В данной статье представлены возможные формы работы с текстами-образцами на уроках русского языка, направленные на патриотическое воспитание учащихся. Автор рассмотрела и проанализировала материалы традиционного учебника по русскому языку для 5, 6 классов под ред. Н.М. Шанского и составила ряд заданий для работы с дидактическим материалом учебника. Данная статья может быть использована учителями-словесниками, методистами, педагогами дополнительного образования, работающими над патриотическим воспитанием молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, тексты-образцы, лингвостилистический анализ, компетенции, культуроведческая компетенция, коммуникативная компетенция.
Summary. In the given article the author studies the possible forms of work with texts samples at Russian lessons directed on patriotic education of pupils. The author considered and analysed the materials of the traditional textbook on Russian for 5, 6 classes under the editorship of N. M. Shansky and made a number of tasks for work with didactic material of the textbook. This article can be used by language and literature teachers, methodologists, additional education teachers working on patriotic education of the youth.
Keywords: patriotism, patriotic education, texts samples, lingvostylistic analysis, competences, cultural competence, communicative competence.
Одним из приоритетных направлений современного образования является патриотическое воспитание. Научить любить свою родину – это непростая задача для современного учителя. Особую роль в воспитании патриотизма играет учитель русского языка.
В Положении о ФГОС от 17. 12. 10 г. мы находим термин «портрет выпускника основной школы». Он расшифровывается целым рядом личностных характеристик, которыми должен обладать каждый выпускник по окончании школы. Первым пунктом в этом списке является именно патриотическая составляющая школьного образования: «…любящий свой край, Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции».
Кроме того, одной из важнейших «базовых ценностей российского общества», на основе которых, согласно ФГОС, строится процесс обучения, является именно патриотизм.
О роли патриотизма в воспитании и обучении рассуждали многие педагоги, учёные. Если обратиться к опыту педагогов предыдущих веков, можно обнаружить их стремление использовать чувство любви к Родине не только в качестве задачи или результата воспитательного процесса, но и как средство воспитания. К примеру, К.Д. Ушинский отмечал, что любовь к Родине даёт основу для борьбы с отрицательными качествами человека.
В современной педагогике патриотизм определяется как «нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [5, с. 351].
Анализ текстов-образцов о Родине, русском языке, родной природе на уроках русского языка помогает учащимся в осмыслении сущности понятия «патриотизм», особенностей его выражения в слове.
Возможности дидактического материала, представленного в учебниках по русскому языку, позволяют учителю успешно выполнять требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами: воспитание бережного отношения к родному языку как к элементу общей культуры, средству выражения культурно-исторического наследия русского народа.
Опишем возможные формы работы с текстами-образцами на уроках русского языка и литературы, направленные на развитие патриотических чувств учащихся. Работа с текстом включает в себя и работу со словом.
Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.
И ещё вот эти берёзки, этот утренний туман и птичий гомон в твоём лесу – тоже Родина. И подснежник – тоже Родина [1, 186].
(По Б.Н. Неменскому)
1. Прочитайте внимательно текст. О чём он? (О Родине).
2. С чего начинает своё размышление автор? (Автор задается вопросом о том, что такое Родина).
3. Обратите внимание на первое предложение. «С чего начинается Родина» по мнению автора? (По мнению автора текста, Родина начинается с того места, где ты родился, с родного дома).
4. Давайте обратимся к толковому словарю. В Толковом словаре С.И. Ожегова находим значение слова «Родина»:
«РОДИНА, -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Любовь к родине. Защищать родину. Тоска по родине. 2. Место происхождения кого-, чего-либо, возникновения чего-л. Индия - родина шахмат» [3, с. 1370].
5. Ребята, какое из представленных в словаре значений слова «Родина» отражено в тексте Б.Н. Неменского? (Первое значение).
6. Чем авторский текст отличается от словарной статьи? К какому стилю речи относится текст? (В тексте автор говорит о Родине с любовью, подбирает особые, выразительные слова, что характерно для художественного стиля речи).
7. Давайте подумаем, с помощью чего автору удаётся передать трепетные чувства к Родине? (С помощью местоимения «твой», лексического повтора слова «Родина», использования однородных подлежащих, риторического вопроса).
8. Почему автор так красочно, выразительно описывает своё Отечество? (Автор так выразительно описывает свою Родину, потому что любит её).
9. Какой синоним к слову «Родина» употреблён в словарной статье? (Отечество). В Этимологическом словаре находим слово «Отечество»: «Отечество от отец=патриот – калька с древнегреч., т.е. тот, кто заботится» [6, с. 318].
10. Опираясь на текст и личные впечатления, расскажите, что для вас означает слово «Родина» (Выборочно спросить нескольких учеников).
Таким образом, в процессе лингвостилистического анализа текста, учащиеся приходят к выводу о том, что Родина – это то место, где человек родился и вырос, где живут его родители, друзья, это родная природа.
Учитель: Ребята, кого можно назвать настоящим патриотом?
Учащиеся: Того, кто любит свою Родину, кто защищает её, облагораживает.
Только тот, кто очень любит своё Отечество, Родину, Отчизну может наиболее точно и выразительно рассказать о ней.
