Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность общения. Выделены в структуре коммуникативной компетентности:
- профессиональную рефлексию — это формирование системы представлений о профессии, профессионально значимых ситуациях и необходимости профессионально важных качеств.
- межкультурную перцепцию — восприятие субъектов друг другом на уровне разных культур.
- социальную перцепцию, которая обеспечивает восприятие субъектов друг другом и исходящей от них информации, как динамический процесс, в котором происходит формирование представления о воспринимаемом, оценивание и изменение поведенческих характеристик субъектов.
По мнению ряда авторов, структурными составляющими коммуникативной компетентности выступают такие умения и навыки, как:
- межличностное восприятие и оценка коммуникативной ситуации (перцептивный компонент);
- самоанализ и самооценка собственного поведения в процессе общения (рефлексивный компонент);
- выбор адекватных средств межличностной коммуникации (интегративный компонент) и управление процессом общения и регуляции собственного поведения (поведенческий компонент).
Исследуя развитие коммуникативной компетентности студентов-менеджеров, Хутаков А. Р. выделяет в ее структуре следующие компоненты:
1) мотивационно — личностный компонент (мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность и др.);
2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в процессе их совместной деятельности, типологические особенности мышления, организаторские и коммуникативные способности);
3) поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4].
Нам ближе именно это разделение коммуникативной компетентности на структурные компоненты.
Выделена трехуровневая модель (стратегический, оперативно-тактический и технический уровни) коммуникативной компетентности.
Первый (базовый) уровень — уровень коммуникативных тактик. На этом уровне коммуникативная компетентность описывается как комплекс знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной коммуникации. Он включает в себя знание правил поведения в типичных ситуациях, набор коммуникативных тактик и наличие «чувства уместности».
Оперативно-тактический уровень — это способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения коммуникативных задач, умения планировать и осуществлять коммуникативные действия, включая умение корректировать свои действия, а также трансформировать ситуацию в случае необходимости.
Стратегический уровень коммуникативной компетентности составляют те образования, которые обеспечивают ситуативную ориентировку в коммуникациях. Сюда входят коммуникативные установки, ориентации и предрасположенности, такие, как ориентация на открытое или закрытое общение, установка на манипулирование и т. п. [9.С.8].
Школа менеджмента Эдинбургского университета, которая является «энциклопедией» современных инновационных процессов в мире и методов управления ими, на основе опроса представителей промышленных компаний, общественных и административных служб составила «портрет идеального управленца» современности, отметив, что для успешной работы на руководящих постах нужны, пять качеств: это лидерство, умение влиять на людей; эффективное принятие решений; умение работать в команде; интуиция; способность ярко подать свои идеи и убедить всех в своей правоте. Другими словами, необходима коммуникативная компетентность [3].
Проведенные психологические исследования на факультете экономики управления, с целью определить развитость коммуникативных качеств у студентов 5 курсов показали следующие результаты: около 29 % студентов продемонстрировали высокий уровень развития коммуникативных навыков и 18 % — очень высокий уровень. Студентам свойственно стремление к статусному росту, нетерпение к неопределенности, фрустрационная нетолерантность, социальная неуклюжесть, избегание неудач и стремление к комфорту. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя у студентов есть стремление к карьерному росту, показатели неопределенности, нетолерантности и социальной дезадаптивности говорят о низких качествах коммуникативной компетенции. К тому же высокие показатели (88 %) внутренней ориентации (метод Локус-контроля) свидетельствует о том, что студенты ориентированы на себя и не учитывают внешние факторы, а в условиях открытой рыночной экономики это недопустимо. Исходя из результатов проведенных исследований, можно предположить влияние коммуникативных качеств на профессиональную деятельность будущего менеджера, говорить о них как о недостаточных и требующих дальнейшего развития.
Таким образом, человек не состоится как менеджер, если он не умеет общаться. Наличие либо отсутствие навыков межличностного общения влияет на предпочитаемые менеджером модели поведения и стиль его общения с подчиненными, а так же на выбор рычагов для мотивирования и путей разрешения организационных конфликтов.
По мнению Кустова В. Н., от уровня профессионализма менеджера во многом зависит объем продаж. По данным проведенных исследований на долю лучших менеджеров приходится 80 % продаж, средних — 15 %, худших — всего 5 %. Проведенные теоретические и эмпирические исследования показали, что в структуре профессионализма менеджера ведущую роль играет коммуникативная компетентность, т. к. продажам предшествуют переговоры с клиентами [1].
