Использование бумажной куклы для формирования навыков самообслуживания у детей с выраженными нарушениями интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 02.05.2015

Статья просмотрена: 1023 раза

Библиографическое описание:

Боброва, В. В. Использование бумажной куклы для формирования навыков самообслуживания у детей с выраженными нарушениями интеллекта / В. В. Боброва, Н. В. Сюй-фу-шун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1032-1034. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18314/ (дата обращения: 18.12.2024).

На протяжении долгих лет в отечественной науке мало внимания уделялось изучению проблем социальной адаптации, обучения и воспитания, а также психолого-педагогической диагностике и коррекции детей с выраженными нарушениями интеллекта. Но, начиная с 90-х гг. XX в., вследствие общественно-политических перемен, реформ специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека (в том числе Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов), создания собственной законодательной базы в Казахстане произошли большие изменения в системе социальной помощи лицам с выраженными формами нарушений интеллектуального развития.

Современная модель специального образования реализует гуманистический подход к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Ее целью выступает всестороннее развитие ребенка, адаптация к условиям окружающей социальной среды, подготовка к возможно самостоятельной жизни в социуме. [1, с.100] В ней утверждается безусловная ценность личности ребенка-инвалида, его право на образование, общение и развитие. В рамках этой модели утверждается, что необучаемых детей нет, но возможности обучения у них разные и задачей педагога является создание таких коррекционно-образовательных условий, при которых любой ребенок в наиболее полной мере может реализовать свой потенциал, в том числе интеллектуальный. Эта модель была закреплена в законодательных актах, например, в Законе «О специальных социальных услугах», принятом 29 декабря 2008 года зафиксировано, что все без исключения дети с интеллектуальными нарушениями, вне зависимости от степени тяжести дефекта, имеют право на гарантированный объем специальных социальных услуг, в том числе социально-педагогические и социально-психологические услуги.

Для детей-инвалидов значимым является овладение навыками самообслуживания, Это снижает зависимость ребёнка от окружающих, укрепляет его уверенность в себе, способствует формированию самостоятельности, стимуляции к максимально активному участию в общественной жизни. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников, дети с выраженными нарушениями интеллекта испытывают значительные трудности в овладении навыками самообслуживания в силу недоразвития восприятия, памяти, мышления, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы. [2, с.58; 3, с.12] В большинстве случаев навыки самообслуживания у детей данной категории не формируются без целенаправленной коррекционно-развивающей работы. По данным Л. М. Шипицыной, среди юношей и девушек с выраженными нарушениями интеллекта (от 15 до 29 лет) 21 % лиц с умеренной умственной отсталостью и 32 % лиц с тяжелой умственной отсталостью вообще не владеют навыками самообслуживания, нуждаются в постоянной посторонней помощи и при этом более половины этих юношей и девушек (59,5 %) обучались во вспомогательной школе. [4, с.88] Поэтому формирование навыков самообслуживания у воспитанников психоневрологического интерната является одним из основных направлений работы с данной категорией детей.

Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта имеет свою специфику, которая выражается в преимущественном использовании наглядных и практических методов обучения. [5, с.80] Характерной особенностью таких детей является слабость ориентировочной деятельности, интеллектуальная пассивность. [5, с.28] Поэтому при работе с такими детьми необходимо использовать методы и средства, активизирующие их познавательную деятельность. [6, с.4; 7, с.152] В качестве одного из таких средств при формировании навыков самообслуживания мы предлагаем использовать бумажную куклу.

Бумажная кукла — это распечатанная на бумаге двухмерная фигурка, к которой прилагается комплект одежды (гардероб). Бумажная кукла как дидактическое средство имеет большое преимущество по сравнению с традиционными наглядностями, которые обычно используются на занятиях СБО, таких, как карточки с изображениями одежды, благодаря своей интерактивности. Бумажную куклу можно задействовать в разнообразных дидактических играх, создавать проблемные ситуации, активизировать знания детей по уже пройденным темам. Например: «Какое сейчас время года? Посмотри, какая погода за окном. Давай оденем куклу на прогулку», «Кукла идет в школу. Что ей нужно одеть? Что ей нужно взять с собой?", «Даша и Паша (имена кукол) разбросали вчера свою одежду. Помоги им убраться. Где одежда Даши, а где — Паши? Помоги им одеться» и т. д.