Продолжить беседу о патриотизме можно во время анализа текста «Мещора», представленного в учебнике для 6 класса:
На первый взгляд Мещора – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь, тем всё больше, почти до боли в сердце начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется [2, с. 7].
(К.Г. Паустовский)
1. Определите тему текста (Тема текста - Мещора).
2. Прочитайте первое предложение. Как автор характеризует Мещору? (Мещора – это тихая и немудрая земля под неярким небом).
3. Давайте обратимся к Толковому словарю и определим, в каком значении употреблено в тексте слово «земля» (ЗЕМЛЯ, -и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, ж. 5. Страна, государство, а также вообще кака-я-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли (С.И. Ожегов).
4. Какие чувства передаёт автор в тексте? (Трепетные чувства любви к родине, гордости за родной край).
5. Почему автор с такой любовью и преданностью описывает такой ничем неприметный край? (Автор любит Мещору за то, что это его малая родина, именно здесь он родился, был воспитан, научился ходить, , говорить, замечать прекрасное, сделал свои первые открытия, с этим местом связаны его лучшие детские воспоминания).
6. Какие средства выразительности помогают К.Г. Паустовскому предать трепетные чувства любви к родному краю? (Эпитеты: тихая и немудрая земля, неяркое небо, обыкновенная земля; олицетворение:задумчивый край; метафора: клочок земли; однородные определения: тихая и немудрая земля; однородные сказуемые: чем больше узнаешь, тем больше начинаешь любить; видеть и понимать).
7. Как мы называем человека, беззаветно любящего свою Родину? (Патриот).
8. В каком предложении выражена главная мысль текста? (Основная мысль текста выражена в последнем предложении: «И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется»).
К чему призывает нас с вами автор текста? (Автор призывает нас научиться видеть скромную красоту родного края, любить, беречь и всегда помнить свою малую родину, ведь именно здесь начинается наша жизнь, детство, здесь мы приобретаем опыт, помогающий нам учиться, развиваться дальше, здесь живут наши родители, находится дом, в который мы всегда можем вернуться, с этим местом связаны все самые лучшие воспоминания). При обсуждении этого вопроса можно обратиться к стихотворению Н.И. Рыленкова «Всё в тающей дымке», с которым учащиеся знакомились в 5 классе.
На следующем этапе учитель предлагает учащимся в процессе анализа языковых особенностей текстов-образцов раскрыть мысль, выраженную художником слова К.Г. Паустовским. По мнению К.Г. Паустовского, любые звуки, образы, цвета, мысли, чувства можно передать «русским словом». Доказать это (вместе с учениками) можно в процессе лингвостилистического анализа стихотворения А.А. Прокофьева «Берёза»:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую [1, с. 225].
Материалы для беседы:
1. Давайте подумаем, когда берёзка бывает светлой? (Березка бывает светлой весной, летом, в солнечный день, утром, на заре).
2. Как вы понимаете выражение «берёзка грустная»? Когда берёзка может быть грустной? (Березка бывает грустной осенью, в дождливую погоду, вечером, после заката солнца).
3. Найдите в тексте слова, которые передают «настроение», состояние берёзки. Какие тропы автор использует? Как изобразительно-выразительные средства помогают ему выразить своё отношение к русской берёзке? (Автор использует эпитеты «светлая», «грустная», «плакучая», «ясная», «кипучая»; мы понимаем, что автор трепетно и нежно относится к русской берёзе).
4. С чем сравнивает наряд берёзки А.А. Прокофьев? Какой образ предстает пред нами, когда мы читаем строки:
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? (Мы представляем русскую девушку в национальном сарафане; автор использует олицетворение).
5. Почему автор именно так изобразил березку? Насколько точно передал автор образ русской берёзки? (Берёза – это символ Руси, поэты часто всегда сравнивают её с русской девушкой).
Давайте проведем эксперимент, уберём из стихотворения эти строчки и прочитаем текст без них:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Что изменилось? (Мы уже не представляем прекрасную русскую березку: зрительный образ, созданный автором, разрушается).
Таким образом, вместе с учащимися учитель делает вывод о том, что именно выразительные возможности русского языка помогают А.А. Прокофьеву выразить самые светлые и глубокие чувства, возникающие в его душе, когда он думает о родной природе, о Родине.
В результате работы с образцовыми текстами учащиеся осознают, что язык – это национальное богатство, важнейший элемент народной культуры, содержащий в себе колоссальный нравственный опыт наших предков.
Таким образом, лингвостилистический анализ текстов-образцов на уроках русского языка позволяет не только формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции, но и развивать на их основе лучшие нравственные качества: патриотизм, честь, совесть, потребность защищать свой народ, свою Родину.
Литература
1. Ладыженская, Т.А. Русский язык [Текст]: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. / под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.
2. Ладыженская, Т.А. Русский язык [Текст]: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. / под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2008. – 308 с.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1984. – 797 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. – М., 2010. – 50 с.
5. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
6. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей [Текст] / Н.М. Шанский / Под ред. чл.-корр. АН СССР С.Г. Бархударова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1975. – 543 с.