Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.
Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, коммуникативные УУД, конструктивное решение конфликта.
Abstract: The article is devoted to the problem of teaching schoolchildren how to resolve conflicts, using the potential of English as a secondary school subject.
Keywords: conflict, conflict situation, communicative study skills, constructive outcome of a conflict.
Одна из целей образования состоит в достижении обучающимися определенных метапредметных результатов, под которыми понимают освоение учащимися таких способов деятельности, которые имеют применение и в образовательном процессе, и при решении жизненных задач. Метапредметные результаты достигаются за счет формирования универсальных учебных действий (УУД). Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет УУД как «совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [7].
Активное развитие в ходе обучения английскому языку имеет такой вид УУД, как коммуникативные УУД. «Коммуникативные действияобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [1].
Исследователи [1], [6] выделяют следующие виды коммуникативных УУД:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· постановка вопросов;
· разрешение конфликтов;
· управление поведением партнера;
· умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
· владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Особое место среди коммуникативных УУД занимает разрешение конфликтов. Следует различать понятияконфликт и конфликтная ситуация. Понятие«конфликт» подразумевает «столкновение двух противоречивых, противоположных мнений, мировоззрений, убеждений, позиций»[7].А под «конфликтной ситуацией» понимают ситуацию, объективно содержащую явные предпосылки для конфликта, провоцирующую враждебные действия, конфликт [10]. Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды.
Каждый реальный конфликт – это сложный изменчивый процесс, который состоит из таких основных стадий, как:
· предметная ситуация;
· конфликтное взаимодействие;
· разрешение конфликта [11].
Общая классификацияконфликтов содержит следующие их типы: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой, социальный, межклассовый, внутриорганизационный, межэтнический и педагогический [3].В зависимости от результатов решения, различают деструктивныеиконструктивныеконфликтные ситуации. Результатом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, отсутствие понимания. Когда же решение конфликта стало полезным для обеих сторон, и они приобрели нечто ценное для себя в данной ситуации, оставшись при этом удовлетворенными результатом, такой конфликт считают конструктивным[9].
Выделяют следующие виды конфликтов в школе:
· ученик – ученик;
· учитель – родительученика;
· учитель – ученик.
Далее в статье рассматривается первый вид школьного конфликта. Несогласие между детьми — привычное явление, как в семье, так и в школе. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако иногда ему необходимо принять участие в споре между учениками, чтобы способствовать его разрешению. Поводом к началу данного конфликта могут стать борьба за лидерство, соперничество, ложь, клевета, злословие, нерасположенность к человеку, борьба за симпатии девочки (мальчика).
Как же конструктивно решить подобные разногласия? На основе анализа научных и популярных публикаций на эту тему можно сформулировать ряд рекомендаций учителю:
· научить детей алгоритму решения конфликтов;
· дать детям подсказки и опоры о том, как вести себя в ситуациях конфликта (включая правила этикета);
· создать атмосферу доверия к учителю как третейскому судье.
Обучение решению конфликтной ситуации может иметь место не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Предмет «Английский язык» по своей сущности этому способствует, так как направлен на обучение общению. УУД, направленные на разрешение конфликтов, могут получить значительное развитие в процессе выполнения коммуникативных упражнений. Рассмотрим их наличие в современных УМК Биболетова М.З. «EnjoyEnglish.ru» для детей 5-6 классов [2] и Кауфман К.И. «HappyEnglish.ru» для учащихся 10 классов[4].
В учебнике Биболетовой М.З. есть следующая памятка:
1. - Do you mind! You are standing on my foot!
- Oh, I’m very sorry. It’s so crowded here.
2. - Can I see your ticket, please?
- I’m sorry, I can’t find it. Will I have to buy another one?
- I’m afraid so.
Приведенные выше примеры того, как можно принести извинения в определенной ситуации, помогут ученикам сформулировать свой ответ и не попасть в ситуацию конфликта. Но упражнения на закрепление, к сожалению, здесь отсутствуют. В учебнике Кауфман К.И. содержится ряд упражнений, которые напрямую не учат решать конфликт, но их содержание этому косвенно способствует. Например, упражнение 5 на стр. 53[4]предлагает учащимся соотнести русские предложения из дневника девочки Лизы с их английским переводом, который они могут найти в тексте. Текст дневниковой записи рассказывает о конфликтной ситуации, возникшей во время поездки в летний лагерь. Данная тема может послужить основой для организации обучения решению конфликтов.
