Джадиды Туркестана, как и другие прогрессивные деятели джадидизма, начали свою деятельность с развития просвещения и распространения идей просветительства. Все помыслы передовой джадидской интеллигенции были направлены на освобождение Родины, на национальную независимость, однако эту мечту невозможно было осуществить в сложившихся условиях. Независимости можно было добиться только через просветительскую и политическую деятельность. Джадиды не представляли независимость и прогресс страны без полноценных специалистов, вооруженных современными знаниями. В связи с этим, в конце 19 века джадиды в полной мере осознали необходимость открытия в Туркестане новометодных школ.
В то время издаваемые на русском языке газеты и журналы широко освещали вопросы системы просвещения коренных народов. После завоевания Туркестана здесь начали открываться русско-туземные школы. Появление вместе с русско-туземными школами новометодных школ не могло остаться незамеченным. В 1 номере газеты «Туркестанские ведомости» (1909 г.) было отмечено, что новометодные школы создавались на основе современных требований [1]. В старометодных школах ограничивались религиозным воспитанием, в них не обучали современным светским наукам. Новометодные же школы “отвечают жизненным требованиям и методами преподавания, и программами и всей структурой...Эти новометодные школы заслуживают внимания... Войдя в жизнь народа, они поднимут местное население и вытянут их из отсталости” [2].
Главный инспектор учебных заведений Туркестанского края О. Керенский 12 января 1909 года и 27 января 1910 года просил предоставить ему сведения о новометодных школах, кем и когда они открыты. Стало известно, что такие школы вначале открывались нелегально и без разрешения. Но так как из закрытие было чревато недовольством местного населения, и кроме того, не было никакой причины из закрывать и запрещать, было внесено предложение разработать программу и отдельный закон об их деятельности.
После этого число новометодных школ стало увеличиваться. Они открывались не только в городах, но и в кишлаках. В школах изучали чтение, письмо, арифметику, географию, природоведение, были изданы учебники. Некоторые джадидские просветители и русские историки отмечали, что целью русско-туземных школ была русификация населения страны [3].
Джадиды обращали основное внимание на реформу начального образования. Обученные в новометодных джадидских школах учащиеся впоследствии стали известными деятелями науки, техники и литературы.
В первой четверти ХХ века в культуре Туркестанского края наступает новая эра, которая знаменуется появлением узбекского национального театра. Разбудив нацию лучами просвещения, мечтавшие о победе свободы и прогресса джадиды считали театр одним из сильных факторов на пути к достижению поставленной цели. Они поняли значение театра в пропаганде своих идей среди народа. Все деньги, собранные с представлений, расходовались на обеспечение новометодных школ необходимыми учебными материалами.
Все постановки, репетиции, подготовки к показу широко освещались в газетах. Самое первое произведение, увидевшее театральную сцену, — это драма Махмудходжи Бехбуди «Падаркуш» («Отцеубийца»). Эта драма была показана в театрах Самарканда, Ташкента, Коканда и других городов. После показа драмы в Андижане, 20 процентов выручки было перечислено на постройку женской гимназии.
Джадиды Туркестана уделяли большое внимание подготовке кадров в зарубежных странах. Они отправляли талантливую молодежь на учебу в Германию и другие страны. Уделялось внимание и изучению языков. Большинство туркестанских джадидов — великие просветители, литературные деятели, историки, педагоги. Они сами писали учебники для новометодных школ. Их педагогические взгляды и сегодня считаются актуальными в деле воспитания подрастающего поколения. Фитрат, Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Ибрат, Садриддин Айни и другие известными своими педагогическими взглядами.
Из ферганских джадидов Исхокхон Джунайдуллахонхужа угли Ибрат в своих статьях не раз размышлял о лишних тратах на свадьбах, о том, что молодежь предпочитает получению знаний купкари. В одной из статей, опубликованнқх в газете «Туркистон вилоятининг газети», он пишет: «..Никто не дает советы народу, а если и дают, то никто их не слушает. А парни думают только о купкари.»... Продолжая свою мысль, он показывает, что сила, которая сохранит арод от разных ошибок и негативных поступков — это получение знаний: “Человек без науки (знаний), как стена без фундамента. Стена без фундамента непрочна. Учите знаниям и обучайте нравам, эпохе нужны знания науки)” [4].Этими словами Ибрат призывает молодежь изучать светские науки.
Джадиды призывали народ творить добрые дела, уделять внимание благотворительности. Например, в газете «Садои Фаргона» была помещена отдельная статья о том, что наманганский мулла Исхокджонбой Мирсолихбой большую часть денег, выделенных для обряда обрезания своего сына, потратил на строительство школы, что один из интеллигентных баев Намангана Мирзахамдам Огаликуф поддержал почин своего отца, который отремонтировал школу при мечети, построив новометодную школу [5].
Джадиды, призывая сократить расходы на проведение семейных торжеств, обращали внимание на плачевное состояние мечетей, медресе, школ. Они писали, чсто их ремонт принесет пользу и призывали богатых людей к меценатству. С.Сайфуддин писал по этому поводу: «Вот в настоящее время такие храмы как мечети и медресе, такие очаги науки и просвещения, как школы находятся в руинах. И не находится людей, которые бы потратили свои деньги на их ремонт и реформирование. … Однако, если потратить на свадьбу десять, двадцать, тридцать тысяч считается богоугодным делом, потратить эти же деньги на школы, медресе, библиотеки и больницы неужто не принесет пользы равной пользе от траты этих же денег на свадьбу?» [6]
Следует сказать, что в последнее десятилетие Президент Республики Узбекистан и Кабинет Министров неоднократно обращали внимание населения республики на лишние траты в семейных торжествах. Поэтому можно сказать, что взгляды и идеи джадидов актуальны и сегодня.
Таким образом, джадиды использовали все возможности для распространения среди народных масс идей просветительства. Они пропагандировали свои идеи и взгляды через новометодные школы, художественные произведения, публицистику, театральное искусство. Джадиды внесли огромный вклад в развитие просвещения в Средней Азии.
Литература:
1. Туркестанский сборник.-Том 497.-С. 97.
2. Туркестанский сборник.-Том 545.-С. 210.
3. Алексеенков П. Кокандская Автономия /Революция в Средней Азии.-Т.: Изд.Правда Востока, 1928.-№ 1.-С.21.
4. Письмо из Тюря-кургана //Туркистон вилоятининг газети.-1914.-2 март
5. Асир. Наманган тўйларини ислоҳи ва мактаб //Садойи Фарғона.-1914.-20 апр.
6. Сайфуддин С. Хатна тўйи //Садойи Фарғона.-1914.-2 май.