consultant.ru/
4. [Электронный ресурс]- Режим доступа: СПС http://www.e-cis.info/page.php?id=24103
5. [Электронный ресурс]- Режим доступа: СПС (http://www.rg.ru/2014/05/08/veterani-site.html
6. [Электронный ресурс]- Режим доступа: СПС(http://www.rg.ru/2014/05/08/veterani-site.html
7. Министерство труда и социальной защиты населения РФ//официальный сайт// [Электронный ресурс]- Режим доступа: СПС(http://www.rosmintrud.ru/social/vetaran-defence/25