В целом в рассмотренных учебниках слабо представлена тема конфликтов и их решения. Представляется важным обогатить учебный процесс дополнительными заданиями, в которых бы развивались УУД, направленные на разрешение конфликтов. Приведем пример таких заданий. Прежде всего, ученикам необходимо владеть определенной лексикой на данную тему, поэтому целесообразно включать задания, направленные на повторение и закрепление лексического материала. В игре «Лото» детям предлагается подобрать к английским словам и фразам их русский перевод (Таблицы 1, 2).
Таблица 1
Карточка лото с английскими фразами
to prevent conflict |
to support |
human right |
bad relations |
unfair |
to respect values |
to be tolerant |
privacy |
to ague |
peacefulsolution |
Misunderstanding |
to get along |
Таблица 2
Карточка лото с русскими фразами
спорить |
несправедливый |
частная жизнь |
быть толерантным |
уважать ценности |
мирное решение |
предотвращать конфликт |
поддерживать |
непонимание |
плохие отношения |
человеческие права |
дружить |
Также можно предложить ученикам порассуждать о значении словаконфликт. Сначала им лучше высказать свое собственное мнение, а затем учитель может предложить детям прочитать и перевести предложения, оформленные, например, в виде цветка, на каждом лепестке которого написано высказывание. Варианты высказываний [5]:
· Conflict means angry disagreement between people or group;
· Conflict means a situation in which something that is good for one person is bad for another person;
· Conflict means a situation in which it is difficult for 2 things to exist together;
· Conflict means a feeling of being nervous, because you want 2 different things at the same time;
· Conflict means a situation in which it is difficult for two persons to exist together peacefully.
Полезной также станет информация для детей о таком понятии как толерантность. Учитель может предложить им написать несколько правил о том, как сохранять толерантное отношение к людям, избегая при этом конфликтных ситуаций. Ответы могут получиться следующими:
· Respect otherpeople.
· Try to understand other people.
· Find the best ways to avoid conflict situations.
· Be ready to accept the opinion of other persons.
Дополнительным заданием на разрешение конфликта между учениками может послужить следующая анкета, в которой детям необходимо выбрать наилучший способ миновать конфликт и остановить последующее его развитие. Подобная анкета может содержать 7-10 вопросов.
1. Your classmate has broken your pen, but after that he apologized for that, because he didn’t want to do it. What will you say to him?
a) How dare you take my things? You must buy me a new one!
b) I will tell our teacher about it. She will punish you.
c) Oh, itwasmyfavouritepen! But it’s not a problem – I have another one.
2. Your classmate asks you to use your textbook and work together, because he forgot to bring it. What will you say to him?
a) Actually, this is my textbook! I don’t want to share it with you.
b) Of course, we can work together! Things happen.
c) I don’t care. You should have your own textbook.
3. One of your classmates informed you that your best friend had told other pupils about your secrets. What will you do?
a) Certainly I will take offense to my best friend and won’t continue to communicate with him.
b) First of all, I should know if it is true, perhaps it’s was a joke.
c) In this case I will share my best friend’s secrets with other pupils as well.
Таким образом, с помощью дополнительных заданий творческий учитель может создать благоприятные условия для развития коммуникативных УУД, направленных на разрешение конфликтов, на уроке английского языка.
Литература:
1. Анисимова, Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Текст] / Е.В. Анисимова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-10.htm
2. Биболетова, М.З. Английский язык: английский с удовольствием / EnjoyEnglish: Учебник английского языка для 9 кл. общеобраз. учрежд. [Текст] /М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис. – Обнинск, Титул: 2010 – 240 с.
3. Гаген, А. Конфликты: виды и методология разрешения конфликтов [Текст] / А. Гаген [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ibusiness.ru/blogs/24748
4. Кауфман, К.И. Английский язык: Счастливый английский.ру / HappyEnglish.ru: Учебник для 10кл. общеобраз. учрежд. [Текст] / К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман. – Обнинск: Титул, 2010. – 288 с.
5. Коткова, Н.А. Конфликты (английский язык) [Текст] / Н.А. Коткова[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98667811.
6. Куприна, И.К. Роль учителя в организации учебного общения на уроках иностранного языка в старших классах [Текст] / И.К. Куприна // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/412652/
7. Программа развития универсальных учебных действий (ФГОС ООО) В ГБОУ СОШ № 2045 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sch2045zg.mskobr.ru/files/prilozhenie_1_razvitie_uud.pdf
8. Рахимова, И.А. Что такое конфликты? Их причины и пути преодоления [Текст] / И.А. Рахимова // Журнал для родителей «Виноград». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vinograd.su/family/preview.php?id=42626
9. Семенцова, Е.И. Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры [Текст] / Е.И. Семенцова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305
10. Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/konfliktnaya_situaciya
11. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/konflikt.html