Еще одним очевидным преимуществом бумажной куклы является ее компактность. Кукла с огромным гардеробом и даже собственным «жилищем» не требует много места для хранения, ее можно хранить в папке или коробке.

Бумажная кукла имеет низкую себестоимость. Саму куклу и ее гардероб можно изготовить самостоятельно и это не требует дорогих материалов.

Кроме того, бумажная кукла предоставляет бесконечные возможности творчества. Можно создавать не только бесчисленные наряды, но и самые разные аксессуары. В тетради, альбоме или на листе ватмана можно создать целый особняк с мебелью, бытовой техникой, домашними животными и т. д. Благодаря этому возможности использования бумажной куклы существенно расширяются. Однако отсутствие навыков рисования может значительно ограничить вас в творчестве. Хотя можно найти выход, воспользовавшись ресурсами Интернета, вырезая подходящие платья или предметы быта из журналов, научившись пользоваться графическими редакторами.

Разумеется, помимо достоинств, бумажная кукла обладает и рядом недостатков. К самому существенному ее недостатку относится недолговечность. Но этот недостаток можно в значительной степени преодолеть, если куклу укрепить, наклеив на картон и защитить от загрязнений с помощью прозрачного скотча, наклеенного на лицевую сторону. Также куклу можно заламинировать.

Кроме того, двухмерность бумажной куклы накладывает ограничения на возможности игры с ней.

Использование бумажной куклы как дидактического средства диктует ряд требований, которым должна отвечать не только кукла, но и ее гардероб. Во-первых, даже если вы занимаетесь с детьми только одного пола, у вас должны быть куклы, изображающие как девочку, так и мальчика. Иначе как вы продемонстрируете своим ученикам, чем отличается женская одежда от мужской?

Во-вторых, куклы должны быть примерно одного возраста и этот возраст должен примерно соответствовать возрасту ваших учеников. Так детям будет легче соотнести куклу с самими собой, что облегчит им перенос усвоенных знаний с кукольного гардероба на реальную одежду на последующих занятиях. В-третьих, необходимо следить, чтобы куклы не были излишне стилизованными, пропорции их тел должны быть приближены к реальным. Изображения кукол не должны быть перегружены деталями, так как усложнение зрительного стимула негативно влияет на восприятие детей. [5, с.27] Исходя из этических соображений, мы считаем, что куклы должны быть изображены в нижнем белье. Но если кукла изображает девочку дошкольного или младшего школьного возраста, она может быть изображена топлесс.

Мы считаем целесообразным разделить гардероб куклы на основной, который будет использоваться, прежде всего, в дидактических целях и дополнительный, который будет пополняться, исходя из ваших желаний и желаний ваших учеников. Одежда, относящаяся к основному гардеробу, как и изображение куклы, не должна быть перегружена деталями. У куклы-мальчика основной гардероб должен включать все основные виды одежды, как и у куклы-девочки.

На наш взгляд, основной гардероб нужно формировать, исходя, прежде всего, из принципа связи обучения с жизнью и ориентироваться на одежду, которую носят ваши воспитанники и видят на взрослых в быту. Поэтому при формировании основного гардероба мы опирались на следующую упрощенную классификацию одежды, обуви и головных уборов:

1.      по полу: мужская, женская, универсальная;

2.      по сезону: зимняя, летняя, демисезонная;

3.      по способу применения: верхняя, легкая, нижняя, пляжная;

4.      по целевому назначению: повседневная, домашняя, спортивная, праздничная, производственная, униформа.

5.      по временному параметру: традиционная (национальная), современная.

6.      отдельные предметы одежды: майка, трусы, купальник, плавки, футболка, шорты, юбка, блузка, рубашка, кофта/свитер, брюки, платье, пальто, куртка, шуба, варежки, шапка, панама/косынка/шляпа, туфли, ботинки, сапоги, кроссовки/кеды, тапочки, носки, колготки.

