Статья посвящена тому, как люди, жившие в Древнем Риме и Древней Греции, относились к красоте. Автор ставит вопросы: каким представляли себе красивого человека в те времена? В чём они видели красоту? Каков был эталон красоты в те далёкие времена? Почему изображали своих богов именно похожими на людей? Автор обращается к той эпохе по той причине, что именно античность является фундаментом современной Европы. Богатое культурное наследие, которое осталось от древних греков и римлян – это колыбель европейской цивилизации.
Ключевые слова: красота, античность, гармония, Древний Рим, Древняя Греция, эталон красоты, человек, уродство, идеал.
Summary. The article is devoted to how the people, living in Ancient Rome and Ancient Greece, treated beauty. The author raises the following questions: What was a beautiful person in those days? In what did they see beauty? What was the beauty standard in those days? Why did the represent the gods like people? The author addresses to that era for the reason that the antiquity is the base of modern Europe. The rich cultural heritage which remained from ancient Greeks and Romans is a cradle of European civilization.
Keywords: beauty, antiquity, harmony, Ancient Rome, Ancient Greece, standard of beauty, people, ugliness, ideal.
В античные времена самым прекрасным из всего, что существует в мире, считали человека. Человеческое тело, в представлении древних, совершенно и по этой причине все древнегреческие и древнеримские Боги внешностью похожи на людей. Подтверждение тому – статуи этих Богов, которые идеально сложены, красивы и имеют человеческую внешность. Ярким тому примером могут служить статуи Артемиды, Афродиты и Аполлона. Они изображены в благородных позах, их тела красивы, они идеально сложены, весь их облик гармоничен. Такими же изображались практически все Боги, а также положительные герои.
Пифагор был первым, кто попытался объяснить красоту и он сделал вывод, что главные её черты – это гармоничность и соразмерность. Особое значение сам Пифагор, а также его ученики придавали музыке, так как по их мнению она являет собой образец идеальной гармонии.
По мнению Аристотеля красота заключается в правильном соотношении отдельных частей к целому.
Поликлет был создателем статуи, которая была названа Каноном, в ней были воплощены все те пропорции, которые должны быть у человеческого тела, чтобы оно выглядело красивым. А затем эти пропорции были описаны в числовом эквиваленте. Таким образом, родилось выражение «канон красоты». [1]
В Древнем Риме отношение к красоте было точно таким же, как и в Древней Греции. Они также изображали своих Богов и у них были точно такие же идеалы красоты.
В те времена идеально красивой считалась женщина по нашим меркам среднего роста, но по меркам того времени высокая – 164 саниметра, ее бедра должны были быть широкими, грудь небольшой, а талия тонкой. Эталоном красоты античности является статуя Венеры Милосской. [2]
Красивыми считались лица, которые были наделены греческим носом, лоб должен был быть невысоким, а глаза, непременно, большими. Знатные римлянки и гречанки активно пользовались косметическими средствами, чтобы повысить свою привлекательность и приблизить свою внешность к идеалу. [3]
Красота настолько идеализировалась древними римлянами и греками, что все существа, которые не соответствовали идеальным пропорциям должны были восприниматься как уродливые. В Греции было создано большое количество разнообразной литературы, которая повествовала об уродствах внешности и духа.
В античном мире было немало мифов и о том, какие ужасающие существа в нём могут существовать:
- это и сирены Гомера, которые представляют собой вовсе не обольстительных женщин с рыбьими хвостами, а хищных птиц омерзительного вида;
- это морские чудовища Скилла и Харибда, нещадно губившие проплывавшие мимо суда; [4]
- и трёхголовая Химера (одна из головой которой львиная, вторая козья и третья – змеиная); [5]
- и кровожадный циклоп Полифем (одноглазый великан, который питался человеческим мясом);
- Цербер (трёхголовый пёс со змеями на хвосте и шее, охраняющий врата в царство мертвых); [6]
- Гарпии – наполовину женщины, наполовину птицы, которые выглядели просто отвратительно и были похитительницами душ людей и маленьких детей); [7]
- а также такие существа, как горгоны, сфинксы, кентавры и так далее. [8]
Эпоха античности является фундаментом и колыбелью цивилизации для современной Европы. От древних римлян и древних греков осталось очень богатое культурное наследие.
