Прибыль — это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов [1].
Произведем анализ прибыли за 2012–2013 годы.
Таблица 1
Анализ прибыли предприятия
Показатель |
Формула |
Определение элементов формулы |
Значение |
Абсолютное отклонение величины |
и — балансовая прибыль за отчетный и за базовый периоды соответственно |
(136 594) |
|
Темпы прироста |
(9) % |
Исходя из расчетов, полученных в таблице 1, можно сказать, что прибыль предприятия сократилась на 9 %. Снижение прибыли может негативно сказаться на деятельности предприятия.
Ликвидность предприятия — это возможность предприятия покрыть свои платежные обязательства за счет собственных средств (перевод активов в денежную наличность) и за счет привлечения заемных средств со стороны.
Таблица 2
Оценка ликвидности предприятия
Наименование показателя |
Нормативное значение |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные пассивы |
1–2,5 |
1.07 |
1.16 |
1.04 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) = Денежные средства / Краткосрочные пассивы |
0,2–0,5 |
0.13 |
0.18 |
0.11 |
Коэффициент абсолютной ликвидности демонстрирует, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, т. е. практически абсолютно ликвидными активами. Так как коэффициент абсолютной ликвидности меньше 0.2, предприятие не в состоянии оплатить немедленно обязательства за счет денежных средств всех видов, а также средств, полученных от реализации ценных бумаг.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, способна ли компания погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем больше значение коэффициента, тем выше платежеспособность предприятия. В зависимости от отрасли экономики нормальное значение коэффициента колеблется в пределах 1.5–2.5. Значение коэффициента близко к 1, что свидетельствует о высоком финансовом риске, который связан с не состоятельностью предприятия стабильно оплачивать текущие счета.
Рентабельность — способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал. Рентабельность предприятия позволяет оценить соотношение получаемых доходов и вложенного в предприятие капитала, отражает, сколько предприятие заработало на суммарных капиталовложениях по всем финансовым источникам.
Таблица 3
Оценка рентабельности предприятия
Виды финансовых показателей |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Рентабельность продукции = Прибыль (убыток) от продаж / Выручка от продаж |
0,12 |
0,08 |
0,06 |
Рентабельность основной деятельности = Прибыль (убыток) от продаж / Затраты на производство и сбыт продукции |
0,16 |
0,11 |
0,07 |
Рентабельность совокупного капитала = Чистая прибыль / Итог баланса |
0,05 |
0,04 |
0,01 |
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал |
0,1 |
0,1 |
0,02 |
На протяжении анализируемого периода отмечен спад показателей, что обусловлено снижением чистой прибыли. Таким образом, для роста рентабельности капитала необходимо придерживаться тенденции повышения прибыльности деятельности.
Финансовая устойчивость — это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат [2].
Таблица 4
Показатели финансовой устойчивости
Наименование показателя |
Нормативное значение |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала = Заемный капитал / Собственный капитал |
не более 1,5 |
1.19 |
1.25 |
1.6 |
Коэффициент маневренности собственного капитала = Собственные оборотные средства/ Собственный капитал |
более 0,5 |
(0.18) |
(0.19) |
(0,13) |
Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал / Активы всего |
0,4–0,8 |
0.46 |
0.44 |
0.4 |
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала характеризует зависимость компании от заемного капитала. За рассмотренный период показатель увеличивается, т. е. происходит усиление зависимости предприятия от кредиторов и снижение его финансовой устойчивости. Считается, что данная тенденция говорит о повышении финансового риска, т. е. о возможности потери платежеспособности.
Коэффициент маневренности собственных средств показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников. Он принимает отрицательное значение, что свидетельствует о низкой финансовой устойчивости в сочетании с тем, что средства вложены в медленно реализуемые активы (основные средства), а оборотный капитал формировался за счет заемных средств.
Показатель финансовой независимости характеризует удельный вес собственного капитала в общей сумме активов. Чем выше коэффициент финансовой независимости, тем более финансово-устойчивым и маневренным является предприятие и может быстро за счет собственных средств изменить структуру оборотных активов.