В основном гардеробе должен быть представлен каждый вид одежды из данной классификации. Как показывает наш опыт, практически невозможно найти куклу, гардероб которой полностью отвечает этим требованиям. Особенно этим обычно грешит гардероб кукол-мальчиков. Нередко бывает так, что гардероб куклы состоит из множества разнообразной праздничной одежды, но при этом многие другие виды одежды там могут отсутствовать. Если в комплекте отсутствует необходимый вам вид одежды, ее изображение можно найти в Интернете и распечатать на принтере. С помощью графического редактора вы можете изменить ее размер и пропорции, чтоб она подошла именно вашей кукле. Часть кукольного гардероба можно нарисовать самостоятельно, от руки или с помощью графического редактора. При создании одежды необходимо учитывать позу куклы. Если вы рисуете одежду от руки, можно обвести фигуру куклы легкими штрихами и впоследствии рисовать одежду вокруг этой основы. Если ваши ученики обладают необходимыми навыками, вы можете привлечь их к созданию одежды для куклы. Например, вы можете нарисовать или распечатать контур одежды и предложить детям раскрасить ее самостоятельно. Очень интересная одежда получается, если рисовать ее на бумаге с уже отпечатанным узором, например, на бумаге для скрапбукинга. Также интересный эффект получается, если изготавливать одежду в технике аппликации, из бумаги с особыми свойствами, например, бархатной, перламутровой, креп-бумаги и украсить ее с помощью пайеток, страз и т. д. Как показывает наш опыт, легче подбирать и рисовать одежду для кукол, нарисованных в анфас.

Мы рекомендуем вам сохранять электронные копии ваших кукол. Если кукла была найдена вами в Интернете, сохраните файл, если она была куплена или вырезана из журнала — отсканируйте ее. В таком случае, если кукла потерялась или была испорчена, вам нужно будет лишь распечатать ее снова, а не заново формировать гардероб под новую куклу.

Как показывает наш педагогический опыт, способ крепления одежды на кукле с помощью магнита практичней, чем способ крепления с помощью бумажных клапанов. Низкий уровень развития мелкой моторики умственно отсталых детей зачастую осложняет им закрепление одежды с помощью клапанов. В результате этого клапаны нередко отрываются. Изготовить магнитную куклу несложно. Для этого необходим небольшой магнит, который можно позаимствовать из сломавшегося магнита для холодильника или купить в отделе товаров для рукодельниц. По размеру магнита следует вырезать отверстие в картоне, на который вы будете клеить куклу. Если толщина магнита превышает толщину картона, лучше подклеить еще один слой картона. Бумажную куклу нужно наклеить на картон, в отверстие вложить магнит и закрепить, наклеив с обратной стороны лист бумаги. На кукольные наряды с обратной стороны наклейте скрепки, кусочки тонкой жести или (если позволяет мощность магнита) кусочки фольги. Если вы хотите менять головные уборы и обувь, вы можете установить в куклу больше одного магнита. Но в таком случае вам следует учитывать размер вашей куклы. Таким образом, затратив сравнительно немного усилий, вы сможете изготовить для себя ценное учебное пособие.

Использование бумажной куклы позволит вам разнообразить ваши занятия, повысить мотивацию воспитанников, активизировать их познавательную деятельность.

 

Литература:

 

1.         Яковлева, И. М. Развитие целей коррекционно-педагогической помощи умственно отсталым людям / И. М. Яковлева // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». — 2009. — № 2. — С. 95–108.

2.         Зак, Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома / Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2013. — № 3. — С. 56–62.

3.         Шульженко, Н. В. Педагогическая технология формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Н. В. Шульженко. — Екатеринбург, 2012. — 25 с.

4.         Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

5.         Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: «Академия», 2003. — 208 с.

6.         Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.:«Бук-мастер», 1993. — 191 с.

7.         Пачурин, Г. В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, современное состояние / Г. В. Пачурин, С. М. Шевченко, Т. А. Горшкова, М. В. Романова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014э — № 8–3. — С. 146–152.

Основные термины (генерируются автоматически): бумажная кукла, кукла, основной гардероб, выраженное нарушение интеллекта, ребенок, вид одежды, одежда, ваша кукла, графический редактор, дидактическое средство.


Похожие статьи

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Похожие статьи

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Задать вопрос