На протяжении веков мистическая древняя культура Китая привлекала миллионы путешественников со всего света. Многие люди, побывавшие в Китае, отмечают, что современная культура КНР включает в себя традиции, как прошлого, так и настоящего. Передававшиеся от одного поколения другому культурные ценности продолжают постоянно совершенствоваться и сейчас.
Как известно, культура Китая неразрывно связана с философскими направлениями, которые имеют долгую историческую традицию. Развитие древнекитайской философии датируется серединой первого тысячелетия до н. э., завершение процессов формирования произошло одновременно с возникновением индийской философии. Китайская философия является уникальной в своем роде, в связи с тем, что в ее основе лежат только китайские духовные традиции. Именно эта черта отличает древнекитайскую философию от индийской и западной философских направлений. Принято выделять две тенденции в философской мысли Китая — мистицизм и материализм. В ходе борьбы этих двух тенденций развивались материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и др. [1, с. 296]. Данные философские идеи оказали непосредственное влияние на формирование тех или иных аспектов китайской культуры. Так, например, выше упомянутая система о пяти первоэлементах воздействовала напрямую на такое культурное понятие как «цвет».
Стоит отметить, концепт «цвет» в китайской культуре представлен иначе и имеет ряд очевидных отличий от, например, концепта «цвет», сложившегося в западной культуре. Бесспорно, причина разницы в психическом восприятии цвета уходит корнями к многолетним изолированным процессам развития китайской цивилизации. Как уже было сказано выше, цветообозначение в китайской культуре и китайском языке оказалось под влиянием У-син. У-син五行wŭxíng, система пяти первоэлементов, — это одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопорождении и взаимопреодолении пяти первоэлементов, или как их еще называют, начал или стихий: дерева, огня, земли, металла, воды. Эти первоэлементы характеризуют состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений [2, с. 615]. Помимо этого, вышеперечисленные стихии имеют тесную связь с другими категориями китайской философии, например, пять направлений, пять звезд, пять звуков, пять органов и др., но, конечно, особое внимание в данной статье будет уделено концепту пяти цветов, которые играют особую роль в системе У-син.
Теория У-син включает в себя следующие пять цветов: 青qīng зеленый, бирюзовый, 赤chì красный, 黄huáng желтый, 白bái белый, 黑hēi черный. Стоит отметить, что категория «цвет» в системе пяти первоэлементов не выделяется обособленно, а имеет зафиксированную связь с другими категориями такими как, стороны света или направления, и, конечно же, собственно сами стихии или первоэлементы. Отношения между вышеперечисленными категориями отображены в таблице 1. «Категории У-син»
Таблица 1
Категории У-син
Цвет |
Первоэлемент |
Направление |
Желтый黄huáng |
Земля |
Центр |
Черный黑hēi |
Вода |
Север |
Белый白bái |
Металл |
Запад |
Зеленый 青qīng |
Дерево |
Восток |
Красный赤chì |
Огонь |
Юг |
Во многих работах исследователей Китая уже была освещена взаимосвязь первоэлементов со сторонами света или направлениями и, конечно же, с цветом [6,7,8,9]. Рассмотрим подробнее данные корреляции, уделяя особое внимание черным и белым цветам. Анализ желтого, зеленого и красного цветов представлен в другой нашей статье, посвященной концепту «цвет» в философской категории У-син [10].
Так, например, первоэлемент «вода» соотносится с направлением «север», а также черным цветом. Необходимо сперва заострить внимание на том, что в древности император сидел спиной к северу, так как на севере жили варвары. По этой причине черный цвет был выбран цветом северного направления, так как он являлся символом упадка, мрака темноты. [5, с. 92] Примером, отражающим такое цветовосприятие, служит река Хэйлунцзян黑龙江hēilóngjiāng, название которой буквально переводится как «река черного дракона». «Река черного дракона» отделяет цивилизованное «срединное государство» от неизведанного, неизвестного мира варваром, где царит хаос и развал. Однако, как видно из вышесказанного, черный цвет обозначает не только упадок, но и тайну, а таинственным и мудрым животным в китайской культуре является черепаха, так как черепашьи панцири использовались для гадания в XIV — XI вв. до н. э. (甲骨文jiǎgǔwén гадательные надписи на костях и черепашьих панцирях) [9, с. 54]. Не стоит забывать и о Сюань-У玄武xuánwǔ, второе название которого — Черный воин Севера北方玄武běifāngxuánwǔ. Сюань-У являлся божеством воды и владыкой севера, изображался в зооморфном виде — в виде черепахи, обвитой змеей [6, с. 205]. Стоит также отметить, что玄xuán переводится как «черный, черно-бурый», поэтому его можно соотносить с более привычным китаистам 黑hēi. Данные образы приводят нас к пониманию черного цвета в китайской культуре, в которой он ассоциировался с познанием и ученостью, углублением в непознанное [11, с. 230].