Стратегия действий предприятия, направленных на повышение экономической эффективности деятельности предприятия:
- расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
- разработка и внедрение новых схем расчетов с естественными монополистами;
- увеличение объемов выпуска продукции, обладающей высокими привлекательными качествами;
- наращивание объемов производства с целью экономии от масштаба (синергия);
- проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение затрат в составе себестоимости продукции;
- инвестиции в основные фонды предприятия, переход к наиболее передовым методам производства продукции;
- повышение цены на производимую эмитентом продукцию при росте тарифов на товары и услуги монополистов: ж/д, энергетика, газ и т. д., а так же при росте цен на сырье [3].
Предполагаемые действия компании в случае изменения ситуации в отрасли, это — поиск новых рынков сбыта продукции и снижение себестоимости продукции.
Высокое качество продукции ОАО «Химпром» позволяет устанавливать цены до уровня мировых без снижения объемов продаж на протяжении многих лет.
При определении уровня цен учитываются: издержки производства и конъюнктура рынка. Конкурентная борьба компаний и стремление увеличить свою долю на рынке оказывают влияние на рыночные цены.
Последствия мирового финансового кризиса оказали весьма негативное влияние на цены компании. Но в настоящее время ситуация более или менее стабилизировалась и произошел рост цен на продукцию предприятия.
Основную часть в себестоимости продукции ОАО «Химпром» составляют затраты на сырье, следовательно их значительный рост может привести к значительному росту затрат и, соответственно, снижению рентабельности ОАО «Химпром».
ОАО «Химпром» предпринимает меры по снижению риска роста цен на сырье, а именно:
- Заключает долгосрочные контракты на поставку сырья по фиксированным ценам;
- Осуществляет поиск альтернативных поставщиков;
- Сокращает издержки по другим статьям.
Таким образом, имеются довольно большие возможности по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.
В ходе анализа было выявлено, что на предприятии преобладают заемные источники финансирования, что может свидетельствовать о доверии к предприятию со стороны кредиторов, но, в то же время, и об отсутствии финансовой независимости. Также это указывает на то, что предприятие имеет недостаточный уровень финансовой стабильности, причем с каждым годом предприятие становится менее стабильно в финансовом плане, в связи с увеличением доли заемного капитала в общей доли средств финансирования.
В ходе расчета экономических показателей было выявлено, что ОАО «Химпром» стало менее эффективно использовать капитал. Произошло повышение затрат основного капитала на единицу продукции, капитал стал оборачиваться дольше, а значит, чем менее быстро оборачивается капитал, тем тише оборачивается его переменная часть и тем меньшую прибавочную стоимость получает капиталист.
На предприятии ОАО «Химпром» отмечается за период 2011–2013 гг. снижение выручки, несмотря на развитие новых технологий в производстве и создание новых перспективных продуктов, а также произошло повышение расходов на предприятии, в связи с чем прибыль значительно уменьшилась. Таким образом, внедрение производства новой продукции на предприятии пока не оправдывает ожиданий по повышению рентабельности предприятия.
Стратегическая цель ОАО «Химпром» на сегодняшний день — это производство продукции с высокой добавленной стоимостью, строительство новых и модернизацию существующих производственных мощностей на действующих площадках, создание новых перспективных продуктов. Для достижения намеченных целей предприятию необходимо реализовать ряд крупных инвестиционных проектов, направленных на повышение производственного потенциала предприятия, и произвести сокращение расходов на производство.
1. Блохина Т. К., Быкова О. Н., Ермолаева Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник для бакалавров и магистров. М.: Проспект, 2013. — 428 с.
2. Крейнина М. Н. Финансовая устойчивость предприятия. // «Финансовый менеджмент». — 2011. — № 2.
3. Официальный сайт ОАО «Химпром» г.Новочебоксарск. [Электронный ресурс]. URL: http://www.himprom.com/company/, (дата обращения: 11.03.2015).