Представления о красоте и уродстве в эпоху античности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 08.05.2015

Статья просмотрена: 15933 раза

Библиографическое описание:

Драчёва, Л. Н. Представления о красоте и уродстве в эпоху античности / Л. Н. Драчёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9.1 (89.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18516/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена тому, как люди, жившие в Древнем Риме и Древней Греции, относились к красоте. Автор ставит вопросы: каким представляли себе красивого человека в те времена? В чём они видели красоту? Каков был эталон красоты в те далёкие времена? Почему изображали своих богов именно похожими на людей? Автор обращается к той эпохе по той причине, что именно античность является фундаментом современной Европы. Богатое культурное наследие, которое осталось от древних греков и римлян – это колыбель европейской цивилизации.

Ключевые слова: красота, античность, гармония, Древний Рим, Древняя Греция, эталон красоты, человек, уродство, идеал.

Summary. The article is devoted to how the people, living in Ancient Rome and Ancient Greece, treated beauty. The author raises the following questions: What was a beautiful person in those days? In what did they see beauty? What was the beauty standard in those days? Why did the represent the gods like people? The author addresses to that era for the reason that the antiquity is the base of modern Europe. The rich cultural heritage which remained from ancient Greeks and Romans is a cradle of European civilization.

Keywords: beauty, antiquity, harmony, Ancient Rome, Ancient Greece, standard of beauty, people, ugliness, ideal.

 

В античные времена самым прекрасным из всего, что существует в мире, считали человека. Человеческое тело, в представлении древних, совершенно и по этой причине все древнегреческие и древнеримские Боги внешностью похожи на людей. Подтверждение тому – статуи этих Богов, которые идеально сложены, красивы и имеют человеческую внешность. Ярким тому примером могут служить статуи Артемиды, Афродиты и Аполлона. Они изображены в благородных позах, их тела красивы, они идеально сложены, весь их облик гармоничен. Такими же изображались практически все Боги, а также положительные герои.

Пифагор был первым, кто попытался объяснить красоту и он сделал вывод, что главные её черты – это гармоничность и соразмерность. Особое значение сам Пифагор, а также его ученики придавали музыке, так как по их мнению она являет собой образец идеальной гармонии.

По мнению Аристотеля красота заключается в правильном соотношении отдельных частей к целому.

Поликлет был создателем статуи, которая была названа Каноном, в ней были воплощены все те пропорции, которые должны быть у человеческого тела, чтобы оно выглядело красивым. А затем эти пропорции были описаны в числовом эквиваленте. Таким образом, родилось выражение «канон красоты». [1]

В Древнем Риме отношение к красоте было точно таким же, как и в Древней Греции. Они также изображали своих Богов и у них были точно такие же идеалы красоты.

В те времена идеально красивой считалась женщина по нашим меркам среднего роста, но по меркам того времени высокая – 164 саниметра, ее бедра должны были быть широкими, грудь небольшой, а талия тонкой. Эталоном красоты античности является статуя Венеры Милосской. [2]

Красивыми считались лица, которые были наделены греческим носом, лоб должен был быть невысоким, а глаза, непременно, большими. Знатные римлянки и гречанки активно пользовались косметическими средствами, чтобы повысить свою привлекательность и приблизить свою внешность к идеалу. [3]

Красота настолько идеализировалась древними римлянами и греками, что все существа, которые не соответствовали идеальным пропорциям должны были восприниматься как уродливые. В Греции было создано большое количество разнообразной литературы, которая повествовала об уродствах внешности и духа.

В античном мире было немало мифов и о том, какие ужасающие существа в нём могут существовать:

- это и сирены Гомера, которые представляют собой вовсе не обольстительных женщин с рыбьими хвостами, а хищных птиц омерзительного вида;

- это морские чудовища Скилла и Харибда, нещадно губившие проплывавшие мимо суда; [4]

- и трёхголовая Химера (одна из головой которой львиная, вторая козья и третья – змеиная); [5]

- и кровожадный циклоп Полифем (одноглазый великан, который питался человеческим мясом);

- Цербер (трёхголовый пёс со змеями на хвосте и шее, охраняющий врата в царство мертвых); [6]

- Гарпии – наполовину женщины, наполовину птицы, которые выглядели просто отвратительно и были похитительницами душ людей и маленьких детей); [7]

- а также такие существа, как горгоны, сфинксы, кентавры и так далее. [8]

Эпоха античности является фундаментом и колыбелью цивилизации для современной Европы. От древних римлян и древних греков осталось очень богатое культурное наследие.

Люди античной эпохи обладали прекрасным вкусом, они чтили красоту тела и красоту души, а также воспевали гармонию между внутренними и внешними качествами человека. При этом они допускали, что иногда за некрасивой внешностью может скрываться добродетель. А вот уродство моральное, по их мнению, всегда имело ужасную внешность. Например, Алкивиад, произносил хвалу внешности Сократа, которая была безобразной, но, под её уродливыми чертами скрывалась глубокая внутренняя красота.

