Организация летнего досуга и деятельности подрастающего поколения как одна из важнейших форм по формированию будущих патриотов - защитников Отечества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Яшкова, Т. В. Организация летнего досуга и деятельности подрастающего поколения как одна из важнейших форм по формированию будущих патриотов - защитников Отечества / Т. В. Яшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/9/611/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современное состояние здоровья подрастающего поколения во многом определяется сложившейся социальной, экономической и политической ситуацией в нашем обществе. Каждому государству нужны здоровые, мужественные, инициативные, дисциплинированные люди, готовые учиться и работать  на его благо и в случае необходимости  встать на защиту страны.

Сегодня нужно не просто вести речь о физическом и духовном воспитании. Сегодня важно в каждом воспитать здорового гражданина, который понимает и принимает цели своего государства. Если этого нет, нет и гражданина.

Все больше подростков и молодежи проникается психологией безответственности перед обществом за выполнение важнейших обязанностей в качестве его граждан, проявляя социальную незрелость, нетерпимость и даже агрессивность, одной из форм которой является быстро прогрессирующая преступность.

Состояния здоровья подрастающего поколения ухудшается,  усугубляется распространением пьянства, алкоголизма, наркомании. Юноши имеют низкий уровень физического развития. При призыве граждан на военную службу имеют здоровье, соответствующее критериям, только 25% процентов из одной тысячи человек. Кризисная тенденция состояния здоровья молодежи приводит к деформации ее интеллектуального и трудового потенциала.

Медики, психологи и социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья, психическое, духовное, нравственное. Наука понимает здоровье не как отсутствие болезни, а как способность активно жить, как состояние благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в основном достигается правильным образом жизни [ 1 ].

Лагерь – одна из многих традиционных форм работы с подрастающим поколением, позволяющая активно работать с молодежью, способствовать формированию у них гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания, поддерживать их энергию, создавать все условия для физического развития, обеспечивать полноценную занятость детей в летний период.

На протяжении четырнадцати лет (с 1996 года) на общественных началах Кировской областной общественной молодежной поисковой организацией «ДОЛГ» при поддержке управления по делам молодежи Кировской области проводится областной профильный передвижной полевой учебно-тренировочный лагерь «ПОИСКОВИК». В нем каждое лето проходят обучение, физическую закалку 100 будущих участников Всероссийской экспедиции «Вахта Памяти». Основной целью лагеря является подготовка подростков и обеспечение их безопасности для участия в поисковых работах, а также духовно-нравственное и физическое оздоровление детей и подростков, вовлечение их в различные активные формы отдыха. Возраст участников лагеря «ПОИСКОВИК» от 10 до 17 лет включительно – это воспитанники поисковых отрядов из Юрьянского, Немского, Нолинского, Фаленского, Слободского, Котельничского, Свечинского, Куменского районов области и г. Кирова.

Программа лагеря, рассчитанная на десять дней, насыщенна и разнообразна, составлена опытными педагогами и специалистами, утверждена на Совете командиров поисковых отрядов Кировской области. Такая продолжительность лагеря выбрана не случайно. Она делится на три основных этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи, на первом – адаптация к новым условиям жизни, знакомство и общение; на втором – приобретение и закрепление знаний, навыков и умений, необходимых для поисковой экспедиции; на третьем – создание у них устойчивой системы мотивов к здоровому образу жизни и  участию в поисковых работах в процессе активного участия в различных видах деятельности.

 Содержание программы лагеря включает в себя учебные занятия по следующим дисциплинам:

1) Общие дисциплины – туристская, медицинская, психологическая (тренинги, ролевые игры) и общефизическая подготовка;

2) Специальные дисциплины – военная история России, история поискового движения, основы фортификации, униформология, методика и технология поиска, военная топография, поисковое оборудование, история русского оружия, юридические (нормативно-правовые документы по поисковой работе) и морально-этические аспекты поисковой работы;

3) Основы начальной военной подготовки – тактическая, строевая и огневаяподготовка, основы безопасности и жизнедеятельности в экстремальных  и чрезвычайных ситуациях (гражданская оборона);

4) Культурно-массовые мероприятия и общественно-полезные дела - вечер знакомств, вечера военно-патриотических и поисковых песен, просмотр военных фильмов, разнообразные эстафеты, конкурсы, викторины, беседы с участниками Великой Отечественной войны, локальных войн (Афганистана, Чечни); отрядные огоньки, знакомство с основами сценического мастерства и другое;

5) Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание – государственная символика РФ, знакомство с боевыми традициями и воинскими ритуалами Вооруженных Сил РФ, основы православия.

Как правило, в роли опытных наставников для подростков выступают командиры поисковых отрядов.

Для формирования здорового образа жизни подростка важную роль играет комплекс физических упражнений – утренняя зарядка, кросс, соревнования по футболу, волейболу, спортивному ориентированию, скалолазанию, перетягивание каната, гребля на байдарках на скорость и на сложность, преодоление полосы препятствий, командный биатлон, марш-броски и т.д. При соответствующих погодных условиях закаливанию организма способствует купание в водоемах – реке, озере.

