Работа с людьми, высокая ответственность, эмоциональные нагрузки могут привести к вероятности возникновения профессионального стресса, истощения, отсутствия положительных эмоций, усталости, вызванных собственной работой, утраты радости по отношению к жизни. В психологии данное состояние называется «эмоциональное выгорание». Наиболее часто синдром выгорания встречается у людей социальных профессий (медики, педагоги, менеджеры и т. д.).
Выгорание — это «опустошение души» обусловленное факторами профессиональной среды, необходимостью работы в одном и том же напряженном ритме, с высокой эмоциональной нагрузкой [3]. Синдром эмоционального выгорания может быть вызван:
- неудовлетворенностью профессией;
- напряженностью и конфликтностью в профессиональной среде, отсутствием сплоченного социального окружения;
- пролонгированием рабочего времени;
- нехваткой условий для самовыражения личности на работе;
- отсутствием поощрения со стороны руководства;
- отсутствием условий для дальнейшего обучения и профессионального совершенствования [2].
Синдром выгорания характеризуется:
- недостатком энергии и энтузиазма;
- депрессивным состоянием;
- отсутствием эмоционального самовыражения на рабочем месте, отстраненностью от других;
- чувством усталости и опустошенности;
- утратой способностей видеть положительные результаты своего труда;
- восприимчивостью к изменениям внешней среды;
- частыми головными болями;
- отрицательным отношением к работе и жизни вообще [1, 7].
Личностным ресурсом преодоления и снижения риска появления выгорания является высокий уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это совокупность ментальных способностей, обеспечивающих распознание, понимание и управление, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения поставленной цели. Развитие эмоционального интеллекта, управление собственными эмоциями и эмоциями других людей позитивно влияет на межличностное взаимодействие, снижает риск возникновения профессиональных деструкций [6].
Восстановлению эмоционального иммунитета также способствует:
- структурирование и организация рабочего места;
- оптимизация профессиональной нагрузки;
- разъяснение сотруднику его места в организации, функций, прав и должностных обязанностей;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- поддержание дружественных отношений с коллегами;
- обсуждение с сотрудниками критериев и перспектив профессионального роста;
- избежание чрезмерной конкуренции;
- создание и поддержание корпоративных традиций (деловой стиль одежды, совещания с коллегами, совместный отдых и т. д.);
- введение форм морального и материального поощрения;
- создание условия для профессионального развития [4, 5].
Еще одним способом профилактики эмоционального выгорания является поддержание себя в хорошей спортивной форме, правильный отдых, соблюдение режима сна, сбалансированное питание.
Таким образом, эмоциональное выгорание является не просто результатом стресса, а следствием неуправляемого стресса. Эмоциональное выгорание характеризуется безразличием, эмоциональным истощением, ощущением собственной некомпетентности, негативным профессиональным самовосприятием. Выгорание приводит к неуверенности, чувству невостребованности, дистанцированности от коллег, раздражению, разочарованию по отношению к работе.
Литература:
1. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию http://opec.ru/1769953.html (дата обращения: 20.04.2015).
2. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. http://hpsy.ru/public/x2627.htm (дата обращения: 20.04.2015).
3. Перегорело, или чем грозит эмоциональное выгорание персонала. http://the-medical-practice.com/articles/peregorelo (дата обращения: 20.04.2015).
4. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. http://hr-ru.com/2010/12/profilaktika-sindroma-emocionalnogo-vygoraniya/ (дата обращения: 20.04.2015).
5. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. 2011. № 5. Т.2. С. 92–97.
6. Солодкова Т. И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: Дис.... канд.псих.наук. Иркутск, 2011. 160 с.
7. Naisberg-Fennig S., Fennig Sh., Keinan G., Elizur A. Personality characteristics and proneness to burnout: A study among psychiatrists // Stress Medicine. 1991, Vol. 7, Is. 4, Pp. 201–205.