Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все без исключения сферы жизни, их количество и сила влияния на “судьбу” человека не меняется, а иногда даже усиливается. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, что привлечение таких социокультурных материалов, как пословицы и поговорки, могут создать атмосферу причастности к истории, позволить получить новые знания относительно культуры и истории.
Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей восприятия суеверий и примет современным человеком.
Ключевые слова:вера, культура, культ, массовая культура, этнос, культурное доминирование, язык.
Приметы и суеверия появились много веков, и даже тысячелетий назад. Древние люди пытались объяснить мир так, каким они его себе представляли. Это послужило причиной появления многочисленных суеверий и верований. И, несмотря на то, что большинство из них практически не содержат истины, люди продолжают им верить, и по сей день. В последние годы социальные, политические и экономические потрясения приводят к конфликту культур, и как следствие, потере ряда примет, суеверий, традиций и обычаев, т. е. исторической памяти целых народов.
Работа посвящена исследованию примет и суеверий в разных культурах, а также их сравнению. Их изучение тесно переплетено с фольклором, вероисповеданием, историей и культурой этих народов. Тема примет и суеверий не является окончательно исследованной или ясной, она окутана тайной и мистикой.
Понимание культурных различий в странах является важной темой. Самые большие культурные различия существуют в основном в приметах и суевериях народов мира. Вот некоторые из наиболее распространенных суеверий.
В Нидерландах считается, что сломанное блюдо якобы приносит удачу, и сосну, как правило, садят для молодоженов. Сосна символизирует удачу и изобилие [1].
Кошки играют важную роль в голландских суевериях. Черный кот, перебегающий дорогу автомобилю, должен принести что-то плохое во время вашего путешествия. Если вы видели его, единственное решение, будьте более осторожными на дороге.
Кроме того, кошки не было разрешено находиться в комнате при обсуждении частных вопросов, в прежние времена. Считалось, что кошки имеют тенденцию к распространению сплетен. В России кошек черной раскраски всегда опасались. Этот религиозный предрассудок о черной кошке, приносящей несчастье, возник многие тысячи лет назад [7].
Когда люди верили в существование ведьм, они ассоциировали черную кошку с ведьмой. Они верили, что черные кошки являлись замаскированными ведьмами. Убить кошку не значило убить ведьму, так как ведьма могла принять вид кошки девять раз. Именно отсюда пошел миф о том, что у кошек девять жизней. Кошка — сакральное существо и у древних египтян, соединяющее земной мир с загробным миром [1].
В средние века верили, что ведьмы и колдуны использовали мозг черной кошки для приготовления таинственного зелья. Вследствие всех этих ассоциаций черная кошка в России и многих других странах стала символом неудачи.
В Великобритании считают, что подкова над дверью приносит удачу. Поймать падающие листья осенью и вы будете иметь удачу. Каждый лист означает счастливый месяц в следующем году [6].
Положить деньги в карман новой одежды приносит удачу.
После модернизации и просвещения, которые произошли, суеверия все еще сохраняется в наших обществах [3].
Суеверия прошли долгий путь в истории и эволюционировали в этом процессе. В каждой известной цивилизации, которая когда-либо существовала на планете, было что-то общее в них; это были мифы и суеверия, которые были важной частью их культуры. Слово суеверие предназначено для тех убеждений, которые были в результате невежества и страха перед неизвестностью. Многие суеверные практики возникли из-за ложных толкований природных явлений.
Церковь отвергает любые предубеждения, учитывая их наследие язычества. Каждая страна имеет свои обычаи и традиции. Необходимо помнить, что суеверия является результатом страха и непонимания причины некоторых явлений забытых обрядов, которые мы унаследовали от наших предков.
В середине ХХ века стало распространённым обычаем для невест бросать свой свадебный букет через плечо, чтобы собравшихся незамужние женщины во время приема его ловили. Женщина, которая ловит его, в соответствии с суеверием, будет следующий невестой в скором времени. И аналогичный обряд существует для неженатых мужчин, ее жених бросает подвязку невесты к неженатым мужчинам, а затем человека, который поймал подвязку, помещает ее на ноге женщины, которая поймала букет. Это суеверие и как и многие другие свадебные приметы продолжает свое существование, принося надежду и веселье людям даже в 21-м веке. Суеверия охватывают ценности, отношения, тревожность, конфликтность внутри личности человека, его внутренние страхи и боязнь будущего.
Условно суеверия можно разделить на четыре основные группы:
1. Суеверия, связанные с зачатием человека;
2. Суеверия, связанные с его рождением;
3. Суеверия, связанные со свадебными обрядами (гадание на суженого, сватовство, приготовления к свадьбе, венчание, свадебные подарки, супружеская жизнь и т. д.);
4. Суеверия, как предвестники скорой гибели человека.
Итак, суеверия, перечисленные выше, отражают основные вехи и тревоги в жизни человека, как базовые срезы его психики [4].
Все они отражают хрупкость и призрачность человеческого существования в этом бренном мире, его стойкое желание заглянуть в будущее, и обрести покой о своем стабильном существовании [5].
Суеверия имеют взаимосвязь с религией, поскольку их объединяет общая основа — вера человека в высшие силы.
Необходимо отметить, что человек не рождается, а становится суеверным в течение жизни. Особенно для него важны приметы и суеверия в критические моменты жизни: во время экзаменов, накануне операций, военных действий и многих других.
Литература:
1. Барбин А. В. Приметы. Суеверия. Знаки. — М.: «Эксмо», 1999 —123 с.
2. Булдакова Е. И. “Буферно-синергийные зоны” в пространстве межкультурной коммуникации: автореф. дис…..канд.филос.наук / Е. И. Булдакова. — Ростов н/Д,2008. —23 с.
3. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.
4. Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.
5. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.
6. Цирлина Л. Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер”? // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_04.htm [20.04.15].
7. Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. — М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.
8. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.
9. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.
10. Философский энциклопедический словарь. — М.:1983. — С.16.