Мне хочется, чтобы все наши сотрудники считали,
что работают в лучшем агентстве в мире.
Чувство гордости творит чудеса.
Д. Огилви
Корпоративная культура является важной составляющей успешного функционирования организации, позитивного отношения к работе и эффективности труда. Она оказывает влияние на отношение сотрудников к организации, результаты деятельности коллег.
Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и неформальных правил, обычаев, традиций, ценностных представлений и интересов [3]. Корпоративная культура — это модель поведения, образ жизни, мышления, система норм и профессиональных ролей [6].
Формирование корпоративных ценностей — это целенаправленный процесс введения, распространения и использования корпоративных ценностей, создание условий для развития традиции поведения в организации [5]. Корпоративная культура основывается на следующих принципах:
- комплексность развития организации (представление о назначении организации, ее деятельности и т. д.);
- определение ценностей;
- соблюдение традиций;
- отрицание силового воздействия;
- комплексная оценка воздействия культуры на функционирование организации [2].
Первостепенную роль в становлении, развитии и функционировании корпоративной культуры играет руководитель организации, именно он формирует ее основные ценности. В целом, корпоративная культура направлена на развитие чувства:
- гордости сотрудников за свою организацию;
- причастности к деятельности организации;
- полезности своей работы.
Корпоративная культура ориентирована на обеспечение сплоченности, интеграции сотрудников, формирование кодекса поведения, развитие мотивации деятельности и ответственности за достижение поставленных целей [1]. Многообразие существующих форм мотивации можно представить следующими группами:
- косвенная мотивация (гибкий график работы, социальный пакет, предоставление отпуска и т. д.);
- организационная мотивация (делегирование полномочий, расширение зоны ответственности, стиль поведения и общения и т. д.);
- моральная мотивация (психологический климат в коллективе, карьерный рост, общественное признание заслуг, социальный статус и т. д.);
- материальная мотивация (налоговые льготы, премии, надбавки и т. д.) [4].
Существует ряд мероприятий, адресованных на поддержание корпоративной культуры:
- кадровая политика (критерии должностного роста, кадровых решений и т. д.);
- введение системы поощрения и стимулирования;
- введение системы наказания;
- распространение корпоративной символики;
- определение традиций (правила внутреннего трудового распорядка, стиль общения с коллегами, введение дресс-кода и т. д.).
Таким образом, корпоративная культура задает ценностные ориентиры, кадровую политику, деловую этику, формирует имидж организации. Корпоративная культура призвана сплачивать, создавать стимулы для мотивации деятельности, воодушевлять сотрудников, повышать инициативу и творчество коллектива, устранять негативные и увеличивать позитивные оценочные суждения, ориентировать на достижение общих целей и продвижение к успеху.
Литература:
1. Ананьин М. С. Личность в корпоративной культуре. Дис.... канд. культурологических наук. М., 2005. 193 с.
2. Асаул А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации. Проблемы формирования и управления. СПб.: «Гуманистика», 2006. 216 с.
3. Макорина Л. А. Корпоративная культура организации как фактор развития организационной культуры личности // Омский научный вестник. 2011. № 6 (102). С. 164–166.
4. Мотивационный механизм корпоративной культуры. http://www.hrmaximum.ru/articles/motivation/272/ (дата обращения: 17.04.2015).
5. Ревина М. А. Формирование корпоративных ценностей как инструмент воздействия на организационную культуру // Вестник МГТУ Станкин. 2012. Т. 2. № 2 (21). С. 53–55.
6. Чернец Е. В. Подходы к изучению профессиональной культуры и корпоративной культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27. С. 160–163.