Продолжаем наше изучение концепта «цвет» на примере философской категории У-син, которое мы начали ранее [1]. Напомним, что космология У-син включает в себя следующие пять цветов: 青qīng зеленый, бирюзовый, 赤chì красный, 黄huáng желтый, 白bái белый, 黑hēi черный. В рамках традиций китайской культуры эти цвета имеют особое значение, не только потому, что соотносятся с элементами У-син, но и потому, что имеют связь с мифическими животными, которые также в свою очередь являются неотъемлемой частью культуры Китая. [3, с. 563] Рассмотрим несколько примеров. Например, ранее в Древнем Китае в системе геомантики 风水fēngshuǐ фэн-шуй зеленый дракон являлся носителем мужского начала «ян». Как известно, дракон в Китае является царем всех животных и символизирует императорскую власть. Царем птиц, в свою очередь, выступал феникс — самая красивая и самая почитаемая мифическая птица. Феникс являлся символом императрицы. Что касаемо концепта «цвет», то перья феникса пяти цветов: желтые, белые, красные, зеленые, черные, и олицетворяют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность [5, с. 78]. Таким образом, оперение феникса включает все пять цветовых элементов системы У-син, что говорит о глубокой взаимосвязи культуры и философии.
Возвращаясь к нашей теме концепта «цвет» в системе пяти первоэлементов, стоит напомнить, что мы рассматриваем корреляции между следующими категориями: первоэлемент, цвет и направление. Их отношения показаны в таблице 1. «Категории У-син».
Таблица 1
Категории У-син
Цвет |
Первоэлемент |
Направление |
Желтый黄huáng |
Земля |
Центр |
Черный黑hēi |
Вода |
Север |
Белый白bái |
Металл |
Запад |
Зеленый青qīng |
Дерево |
Восток |
Красный赤chì |
Огонь |
Юг |
Не случайно желтый цвет занял первую строчку в Таблице 1. «Категории У-син». Желтый цвет соотносится со стихией земля и центральным направлением. Самоназвание Китая — 中国zhōngguó, что дословно можно перевести как «срединное государство» или «центральное государство», где 中zhōng — середина, центр, 国guó — государство, страна [2, с. 301]. Именно такой перевод давался историографами XIXвека, однако, стоит отметить, что для китайцев中国zhōngguó имеет другой смысл. 中国zhōngguó в китайской культуре является «центром Поднебесной», то есть территорией, на которую распространялась власть императора, который в свою очередь был «сыном Неба» и имел «Небесный мандат» на правление страной [5, с. 31]. К тому же, следует уточнить, что в древние времена китайцы считали, что их государство является единственной высокоразвитой цивилизацией, в то время как остальные страны были варварскими. Именно поэтому самоназвание Китая «центральное государство» отражало представление китайцев о своей стране, как о центре цивилизации и культуры на земле. По этой причине первоэлемент «земля» и направление «центр» коррелируют друг с другом. Как же появилась связь с желтым цветом?
Как уже было сказано выше, император, являясь «сыном Неба» правил страной, которая была «центром Поднебесной». Здесь, следует указать, что Китай не сразу был единым «срединным государством». В 221 году до н. э. враждующие княжества были объединены под властью императора ЦиньШихуанди秦始皇帝qínshǐhuángdì, буквально «первый властитель-император». Иероглиф 皇huáng император является омофоном иероглифу 黃huáng желтый, поэтому ЦиньШихуанди получил прозвище黄帝huángdì «Желтый император». Так желтый цвет стал соотноситься со стихией «земля» и направлением «центр» в системе У-син. Стоит отметить, что Желтый император также был интегрирован в космологию У-син, поэтому желтый цвет стал символом императорской власти и, собственно самого Китая. Помимо этого, все китайцы считают себя потомками ЦиньШихуанди皇帝的子孙huángdìdezǐsūn, которые родились на земле Желтого император», то есть на желтой земле — 黄土地huángtǔdì. Нельзя не отметить желтый цвет кожи потомков «Желтого императора» –黄皮肤huángpífū [7, с. 34]. Таким образом, желтый цвет стал одной из важных категорий теории У-син.
Стоит также заострить внимание, что корреляция желтого цвета с землей и центром не ограничилось только символизацией императора. Так, например, Желтый императорский дракон, имевший пять когтей, которые указывали на власть над всем миром, стал символом императора и сакральной энергии. По этой причине крыши императорского дворца были желтого цвета, что укрепляло силу правителя. Золото было выбрано в качестве атрибута императора, что также показывало священное происхождение его власти. Облачение императора также было желтого цвета — желтый халат 龙袍lóngpáo с изображением дракона имел право носить только правитель Китая, и никому из простых смертных не позволялось носить желтые одежды [7, с. 36].