За период пребывания в лагере воспитанники поисковых отрядов изучают внешний вид взрывоопасных предметов и правила поведения в чрезвычайных ситуациях, учатся оказывать первую доврачебную помощь и правильно работать с поисковым оборудованием – металлоискателем и щупом, отрабатывая навыки и умения ведения поиска погибших и пропавших без вести бойцов на местах былых сражений.

Хочется остановиться на некоторых дисциплинах лагеря, отражающих новизну программы. Это изучение военной топографии и методики поиска с использованием геоинформационных технологий, работа с GPS (спутниковый навигатор), историческое реконструирование фортификационных сооружений по наставлению инженерного дела РККА 1931г., занятия по униформологии (за 15 минут надо правильно одеться в форму бойца времен Великой Отечественной войны); освоение приемов и правил ведения штыкового боя по Уставу Красной Армии, участие в традиционном конкурсе имени А.В. Винокурова «Лучший поисковик» - поиск солдатского медальона на щуп.

Многие мероприятия, проводимые в лагере «ПОИСКОВИК», сопряжены со значительными морально-психологическими, умственными и физическими нагрузками. К ним можно смело отнести тактические игры на местности, такие как: «Штурмовая полоса» - прохождение препятствий по армейскому типу с пневматическим пистолетом-пулеметом Шпагина (ППШ), где требуется скорость, внимательность, точность стрельбы; «По боевому пути», наполненная таинственностью, борьбой с диверсантами, отработкой навыков и умений четко, грамотно, быстро выполнять приказы штаба, оказывать помощь «раненым», слаженно работать в группе, уметь организовать настоящую поисково-разведывательную операцию;  «Маршрут выживания» - умение вести себя и правильно действовать в экстремальных  и чрезвычайных ситуациях.

Одной из дисциплин полевого учебно-тренировочного лагеря «ПОИСКОВИК» является огневая подготовка, которая заключается в изучении правил и приемов стрельбы (как держать, заряжать, прицеливаться), в сборке и разборке автомата (ММГ АКМ-74). Принимая участие в таких видах деятельности, как стрельба из пневматической винтовки, пистолета, пневматического автомата ППШ из разных положений (стоя, лёжа, с колена), метание учебной гранаты в цель и на дальность подростки самореализуются и самоутверждаются.

Надолго остаются в памяти подростков встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны, локальных войн (Афганистана, Чечни). В нашем лагере тепло проходит беседа с фронтовиком, легендой поискового движения, почетным гражданином г. Кирова Якшиным Германом Васильевичем. Ему уже 84 года, но этот удивительный человек до сих пор в строю, он с молодежью на поисковой тропе под Новгородом и Ленинградом, он с ними участвует в соревнованиях по спортивному ориентированию, он с ними у вечернего костра, он с ними во всех делах. Герман Васильевич всю жизнь вел здоровый образ жизни, занимался туризмом, ходил в походы, участвовал в соревнованиях, ездил на турслеты. В 1991 году, побывав на местах боёв, увидев, что там делается, сказал: «Здесь лежат мои боевые товарищи, и пока я жив, буду искать и хоронить погибших». За  годы работы лично нашёл и похоронил полк – 1322 бойцов и командиров Красной Армии и 153 медальона. Его рассказы о войне, поисковой работе трогают душу, а еще больше его личный пример верного служения Родине «на всю жизнь он сохранил образ волевого, целеустремленного юноши. Может и потому, за свою жизнь Герман Васильевич не выкурил ни одной сигареты, дав себе еще в детстве слово не курить. И он его сдержал, несмотря на все трудности военно-полевой жизни. Хотя война и сказалась на здоровье Германа Васильевича, но любовь к спорту, физическим нагрузкам и к самой жизни позвала его на новый фронт – трудовой» [ 2 ].

Находясь в одинаковых условиях, между подростками и взрослыми устанавливаются доверительные отношения, вырабатывается определенный алгоритм общения, что в дальнейшем способствует формированию у них ценностных ориентаций, направленных на приобретение профессий, на поиск места в жизни, умение составлять жизненные планы и их реализовывать. Все эти реальные трудности способствуют самореализации и самоидентификации подростков, особенно «трудные».

Большой вклад в формирование духовного и физического здоровья подрастающего поколения вносят и представители православной церкви. Так, например, отец Владимир, командир поискового отряда «Взвод», настоятель Никольского храма п. Свеча в лагере «ПОИСКОВИК» ведет занятия с подростками, объясняя им морально-этические аспекты поисковой работы -  православные традиции русского народа, воинские ритуалы и обычаи при торжественном захоронении погибших воинов. По мнению  Т. Вылегжаниной, жительницы пос. Свеча Кировской области, что «общественная, мирская деятельность о. Владимира обычно вызывает удивление людей, В представлении многих священник ограничен в своих поступках и действиях строгими церковными рамками. Свечинский батюшка говорит: «Церковь всегда с людьми, с народом». Поэтому в воскресной школе, которую посещают здешние ребята, о. Владимир читает не только Закон Божий, но и обучает своих учеников езде на автомобиле. Когда - то в молодости он был профессиональным водителем. Есть у батюшки задумка - открыть при храме музей воинской доблести. Экспонаты, привезенные с полей сражений, пробитые каски, солдатские котелки, ложки, гильзы, множество фотографий, а главное - открытые имена пропавших без вести, истории людей, чью жизнь отняла война. При музее будут готовить ребят к службе в армии и духовно, и физически» [ 3 ].