Обратимся к противоположному черному цвету — к белому. В философской категории У-син белый цвет коррелирует со стихией «металл» и направлением «запад». Белый цвет скрывал в себе мистический и трансцендентальный смысл, возникший еще во время зарождения религий в Китае, воплощая в себе формирование таких философских понятий, как старость, смерть, увядание в качестве завершения цикла и выхода за грань мира. По этой причине белый цвет является символом траура. Китайское выражение 穿白chuānbáiпереводится как «облачиться в траур» [11, с. 230]. Помимо этого, конфуцианство нашло в белом цвете отражение истины, долга и самопожертвования. Даосизм, в свою очередь, увидели в белом символ справедливости и печали, так как белый цвет, по их представлению, является «пустым» цветом, то есть не имеет цвета вообще. Стоит отметить, что в даосизме начало мироустройства — это пустота или Дао, не имеющее вкуса, формы и веса [8, с.15].
В этой связи белый цвет уже в древнекитайских мифах имел прочную ассоциацию с западом — мистическим местом, куда каждый вечер уходит солнце, и куда вслед за солнцем уходят умершие. Солнце, опускающееся на западе за горизонт, и человек, отправляющийся в мир мертвых, символизируют исчезновение ярких красок, являющихся олицетворением жизни, то есть приход к белому «пустому» цвету [7, с. 28].
В свою очередь, из всех пяти первоначальных стихий металл является самым безжизненным, мертвым и пустым. К тому же из металла делают оружие, способное отнять у человека жизнь, отнять яркие краски и облачить его в белый цвет. Помимо этого, природная сущность металла — холод — также ассоциируется с тем холодом, который наступает, когда солнце скрывается на западе [11, с. 230]. Стоит отметить, что металлическое оружие часто связывалось с вероломством, подлостью и лживостью, так как ни одна междоусобица не обходилась без оружия, а цели обычно при этом преследовались самые низкие. По этой причине отрицательные герои не только в местных музыкальных драмах, но и даже в знаменитой Пекинской опере скрываются под белыми масками, олицетворяющими их низменные намерения [8, с. 18].
Необходимо также принять во внимание животное, символизирующее запад — белого тигра 白虎báihǔ. Белый тигр являлся двойственным животным, которое правило губительным для человека миром, но при этом охраняло людей от злых сил. По этой причине изображение тигра стало оберегом, который часто можно увидеть на различных декоративных и бытовых предметах [6, с. 208].
Таким образом, можно сказать, что формирование концепта «цвет» началось очень давно, а именно во времена зарождения религий и философии в Китае. Обособленность становления религиозных и философских направлений повлияла и на китайскую культуру, сделав ее уникальной в своем роде. Вышеописанная философская категория У-син является тому ярким примером. Система пяти первоэлементов не только определяет порядок вещей, но и диктует, какие элементы являются ключевыми и дают развитие всему остальному. По этой причине категории, входящие в космологию У-син, являются наиболее важными для китайской культуры, так как именно они сыграли главную роль в ее формировании. Концепт «цвет» в системе пяти первоэлементов, несомненно, во многом повлиял на мировоззрение и традиции китайцев: например, белый цвет в траурных одеяниях, черный цвет в северных географических названиях, цвета масок Пекинской оперы и многое другое.
Также, стоит отметить, что взаимосвязь цвета и других категорий философии пяти первоэлементов обусловлена ассоциативным восприятием цвета и природных явлений, которые в древние времена объяснялись с божественной точки зрения. Именно поэтому цвету, направлению и стихии соответствует то или иное мифологическое существо, обладающее особыми свойствами.
Литература:
1. Делюсин Л. П. Китай: традиции и современность. — М.: Наука, 1976. — 294–335 с.
2. Малявин В. В. Китайская цивилизация. — М.: АСТ, 2000. — 615–632 с.
3. Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М.: Советская энциклопедия, 1990 г. –547–672 с.
4. Голыгина К. И. Великий предел. Китайская модель мира в литературе и культуре (I — XII вв.). — М., 1993. — 31 с.
5. Китайская мифология. Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, Мидгард 2007.
6. Березкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. С. Ю. Малков и др. — М.: КомКнига: УРСС. 2006–205–232 с.
7. Царева Г. И. Цивилизации. Все о Китае. Культура, религия, традиции. — Профит Стайл, 2014
8. Пондопуло Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции. М.: ВГИК, 2006.
9. Вильгельм Грубе Духовная культура Китая. — «Издание Брокгауз-Ефрон», 1912
10. Лебедева И. О., Хоречко У. В. Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (желтый, зеленый и красный цвет)
11. РучинаА.В., ХоречкоУ. В. Базовые цветовые концепты в китайском языке. Анализ устойчивых словосочетаний. — Вестник науки Сибири. 2014. № 2 (12). — 228–234 с.