К античному «канону красоты» в разные эпохи и отношение было различным. Так, например, в эпоху Средневековья, когда большое влияние на общество, на его мировоззрение и представления стала оказывать церковь. Под влиянием религиозных убеждений изменились и эстетические идеалы, и представления о том, что есть прекрасно, а что – уродливо. Канон красоты Средневековья полностью противоположен тому, который был принят в античную эпоху. В Средние века главной идеей было превосходство духовностью составляющей человека над его телом, по этой причине человеческие фигуры стали изображаться на полотнах художников и в скульптуре аскетичными, отрешёнными от мира, почти бестелесными и бесполыми.

К внешним недостаткам человека стали относиться с пониманием, не высмеивая и не объявляя таких людей олицетворением зла. Живописцы стали изображать в своих творениях людей с некрасивыми лицами.

Церковь чётко разделила красоту на ту, что от Бога (духовную) и ту, что от дьявола (телесную). В связи с чем, античные каноны красоты были названы «дьявольскими» и много произведений искусства, созданных в античный период было уничтожено.

В эпоху, которая носит название «Новое время», идеалы красоты вновь поменялись, красота внешняя, как и в античные времена, снова стала главенствовать. Представления о красивом теле у аристократов и простолюдинов разделились. Простой народ считал красивым крепкое тело, а знать напротив – считала красивым тело хрупкое, грациозное, которое не способно к работе, и не только у женщин, но также и у мужчин, в связи с чем, мужчины стали похожи на женщин, они носили парики, пудрились, ярко одевались, не меньше женщин использовали в своём гардеробе ленты и кружева.

После французской Революции красота мужская стала выражаться в прямой осанке, ясном взгляде, сильных руках и крепких ногах. Такой идеал мужской красоты сохранился и по сей день. Женщина же считалась в то время красивой та, которая имела широкие бёдра и полную грудь, поскольку её функция заключается в том, чтобы рожать здоровых детей.

В эпоху Романтизма вновь женская красота выражалась в бледности, худобе и грустном мечтательном облике. Женины изводили себя диетами и затягивались в корсет так туго (даже беременные), что случались и смертельные исходы от чрезмерно затянутой талии.

В конце эпохи Нового времени красоте внешней стали до такой степени поклоняться, что достичь её пытались любой ценой.

В наше время нет какого-то строго определённого канона или стандарта красоты, но, тем не менее, если судить по манекенщицам, то в моде сейчас дамы худые и длинноногие.

Вывод: В Древней Греции и в Древнем Риме, в первую очередь, ценилась красота человеческого тела. Красоту же древние видели, прежде всего, в гармонии и симметрии, в пропорциональности всех частей тела. В каждой последующей эпохе античные идеалы то отвергались, то принимались за эталон.

 

Литература:

1.             Эко, У. История уродства [Текст] / У.Эко. - М.: Слово, 2007. -456с.

2.             Нагорнова, Е. Е. «Красота» в античной философии [Текст] / Е. Е. Нагорнова // Аналитика культурологии. – 2005. – № 4. – С. 110-114.

3.             Ефремова, Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка: более 2 500 слов [Текст] / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. - М. :Астрель, 2009. - 379 c.

4.             Античная философия: Энциклопедический словарь [Текст] / П.П. Гайденко [и др.] -  М.: Прогресс-Традиция,  2008.- 896с.

5.             Ланди, Э. Тайная жизнь великих художников [Текст] / Э.Ланди. - М.: Книжный клуб 36.6, 2011. - 352 с.

6.             Лавкрафт, Г. Хребты Безумия: Кн. 2 [Текст] / Пер. с англ.; Предисл. Е.Головина «Лавкрафт — исследователь Аутсайда» (С. 5-19). - М.: Гудьял-Пресс, 2001. - 476 с. 

7.             Борхес, Хорхе Луис. Бестиарий: Книга вымышленных существ [Текст] / Ред. Ю.Кулишенко; Оформл. переплета А.Саукова, П.Сацкого; Подбор и подготовка ил. Ю.Кулишенко, А.Воронкова. – М.: ЭКСМО-Пресс; ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 368 с. 

8.             Augustine. The City Of God. Harmondsworth: PenguinBooks, 1984. - P. 1060

Основные термины (генерируются автоматически): Древний Рим, Древняя Греция, красота, время, человеческое тело, античная эпоха, богатое культурное наследие, идеал красоты, современная Европа, эталон красоты.


Похожие статьи

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

В статье рассказывается о том, какими были стандарты красоты в эпоху Средневековья, как они отличались от тех представлений, которые были у людей античного периода. Автор ставит вопросы: насколько изменились представления о красоте, и что повлияло на...

