В методике обучения совеременному английскому языку понятия «письменная речь», «письмо» различаются. Как нам известно, коммуникация состоит из устной и письменной речи. При устной речи коммуникация осуществляются через такие компоненты, как понимание после прослушивания, говорение. Через письменную речь осуществляются через такие компоненты как чтение и письмо. При этом письмо — неразделимый компонент письменной речи. Через письмо, как компонент речевой деятельности, осуществляется обмен сведениями.
При обучении английского языка письмо занимает важное место. С помощью письма передаётся информация, сведения другому человеку или другим людям. Через письмо мы можем сохранить сведения на долгое время, даже на протяжении веков, передать их будущему поколению. Без письма мы не смогли бы сохранить научно-историческое наследие, не смогли бы узнать о достижениях прошлых веков, об истории народов мира и т. д.
Как видно, письмо является речевой деятельностью и его следует изучать. Если говорить научным языком, письмо является продуктивной речевой деятельностью, состоящей из кодификации информации и сведений через письмо. Кроме этого, письмо является целью и средством образования и обучения. Раньше почти во всех учебных программах по иностранному языку для учебных заведений различных типов письмо определялось не как цель, а как средство образования. Только в 60-х годах ХХ века в программы по иностранному языку было включено скромное требование, в котором письмо определялось как цель образования, и ставилась задача формирования умений написания письма зарубежным друзьям.
В новых учебных программаз с конца ХХ века письмо определяется и как цель, и как средство обучения иностранному языку. Письмо на всех этапах обучения имело вспомогательное значение и выполняло задачу средства обучения по развитию и совершенствованию умений и навыков говорения, понимания посредством слушания и чтения. В V—IX классах средней бщеобразовательной школы письмо считается целью образования.
Письмо применяется в качестве средства обучения и играет различную роль на разных этапах среднего школьного образования. Например, основная задача первого этапа образования состоит из обучения письму, так как в этот период формируются навыки чистописания и навыки согласованности звука — буквы. Эти навыки являются необходимым условием для формирования навыков чтения и письма.
На втором этапе обучения работа, проводимая над письмом, переводится на работу над орфографией, связанной с накоплением языкового материала. Вместе с тем, письменная речь развивается в качестве средства, дающего возможность формированию устных речевых навыков. На данном этапе образования совершенствуются навыки письма и учтная речь. Продолжается работа над орфографией, развиваются навыки письменного изложения мыслей. Исходя из техники письма, письменного изложения мысли имеются трудности при обучении письму, которые делятся на экстралингвистические и лингвистические трудности.
К экстралингвистическим трудностям относятся:
- готовноять учащегося, студента в письму;
- готовность ситуации для выполнения действий по письму;
- наличие средств для письма (тетрадь, ручка, книга);
- готовность учителя, преподавателя для обучения письму;
- знание учителем, преподавателем методики обучения письму, методики проведения письменных работ;
- построение упражнений, письменных работ в соответствии с имеющимися у учащихся, студентов знаниями.
К лингвистическим трудностям относятся:
- умение правильно писать печатные буквы прописными буквами;
- умение правильно писать буквенные сочетания;
- умение писать слова без ошибок, знание их смысла и значения;
- умение составлять из слов грамматически правильные предложения.
Следует сказать, что под содержанием обучения письму понимается то, чему нужно обучать по письму и что с ними делать. При обучении письму учащиеся учатся составлять слова из букв и буквосочетаний, предложения из слов, излагать свою мысль в письменном виде.Языковеды называют написание букв и буквосочетаний графикой, правильное написание слов — орфографией, правильную постановку знаков препинания — пунктуацией, чистописание — каллиграфией. Все это вместе с письменным изложением мысли через них входит в содержание.Упростив их, можно разделить на два вида:
1) обучение графике, орфографии и пунктуации можно включить в технику письма;
2) письменное изложение мысли.
Обучение учащихся и студентов умению правильно выражать на английском языке свои мысли является основной целью обучения письму и осуществляется на 4 этапах:
1-этап: устная разработка в классе (аудитории) слов и моделей по выбранной теме.
2-этап: изучение написания слов и моделей, изученных устно, выполнений письменных заданий, заданных на дом.
3-этап: выполнение устных речевых упражнений по выбранной теме.
4-этап: письменное изложение мысли по выбранной теме
Упражнения, применяемые для обучения письму, бывают двух видов: для обучения технике письма и для письменного изложения мыслей. Кроме этого, упражнения делятся на 2 типа: языковые или подготовительные и речевые упражнения. При правильном написании букв, буквосочетаний, слов и словосочетаний применяются обучающие упражнения по составлению предложений из слов, при работе над текстом применяются упражнения по сокращению текста, составлению плана для написания изложения. Упражнения, обучающие изложению мыслей, являются речевыми. К ним относятся сочинение, изложение, письмо зарубежным друзьям, написание аннотации, письменное изложение какой-либо темы.
Подготовительные упражнения, прежде всего, включают в себя переписывание упражнений, выполняемых на основе образцов, по расширению или упрощению предложений. Ещё один вид подготовительных упражнений направлен на развитие умений выразить информацию своими словами. Речевые упражнения, направленные на развитие письма, начинаются письменными упражнениями. При формировании письма применяются упражнения, письменные работы, диктанты, изложения, изображения, рассказ, сочинение, написание письма и другие.
В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме решительно изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранному языку. Возрастание роли письма в учебном процессе по иностранному языку связано также с использованием в настоящее время творческих, интерактивных форм работы с языком. Формирование и совершенствование коммуникативных умений в письменной речи на высоком уровне сложности — это одно из важнейших требований в современном преподавании иностранного языка.
Литература:
1. Обучение письму. Е. Н. Соловова. ELT, Dinternal, 2000.