Рассмотрим взаимосвязь первоэлемента «дерево» с цветом «зеленый» и направлением «восток». Для начала стоит отметить, что иероглиф青qīng в значении «зеленый» соотносится с другим иероглифом, обозначающим зеленый цвет 绿lǜ. Дерево, весной просыпающееся от зимнего сна, обрамляется зеленой листвой, поэтому первостихия «дерево» и зеленый цвет стали соотноситься в космологии У-син. Даже в китайской литературе зеленый цвет является определяющим цветом природной среды, ближайшей ассоциацией с весной и деревом [4, с.626]. Китайские поэты связывали зеленый цвет с пробуждающейся природой, поэтому зеленый стал символизировать восток, как место, где каждое утро восходит солнце, то есть возрождается после ухода в мир мертвых на западе. Самым ярким примером, отражающим процветание и рост, является слово青春qīngchūn, которое имеет следующие значения 1) молодость, юность; весенняя пора жизни, 2) весна-красна; весна [9].
Что касается иероглифа青qīng, как цвета системы У-син, то в пример стоит привести Лазурного или Зеленого Дракона 青龙qīnglóng, который не только символизировал весну и восток, но и согласно китайской мифологии являлся духом-покровителем востока наряду с青帝qīngdì Зеленым императором, богом весны даосского пантеона [3, с.621].
Стоит также отметить, что иероглиф 青qīng используется также и в значении «синий, голубой» для описания природных явлений, например 青天qīngtiān «чистое небо» и 青冥qīngmíng «небесный простор» [11, с. 229].
Обратимся к красному цвету赤chì или 红hóngи его месту в теории пяти первоэлементов. Если попросить маленького ребенка нарисовать огонь, то ребенок непременно выберет красный карандаш. Огонь и красный цвет имеют прочную взаимосвязь не только в сознании китайского народа, но и многих других, поэтому нет ничего удивительного в том, что в системе У-син красный цвет стоит в одной линейке с огнем. Огонь, в свою очередь, ассоциируется с теплом, так как именно огонь в древности служил в качестве отопления. А, как известно, юг Китая славится своими высокими температурами и теплыми климатическими условиями. По этой причине, направление «юг» стало соответствовать первоэлементу «огонь». Кроме того, так как солнце в китайской культуре представлено красным, а не желтым, 红hóng также соответствует солнцу, поэтому красный цвет является символом жизни, радости, торжества и удачи. В связи с этим красный цвет преобладает в повседневной жизни, например, вся атрибутика китайской свадьбы красного цвета, считается, что она передает жизненную силу солнца и огня невесте, давая ей энергию для рождения детей [8, с. 20].
Принимая во внимание мифологию, стоит упомянуть о Красной птице 赤鸟chìniǎo, которая являлась духом-покровителем юга, ее второе название — 南方朱雀, nánfāngzhūquè Красная птица Юга. Наряду с Красной птицей власть над югом имел Яньди炎帝yándì, Огненный император, из даосского пантеона, который отвечал за земледелие и медицину, то есть давал людям жизнь и процветание, которые олицетворяются красным цветом [6, с.217].
Таким образом, можно сказать, что космология У-син оказала непосредственное влияние на формирование концепта «цвет», обуславливая уникальность и неповторимость китайской культуры. Философия пяти первоэлементов, связывая между собой определенные категории, диктует порядок вещей и процессов, определяющих традиции и обычаи китайского народа. В связи с этим, необходимо еще раз подчеркнуть, что концепт «цвет» в системе У-син, несомненно, во многом повлиял на мировоззрение и традиции китайцев. Имея тесную связь с другими элементами, как например, «стихия» и «направление», категория «цвет» нашла свое отражение в одежде (императорское одеяние, свадебная атрибутика), в мифологии (цвета драконов), в литературе (описание весенней природы) и во многом другом.
Литература:
1. Делюсин Л. П. Китай: традиции и современность. — М.: Наука, 1976. — 294–335 с.
2. Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М.: Советская энциклопедия, 1990 г. –547–672 с.
3. Малявин В. В. Китайская цивилизация. — М.: АСТ, 2000. — 615–632 с.
4. Голыгина К. И. Великий предел. Китайская модель мира в литературе и культуре (I — XII вв.). — М., 1993. — 31 с.
5. Китайская мифология. Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, Мидгард 2007.
6. Березкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. С. Ю. Малков и др. — М.: КомКнига: УРСС. 2006–205–232 с.
7. Царева Г. И. Цивилизации. Все о Китае. Культура, религия, традиции. — Профит Стайл, 2014
8. Пондопуло Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции. М.: ВГИК, 2006.
9. Вильгельм Грубе Духовная культура Китая. — «Издание Брокгауз-Ефрон», 1912
10. Ручина А. В., Хоречко У. В. Базовые цветовые концепты в китайском языке. Анализ устойчивых словосочетаний. — Вестник науки Сибири. 2014. № 2 (12). — 228–234 с.