Война с красотой. Почему современная архитектура стала уродливым лицом нашей жизни

Одно из правильных обобщений, которые мы можем сделать о современном мире, заключается в том, что современная архитектура по меньшей мере уродлива. Если бы мы показали нашему 250-летнему предку наши города и пригороды, он был бы поражен современными ...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

В данной статье был рассмотрен огромный пласт культурных достижений, которые в свою очередь повлияли как на мировоззрение человека, так и на его ценности в жизни. Задачей данной статьи было: рассмотреть эпоху Ренессанса через призму достижений в обла...

Концепция души в Древней Греции и в наши дни

С развитием нейробиологии и когнитивной психологии совершаются всё более глубокие открытия о работе мозга и сознания, что ставит под вопрос представления о душе как отдельной сущности (по крайней мере, отдельной от тела). Если говорить про современно...

Культурное наследие Древнего Египта в современном обществе

Авторы статьи исследуют особенности культурного наследия Древнего Египта, дошедшие до наших дней и не потерявшие своей актуальности, приводят примеры изобретений египтян, описывают их ценность и оригинальность.

Институт брака и семьи в Древней Греции периода классической античности глазами современников (на примере «Никомаховой Этики» и «Политики» Аристотеля)

Статья посвящена исследованию процессов формирования института брака и семьи в период классической античности с основой на трудах греческого философа и ученого периода Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) — «Никомаховой этике» и «Политике». В ходе анали...

Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя и Лу Синя

«Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» включает в себя анализ темы безумия в литературе Николая Васильевича Гоголя и Лу Синя. Обе работы являются важными для изучения человеческой психики, роли общества и государства в становлении лично...

Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей

В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.

Какой вид примет литература в будущем?

Современный мир динамичен, его изменения кардинальны. Человечество — заложник этих изменений, которые происходят во всех сферах, в том числе и в литературе. Переход в цифровой мир и осознание человеком литературы как информационного потока изменяет л...

Абу Нувас: нетрадиционные для исламской культуры темы стихов

В статье на основе творчества выдающего арабского поэта Абу Нуваса выясняется то, какие ценности, нормы и поведенческие установки были неприемлемы в арабо-мусульманском обществе VIII–IX вв., и определяется, в какой степени он вписывается в сложившиес...

Похожие статьи

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

В статье рассказывается о том, какими были стандарты красоты в эпоху Средневековья, как они отличались от тех представлений, которые были у людей античного периода. Автор ставит вопросы: насколько изменились представления о красоте, и что повлияло на...

Война с красотой. Почему современная архитектура стала уродливым лицом нашей жизни

Одно из правильных обобщений, которые мы можем сделать о современном мире, заключается в том, что современная архитектура по меньшей мере уродлива. Если бы мы показали нашему 250-летнему предку наши города и пригороды, он был бы поражен современными ...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

В данной статье был рассмотрен огромный пласт культурных достижений, которые в свою очередь повлияли как на мировоззрение человека, так и на его ценности в жизни. Задачей данной статьи было: рассмотреть эпоху Ренессанса через призму достижений в обла...

Концепция души в Древней Греции и в наши дни

С развитием нейробиологии и когнитивной психологии совершаются всё более глубокие открытия о работе мозга и сознания, что ставит под вопрос представления о душе как отдельной сущности (по крайней мере, отдельной от тела). Если говорить про современно...

Культурное наследие Древнего Египта в современном обществе

Авторы статьи исследуют особенности культурного наследия Древнего Египта, дошедшие до наших дней и не потерявшие своей актуальности, приводят примеры изобретений египтян, описывают их ценность и оригинальность.

Институт брака и семьи в Древней Греции периода классической античности глазами современников (на примере «Никомаховой Этики» и «Политики» Аристотеля)

Статья посвящена исследованию процессов формирования института брака и семьи в период классической античности с основой на трудах греческого философа и ученого периода Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) — «Никомаховой этике» и «Политике». В ходе анали...

Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя и Лу Синя

«Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» включает в себя анализ темы безумия в литературе Николая Васильевича Гоголя и Лу Синя. Обе работы являются важными для изучения человеческой психики, роли общества и государства в становлении лично...

Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей

В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.

Какой вид примет литература в будущем?

Современный мир динамичен, его изменения кардинальны. Человечество — заложник этих изменений, которые происходят во всех сферах, в том числе и в литературе. Переход в цифровой мир и осознание человеком литературы как информационного потока изменяет л...

Абу Нувас: нетрадиционные для исламской культуры темы стихов

В статье на основе творчества выдающего арабского поэта Абу Нуваса выясняется то, какие ценности, нормы и поведенческие установки были неприемлемы в арабо-мусульманском обществе VIII–IX вв., и определяется, в какой степени он вписывается в сложившиес...

Задать вопрос