Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эпох и государств, рост экстремистских и фашистских движений среди молодежи, роль воспитания молодых поколений только усиливается. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния памятников на современную культуру и молодежь. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, что привлечение таких краеведческих материалов, как историко-монументальные памятники, могут создать атмосферу причастности к истории, позволить получить новые знания относительно культуры и истории.
Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей воспитания молодежи с привлечением изучения памятников культуры.
Ключевые слова:патриотизм, культура, патриотическое воспитание, массовая культура, этнос, культурное доминирование, языки.
Памятники истории искусства нужны и важны для всех слоев населения, и этот вопрос не вызывает сомнения. Однако, некоторые краеведческие материалы родного края неоправданно забыты и потеряны для юношей и девушек нашей страны, хотя и обладают огромным потенциалом для воспитания и развития у них чувства Родины, гордости за свой народ, край и страну, патриотизма и оптимизма. Памятники культуры необычайно разнообразны.
Например, заповедник и историко-культурный музей “Томская Писаница” был создан в 1988 году и с тех пор пользуется большой популярностью не только у туристов, но и у местных жителей. Он находится в Яшкинском районе, на берегу Томи, в 50 километрах от Кемерово. Его площадь составляет 140 гектар. На заповедных территориях есть, на что посмотреть и где сфотографироваться. Главная экспозиция — это более 280 наскальных рисунков, которые датируются эпохой неолита (4–3тыс. до н.э.) и бронзовым веком — это шедевры искусства первых людей. К ним относятся сцены охоты и до охотничьей магии, лоси, медведи, лодки, антропоморфные существа, личины, солярные знаки. По мнению академика А. И. Мартынова рисунки относятся к концу каменного века (неолиту), и эпохе бронзы. Памятник использовался как святилище на протяжении тысячелетий. Сейчас “Томская Писаница” — это комплексный музей-заповедник [1].
Очень красива и природа Томской Писаницы, так как на территории заповедника произрастает 400 видов редких растений, из них 40 признаны уникальными и охраняемыми. В лесах живут разные животные, а также почти 150 видов птиц. Если туристы приедут сюда весной или летом, то смогут увидеть множество бабочек — их здесь более 50 видов. Также на территории парка есть мини-зоопарк, где живут 16 видов животных и птицы. А удивительная природа и невероятная атмосфера подарят всем массу положительных эмоций [2].
Есть возможность покататься в карете на лошадях, зимой — на снегоходах и ледяных горках, а кафе можно арендовать для банкета. Можно добраться из Кемерово на машине или автобусе, а также из Юрги или Томска — на катере.
Этот музей имеет очень широкую экспозицию:
- Древнее святилище “Томская писаница” — 280 наскальных рисунков эпохи бронзы и раннего железного века (II—I тысячелетия до н. э.);
- “Археодром” — реконструкция археологических жилищ и павильон археологических погребений от неолита (IV тысячелетие до н. э.) до средневековья;
- “Музей наскального искусства Азии” — наиболее характерные комплексы наскального искусства Сибири, Средней Азии, Монголии, Китая, Индии, Пакистана; многочисленные копии петроглифов;
- Архитектурно-этнографический комплекс “Шорский улус Кезек”: усадьба зажиточного шорца (подлинные постройки конца XIX — начала XX веков);
- “Мифология, эпос народов Сибири” (культовые изваяния, поминальники, жертвенники, священное дерево);
- Музей естественной истории — открытый показ материалов по исторической геологии, минералогии, палеонтологии; природа заповедника;
- “Славянский мифологический лес” — комплекс дохристианской славянской культуры: реконструкция языческого капища, копий идолов основных славянских богов;
- “Календари” — счётно-календарные системы народов мира;
- Мини зоопарк — лось, бурые медведи, соболь, волк, лисы и еноты;
- “Монгольская юрта” — отражает условия кочевого образа жизни монгольских скотоводов;
- “Часовня в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия” — действующая часовня-храм, построенная по канонам древнерусского зодчества из лучших сортов дерева (сосна и лиственница) на живописном берегу реки Томь.
Для увековечения памяти защитников Родины, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, в 1945 году, был построен памятный мемориал в Лагерном саду г. Томска. Вокруг него были созданы гранитные стелы с выгравированными данными о погибших жителях г. Томска и Томской области. Это своеобразная Книга Памяти для живых и будущих поколениях. На этих именных каталогах записаны имена погибших, пропавших без вести, умерших от ран и болезней воинов. В ряде региональных Книг Памяти содержатся краткие исторические справки о боевых действиях на территории СССР, данные о войсковых подразделениях, местах дислокации госпиталей и захоронений, статистические данные, описание работы тыла в годы войны, статьи о героях-земляках. Основной задачей отдела “Книга Памяти” является демонстрация записи имен погибших в электронном Именном каталоге и во Всероссийской Книге Памяти, оказание методической помощи в установлении судеб погибших и пропавших без вести, а также внесение имен погибших в локальную базу данных “Электронная Книга Памяти” с дополнениями и исправлениями по заявке родственников [3].
Именно с посещения таких памятных мест, к людям возвращается историческая память, появляется чувство благодарности и гордости за родную Отчизну. Не смотря на то, что уже минуло почти 70 лет, которые отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Мы не можем забыть тех трагических событий и колоссальных потерь. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей. Но, тем не менее, мы по сей день, помним о великом подвиге наших предков и благодарим их за данное ими нам право жить [4].
Проблема патриотического воспитания и формирования бережного отношения к культуре своей страны и народа должна решаться ежедневно и постепенно, где не последнюю образовательную и гуманистическую роль играют памятники культуры и истории. Для актуализации патриотического воспитания среди молодежи и развития мотивации, предлагаем внести следующие мероприятия среди подрастающих поколений, а именно:
1. совместное посещение культурно-исторических мест и памятников, всевозможных экскурсий;
2. подготовка юношами и девушками, проектов и презентаций о важных истерических событиях нашей Родины и их защита;
3. запуск специальных молодежных теле и радио каналов, посвященных исторической хронике событий, участии молодых поколений в тех или иных исторических событиях;
4. курирование и уход молодежью за культурно-историческими памятниками;
5. активизация научной и творческой деятельности (гранты, конференции, семинары и т. д.) среди молодежи, посвященной культурно-историческим местам и памятникам России;
6. создание молодежных клубов направленных на организацию работ по культурно-историческим местам и памятникам России;
7. развитие общественного интереса к проблемам культурно-исторических мест и памятников;
8. усиление престижа знания национальной культуры и истории;
9. увеличение финансирования фондов для поддержания и сохранения культурно-исторических памятников [3].
Итак, общество можно называть единым целым только при наличии ряда условий, одним из которых является — общая история, историческая память, бережное отношение к национальной истории и культуре.
Литература:
1. Булдакова Е. И. “Буферно-синергийные зоны” в пространстве межкультурной коммуникации: автореф. дис…..канд.филос.наук / Е. И. Булдакова. — Ростов н/Д,2008. —23 с.
2. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.
3. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.
4. Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.
5. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.
6. Цирлина Л. Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер”? // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_04.htm [20.04.15].
7. Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. — М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.
8. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.
9. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.
10. Философский энциклопедический словарь. — М.:1983. — С.16.