Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 02.05.2015

Статья просмотрена: 5841 раз

Библиографическое описание:

Андросова, И. В. Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера / И. В. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18365/ (дата обращения: 16.11.2024).

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность общения. Выделены в структуре коммуникативной компетентности:

-        профессиональную рефлексию — это формирование системы представлений о профессии, профессионально значимых ситуациях и необходимости профессионально важных качеств.

-        межкультурную перцепцию — восприятие субъектов друг другом на уровне разных культур.

-        социальную перцепцию, которая обеспечивает восприятие субъектов друг другом и исходящей от них информации, как динамический процесс, в котором происходит формирование представления о воспринимаемом, оценивание и изменение поведенческих характеристик субъектов.

По мнению ряда авторов, структурными составляющими коммуникативной компетентности выступают такие умения и навыки, как:

-        межличностное восприятие и оценка коммуникативной ситуации (перцептивный компонент);

-        самоанализ и самооценка собственного поведения в процессе общения (рефлексивный компонент);

-        выбор адекватных средств межличностной коммуникации (интегративный компонент) и управление процессом общения и регуляции собственного поведения (поведенческий компонент).

Исследуя развитие коммуникативной компетентности студентов-менеджеров, Хутаков А. Р. выделяет в ее структуре следующие компоненты:

1)       мотивационно — личностный компонент (мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность и др.);

2)       когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в процессе их совместной деятельности, типологические особенности мышления, организаторские и коммуникативные способности);

3)       поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4].

Нам ближе именно это разделение коммуникативной компетентности на структурные компоненты.

Выделена трехуровневая модель (стратегический, оперативно-тактический и технический уровни) коммуникативной компетентности.

Первый (базовый) уровень — уровень коммуникативных тактик. На этом уровне коммуникативная компетентность описывается как комплекс знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной коммуникации. Он включает в себя знание правил поведения в типичных ситуациях, набор коммуникативных тактик и наличие «чувства уместности».

Оперативно-тактический уровень — это способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения коммуникативных задач, умения планировать и осуществлять коммуникативные действия, включая умение корректировать свои действия, а также трансформировать ситуацию в случае необходимости.

Стратегический уровень коммуникативной компетентности составляют те образования, которые обеспечивают ситуативную ориентировку в коммуникациях. Сюда входят коммуникативные установки, ориентации и предрасположенности, такие, как ориентация на открытое или закрытое общение, установка на манипулирование и т. п. [9.С.8].

Школа менеджмента Эдинбургского университета, которая является «энциклопедией» современных инновационных процессов в мире и методов управления ими, на основе опроса представителей промышленных компаний, общественных и административных служб составила «портрет идеального управленца» современности, отметив, что для успешной работы на руководящих постах нужны, пять качеств: это лидерство, умение влиять на людей; эффективное принятие решений; умение работать в команде; интуиция; способность ярко подать свои идеи и убедить всех в своей правоте. Другими словами, необходима коммуникативная компетентность [3].

Проведенные психологические исследования на факультете экономики управления, с целью определить развитость коммуникативных качеств у студентов 5 курсов показали следующие результаты: около 29 % студентов продемонстрировали высокий уровень развития коммуникативных навыков и 18 % — очень высокий уровень. Студентам свойственно стремление к статусному росту, нетерпение к неопределенности, фрустрационная нетолерантность, социальная неуклюжесть, избегание неудач и стремление к комфорту. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя у студентов есть стремление к карьерному росту, показатели неопределенности, нетолерантности и социальной дезадаптивности говорят о низких качествах коммуникативной компетенции. К тому же высокие показатели (88 %) внутренней ориентации (метод Локус-контроля) свидетельствует о том, что студенты ориентированы на себя и не учитывают внешние факторы, а в условиях открытой рыночной экономики это недопустимо. Исходя из результатов проведенных исследований, можно предположить влияние коммуникативных качеств на профессиональную деятельность будущего менеджера, говорить о них как о недостаточных и требующих дальнейшего развития.

Таким образом, человек не состоится как менеджер, если он не умеет общаться. Наличие либо отсутствие навыков межличностного общения влияет на предпочитаемые менеджером модели поведения и стиль его общения с подчиненными, а так же на выбор рычагов для мотивирования и путей разрешения организационных конфликтов.

По мнению Кустова В. Н., от уровня профессионализма менеджера во многом зависит объем продаж. По данным проведенных исследований на долю лучших менеджеров приходится 80 % продаж, средних — 15 %, худших — всего 5 %. Проведенные теоретические и эмпирические исследования показали, что в структуре профессионализма менеджера ведущую роль играет коммуникативная компетентность, т. к. продажам предшествуют переговоры с клиентами [1].

Коммуникативная компетентность — важнейшая составляющая профессионализма менеджера. Профессиональная и психологическая информированность, желание и практическая подготовленность к коммуникации являются важнейшими характеристиками менеджера, в силу специфики деятельности включенного в систему разнообразных коммуникативных связей. Поэтому коммуникативная компетентность не просто — важнейшая характеристика специалиста-менеджера, но более того, является одной из приоритетных составляющих его профессиональной пригодности.