Коммуникативная компетентность — важнейшая составляющая профессионализма менеджера. Профессиональная и психологическая информированность, желание и практическая подготовленность к коммуникации являются важнейшими характеристиками менеджера, в силу специфики деятельности включенного в систему разнообразных коммуникативных связей. Поэтому коммуникативная компетентность не просто — важнейшая характеристика специалиста-менеджера, но более того, является одной из приоритетных составляющих его профессиональной пригодности.
На западе область социально-научного знания, известная как Communication Studies (теория коммуникации), занимает сейчас чрезвычайно важное место, так как коммуникативное образование — необходимый компонент в подготовке квалифицированного специалиста — менеджера, а коммуникативная компетентность является важнейшей составляющей современного профессионализма. Очевидно, таким образом, что на современном этапе процесс управления требует от менеджера знаний и умений и в области психологии личности, педагогики, теории коммуникации, социологии и т. д., т. е. следует говорить о развитии коммуникативной компетентности, которая определяется умениями:
- ориентироваться в закономерностях поведения человека в группе;
- формировать свой личный авторитет;
- формировать свой стиль взаимоотношений с людьми;
- влиять на людей, убеждать их;
- организовывать взаимодействие участников коммуникации так, чтобы это приводило к удовлетворенности от совместной деятельности и к ее эффективности.
Для этого необходимо развитие таких способностей, как:
1) способность понимать самого себя (что предполагает осознание собственных мотивов, целей, возможностей в сфере общения, поведенческих стереотипов);
2) способность понимать других людей (что предполагает понимание потребностей, целей, мотивов других людей, особенностей их поведения);
3) способность понимать и прогнозировать развитие взаимоотношений (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, складывающиеся в ее процессе отношения, осознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей).
О важности коммуникативной компетентности менеджеров писал в свое время Л. Якокка, и то, что студенты с блестящими способностями становились иногда весьма посредственными менеджерами, объяснял тем, что они не были общительными.
Ведь менеджеры, в силу их должностных обязанностей, постоянно вовлечены (согласно статистике, около 90 % рабочего времени) в коммуникативный процесс: общаются, а группах, выступают на собраниях, составляют письма, общаются по телефону и т. д. [3].
Таким образом, в числе доминирующих функций менеджера: установление коммуникации; осуществление коммуникации с целью получения, передачи информации; воздействие на подчиненных посредством коммуникации для достижения ими организационных целей; принятие решений и их реализация посредством коммуникации.
И от уровня профессиональной, и, в частности, коммуникативной, компетентности управленца зависит, как сочетать формальные и неформальныевиды коммуникации, чтобы добиться оперативного донесения или получения информации, а значит, своевременных эффективных действий для решения поставленных задач.
Таким образом, коммуникативная компетентность подразумевает опыт взаимодействия с окружающими людьми, который требуется для успешного функционирования в профессиональной среде и в обществе в целом и дает возможность:
- свободно передавать и воспринимать информацию;
- понимать невербальный язык общения;
- знать нормы и правила общения;
- вступать в контакт с другими с учетом их статусных, социально — культурных и возрастных характеристик;
- умение вести себя адекватно ситуации и использовать это для достижения своих целей;
- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы убедить его в силе своих аргументов, склонить на свою сторону;
- правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать нужную коммуникативную стратегию [2].
Резюмируя, можно представить коммуникативную компетентность менеджера как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способности к самоконтролю и самообразованию, культуры вербального и невербального взаимодействия.
Опираясь на вышеизложенные сведения, ясно прослеживается важнейшая роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности менеджера.
В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик специалиста — менеджера, а ее формирование — как актуальная задача профессионального развития и становления личности будущего менеджера.
Литература:
1. Кустов В. Н. Психолого — акмеологические характеристики коммуникативной компетентности менеджеров в коммерческих организациях // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 4. — С.12–21.1.
2. Симоненко Е. С. Разработка системы показателей (инидикаторов) конкурентосопосбности вуза на рынке образовательных услуг// Альманах современной науки и образования. 2013. № 11 (78). С. 161–164.
3. Согачева О. В. Теория и практика коммуникационного менеджмента // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 219–221.
4. Хутаков А. Р. Влияние коммуникативных качеств на управленческую деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 7. — С. 35–41.