Пребывание подростков в областном профильном передвижном полевом учебно-тренировочном лагере «ПОИСКОВИК» развивает у них такие необходимые качества, как дисциплинированность, смелость, решительность, ответственность, сообразительность, честность, инициативность, самостоятельность и  т.д.

Особенностями программы лагеря является следующее:

1) Лагерь проходит в полевых условиях, поэтому все занятия проходят на природе в игровой форме с активным привлечением различных структур –  военкомат, воинская часть, совет ветеранов, ФСБ, МЧС, священники, медицинские работники, психологи, педагоги и другие;

2) Лагерь находится на самообеспечении и самообслуживании – подростки учатся ставить палатки, строить бивуак, заготавливать дрова, готовить пищу на костре и т.д. У них появляется возможность оценивать результаты своей деятельности, формируется сознательное отношение к труду, они приобретают навыки и умения организации базового лагеря, необходимые для проживания в полевых условиях во время участия в поисковых экспедициях.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей, половой принадлежности участников лагеря, формирование у них положительной мотивации;

4) Связь теории с практикой, то есть применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности;

5) Комплексное использование различных форм и методов организации учебной деятельности.

Программа областного профильного передвижного полевого учебно-тренировочного лагеря «ПОИСКОВИК» - системная, требующая усвоение знаний, умений и навыков в определенном порядке; инновационная – введение новообразований в педагогическую практику; комплексная, включающая в себя несколько различных, но тесно взаимосвязанных дисциплин.

Ценность программы лагеря заключается в том, что, побывав в этом лагере, подростки получают возможность раздвинуть рамки учебной школьной программы, расширить свой кругозор, приобрести новых друзей, самореализоваться, получить информацию о своих возможностях, испытав себя, преодолев трудности реального, а не виртуального мира.

Знания, полученные в лагере, помогут определить свою жизненную позицию, подготовить новичков к участию в поисковых экспедициях, умело работать в тяжёлой болотисто-лесной местности при любых погодных условиях.

С момента организации работы лагеря «ПОИСКОВИК» в нем прошли подготовку 1400 подростков. Ежегодно сотни ребят принимают участие в поисковых экспедициях во Всероссийской «Вахте Памяти» на территории Смоленской, Калужской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской областей, Республики Карелия и Крым. На местах кровопролитных сражений молодыми патриотами найдено и торжественно предано земле с отданием воинских и духовных почестей более шести тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Обнаружено 557 медальонов, установлены имена более 150 погибших воинов [ 4 ].

Для организаторов лагеря важно, чтобы подрастающее поколение, только что пришедшее в поисковые отряды и побывавшее в областном профильном передвижном полевом учебно-тренировочном лагере «ПОИСКОВИК», воспитало в себе личностные качества, не растерялось в сложных жизненных ситуациях, научилось общению и коллективной жизни, выросло в физически здоровых, духовно-нравственных, достойных граждан России, патриотов – любящих свой город, гордящихся своей страной и готовых в будущем встать на защиту своего Отечества.

Практика показывает, что лагерь является одной из эффективных форм организации летней занятости подростков, помогает сделать осознанный выбор профессии, приобрести новых друзей.

Благодаря организации таких лагерей увеличивается количество вовлеченных в этот процесс ребят, снижается асоциальный характер поведения и уровень преступности в окружающем мире, улучшается увеличению физическое и психологическое здоровье подростков, выполняющих общественно-полезную и значимую работу на благо и процветание нашей страны, готовых достойно служить в рядах Российской армии.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.                 Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. С. 121.

2.                 Мы идем по земле, политой кровью…/составители Т.В. Яшкова, Ю.Т. Семененко. – Киров, 2005. С. 94, 84.

3.                 Там же. С. 54.

4.                 Архив КООМПО «ДОЛГ».

 

Основные термины (генерируются автоматически): подрастающее поколение, лагерь, областной профильный передвижной полевой учебно-тренировочный лагерь, владимир, Киров, Кировская область, Красная Армия, подросток, Великая Отечественная война, поисковая работа.


Похожие статьи

Боевые традиции казахского народа – основа военно-патриотического воспитания будущего учителя

Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья

Роль неправительственных организаций в формировании культуры здорового образа жизни у женщин

Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования

Идеи трудового воспитания в национально-региональном компоненте обучения подрастающего поколения

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Интернет, как инструмент в воспитании школьников старших классов к спорту и здоровому образу жизни

Похожие статьи

Боевые традиции казахского народа – основа военно-патриотического воспитания будущего учителя

Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья

Роль неправительственных организаций в формировании культуры здорового образа жизни у женщин

Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования

Идеи трудового воспитания в национально-региональном компоненте обучения подрастающего поколения

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Интернет, как инструмент в воспитании школьников старших классов к спорту и здоровому образу жизни

Задать вопрос