На западе область социально-научного знания, известная как Communication Studies (теория коммуникации), занимает сейчас чрезвычайно важное место, так как коммуникативное образование — необходимый компонент в подготовке квалифицированного специалиста — менеджера, а коммуникативная компетентность является важнейшей составляющей современного профессионализма. Очевидно, таким образом, что на современном этапе процесс управления требует от менеджера знаний и умений и в области психологии личности, педагогики, теории коммуникации, социологии и т. д., т. е. следует говорить о развитии коммуникативной компетентности, которая определяется умениями:

-        ориентироваться в закономерностях поведения человека в группе;

-        формировать свой личный авторитет;

-        формировать свой стиль взаимоотношений с людьми;

-        влиять на людей, убеждать их;

-        организовывать взаимодействие участников коммуникации так, чтобы это приводило к удовлетворенности от совместной деятельности и к ее эффективности.

Для этого необходимо развитие таких способностей, как:

1)      способность понимать самого себя (что предполагает осознание собственных мотивов, целей, возможностей в сфере общения, поведенческих стереотипов);

2)      способность понимать других людей (что предполагает понимание потребностей, целей, мотивов других людей, особенностей их поведения);

3)      способность понимать и прогнозировать развитие взаимоотношений (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, складывающиеся в ее процессе отношения, осознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей).

О важности коммуникативной компетентности менеджеров писал в свое время Л. Якокка, и то, что студенты с блестящими способностями становились иногда весьма посредственными менеджерами, объяснял тем, что они не были общительными.

Ведь менеджеры, в силу их должностных обязанностей, постоянно вовлечены (согласно статистике, около 90 % рабочего времени) в коммуникативный процесс: общаются, а группах, выступают на собраниях, составляют письма, общаются по телефону и т. д. [3].

Таким образом, в числе доминирующих функций менеджера: установление коммуникации; осуществление коммуникации с целью получения, передачи информации; воздействие на подчиненных посредством коммуникации для достижения ими организационных целей; принятие решений и их реализация посредством коммуникации.

И от уровня профессиональной, и, в частности, коммуникативной, компетентности управленца зависит, как сочетать формальные и неформальныевиды коммуникации, чтобы добиться оперативного донесения или получения информации, а значит, своевременных эффективных действий для решения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативная компетентность подразумевает опыт взаимодействия с окружающими людьми, который требуется для успешного функционирования в профессиональной среде и в обществе в целом и дает возможность:

-        свободно передавать и воспринимать информацию;

-        понимать невербальный язык общения;

-        знать нормы и правила общения;

-        вступать в контакт с другими с учетом их статусных, социально — культурных и возрастных характеристик;

-        умение вести себя адекватно ситуации и использовать это для достижения своих целей;

-        умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы убедить его в силе своих аргументов, склонить на свою сторону;

-        правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать нужную коммуникативную стратегию [2].

Резюмируя, можно представить коммуникативную компетентность менеджера как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способности к самоконтролю и самообразованию, культуры вербального и невербального взаимодействия.

Опираясь на вышеизложенные сведения, ясно прослеживается важнейшая роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности менеджера.

В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик специалиста — менеджера, а ее формирование — как актуальная задача профессионального развития и становления личности будущего менеджера.

 

Литература:

 

1.      Кустов В. Н. Психолого — акмеологические характеристики коммуникативной компетентности менеджеров в коммерческих организациях // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 4. — С.12–21.1.

2.      Симоненко Е. С. Разработка системы показателей (инидикаторов) конкурентосопосбности вуза на рынке образовательных услуг// Альманах современной науки и образования. 2013. № 11 (78). С. 161–164.

3.      Согачева О. В. Теория и практика коммуникационного менеджмента // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 219–221.

4.      Хутаков А. Р. Влияние коммуникативных качеств на управленческую деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 7. — С. 35–41.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, способность, умение, будущий менеджер, восприятие субъектов, поведенческий компонент, процесс общения, собственное поведение, совместная деятельность, теория коммуникации.


Похожие статьи

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Маркетинговые технологии и анализ коммуникативной политики организации

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Содержание и структура метапредметных компетенций

Функциональные детерминанты поведения работника в профессиональной деятельности

Роль бизнес-моделей социального воздействия в социальном предпринимательстве

Интерпретация и роль производственного контроллинга в системе управления промышленным предприятием

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее развития

Похожие статьи

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Маркетинговые технологии и анализ коммуникативной политики организации

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Содержание и структура метапредметных компетенций

Функциональные детерминанты поведения работника в профессиональной деятельности

Роль бизнес-моделей социального воздействия в социальном предпринимательстве

Интерпретация и роль производственного контроллинга в системе управления промышленным предприятием

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее развития

Задать вопрос