Люди античной эпохи обладали прекрасным вкусом, они чтили красоту тела и красоту души, а также воспевали гармонию между внутренними и внешними качествами человека. При этом они допускали, что иногда за некрасивой внешностью может скрываться добродетель. А вот уродство моральное, по их мнению, всегда имело ужасную внешность. Например, Алкивиад, произносил хвалу внешности Сократа, которая была безобразной, но, под её уродливыми чертами скрывалась глубокая внутренняя красота.
К античному «канону красоты» в разные эпохи и отношение было различным. Так, например, в эпоху Средневековья, когда большое влияние на общество, на его мировоззрение и представления стала оказывать церковь. Под влиянием религиозных убеждений изменились и эстетические идеалы, и представления о том, что есть прекрасно, а что – уродливо. Канон красоты Средневековья полностью противоположен тому, который был принят в античную эпоху. В Средние века главной идеей было превосходство духовностью составляющей человека над его телом, по этой причине человеческие фигуры стали изображаться на полотнах художников и в скульптуре аскетичными, отрешёнными от мира, почти бестелесными и бесполыми.
К внешним недостаткам человека стали относиться с пониманием, не высмеивая и не объявляя таких людей олицетворением зла. Живописцы стали изображать в своих творениях людей с некрасивыми лицами.
Церковь чётко разделила красоту на ту, что от Бога (духовную) и ту, что от дьявола (телесную). В связи с чем, античные каноны красоты были названы «дьявольскими» и много произведений искусства, созданных в античный период было уничтожено.
В эпоху, которая носит название «Новое время», идеалы красоты вновь поменялись, красота внешняя, как и в античные времена, снова стала главенствовать. Представления о красивом теле у аристократов и простолюдинов разделились. Простой народ считал красивым крепкое тело, а знать напротив – считала красивым тело хрупкое, грациозное, которое не способно к работе, и не только у женщин, но также и у мужчин, в связи с чем, мужчины стали похожи на женщин, они носили парики, пудрились, ярко одевались, не меньше женщин использовали в своём гардеробе ленты и кружева.
После французской Революции красота мужская стала выражаться в прямой осанке, ясном взгляде, сильных руках и крепких ногах. Такой идеал мужской красоты сохранился и по сей день. Женщина же считалась в то время красивой та, которая имела широкие бёдра и полную грудь, поскольку её функция заключается в том, чтобы рожать здоровых детей.
В эпоху Романтизма вновь женская красота выражалась в бледности, худобе и грустном мечтательном облике. Женины изводили себя диетами и затягивались в корсет так туго (даже беременные), что случались и смертельные исходы от чрезмерно затянутой талии.
В конце эпохи Нового времени красоте внешней стали до такой степени поклоняться, что достичь её пытались любой ценой.
В наше время нет какого-то строго определённого канона или стандарта красоты, но, тем не менее, если судить по манекенщицам, то в моде сейчас дамы худые и длинноногие.
Вывод: В Древней Греции и в Древнем Риме, в первую очередь, ценилась красота человеческого тела. Красоту же древние видели, прежде всего, в гармонии и симметрии, в пропорциональности всех частей тела. В каждой последующей эпохе античные идеалы то отвергались, то принимались за эталон.
Литература:
1. Эко, У. История уродства [Текст] / У.Эко. - М.: Слово, 2007. -456с.
2. Нагорнова, Е. Е. «Красота» в античной философии [Текст] / Е. Е. Нагорнова // Аналитика культурологии. – 2005. – № 4. – С. 110-114.
3. Ефремова, Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка: более 2 500 слов [Текст] / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. - М. :Астрель, 2009. - 379 c.
4. Античная философия: Энциклопедический словарь [Текст] / П.П. Гайденко [и др.] - М.: Прогресс-Традиция, 2008.- 896с.
5. Ланди, Э. Тайная жизнь великих художников [Текст] / Э.Ланди. - М.: Книжный клуб 36.6, 2011. - 352 с.
6. Лавкрафт, Г. Хребты Безумия: Кн. 2 [Текст] / Пер. с англ.; Предисл. Е.Головина «Лавкрафт — исследователь Аутсайда» (С. 5-19). - М.: Гудьял-Пресс, 2001. - 476 с.
7. Борхес, Хорхе Луис. Бестиарий: Книга вымышленных существ [Текст] / Ред. Ю.Кулишенко; Оформл. переплета А.Саукова, П.Сацкого; Подбор и подготовка ил. Ю.Кулишенко, А.Воронкова. – М.: ЭКСМО-Пресс; ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 368 с.
8. Augustine. The City Of God. Harmondsworth: PenguinBooks, 1984. - P. 1060