Здоровье детей и подростков является проблемой первоочередной важности в любом обществе, при любых социально-экономических и политических ситуациях. Оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциалы общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Здоровье человека — это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющейся окружающей среде, использование резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций [4].
Среди условий, оказывающих негативное влияние на здоровье, наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции как на популяционном, так и на индивидуальном уровне. Вместе с тем, катастрофическое состояние здоровья детей - не только результат влияния социально-экономических, экологических факторов, но и существующей образовательной практики педагогов, сориентированных на «знаниевую» образовательную парадигму, а не на воспитание здорового человека, на использование здоровьезатратных методов обучения, а не на реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий. Именно поэтому процесс формирования отношения человека не только к обществу, но и к себе, своему здоровью, образу жизни, умение выбирать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, адаптивно функционировать и соответствовать требованиям современной жизни, становится насущной необходимостью.
Подготовка педагога, обладающего высоким уровнем культуры здоровья, является условием и предпосылкой эффективности профессионально-педагогической деятельности по обеспечению здоровья детей.
В центре любых инновационных процессов всегда стоит фигура педагога, уровень профессионализма которого опосредованно влияет на развитие учащегося не только как субъекта учения, но и субъекта целостной жизнедеятельности.
Способность детей вести здоровый образ жизни является базисным приоритетом образовательно-развивающей работы учреждений дополнительного образования. Но без развитых способностей к этому у педагогов, невозможно ожидать того же от их воспитанников.
Непрерывное повышение напряжённости учебно-воспитательного процесса сказывается и на здоровье самого учителя, по данным Л.Г. Татарниковой, распространённость среди учителей заболеваний органов дыхания составляет 71%, кровообращения — 57%, сердечно-сосудистой системы 72%, хронических ларингитов — 46%, в санации полости рта нуждается 59% [6, с. 117].
Отмечается тенденция к снижению степени социальной адаптации учителей со стажем профессиональной деятельности более десяти лет, что приводит их к частым конфликтам с учениками, коллегами, близкими.
По оценке Л.М. Митиной показатели физического и психического здоровья учителей снижаются по мере увеличения стажа их работы в школе. Так, для учителей со стажем работы в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощения», «сгорание». У трети учителей (более 30%) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами [5].
Как показывают наблюдения, далеко не все учителя умеют преодолевать чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, рационально строить свою деятельность. Поэтому умение преодолевать нагрузки и проводить их профилактику, как элемент культуры здоровья, должно быть составной частью профессиональной квалификации учителей и важным дополнением в системе их психологического сопровождения.
С целью подготовки педагогического коллектива к решению задач по здоровьесбережению, разработке программы психолого-педагогической и валеологической помощи педагогам дополнительного образования, нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 70 педагогов дополнительного образования ГУ МПЦ «Московский» г.Санкт-Петербурга.
На рис.1 представлена диаграмма, отражающая процентное соотношение педагогов ГУ МПЦ «Московский» с различным стажем профессиональной деятельности. Самую многочисленную группу составляют педагоги со стажем от 0 до 5 лет (42%). Количество педагогов в последующих группах с большим стажем работы резко снижается, что говорит о том, что молодые педагоги покидают данное учреждение. Наряду с исследованиями общеобраовательных школ, которые показывают, что в школах работают в основном учителя с большим педагогическим стажем, наше исследование учреждения дополнительного образования подчеркнуло чрезвычайно малый процент таких специалистов. Ввиду большого количества молодых специалистов, действия администрации ГУ МПЦ «Московский» по социально-психологической адаптации и методической поддержке педагогов, помощи им в становлении прфессиональной педагогической позиции становятся особенно актуальны. Но, несмотря на это, ввиду объективных социальных причин, педагогов со стажем работы 11-20 лет наблюдается очень мало, что отражено в приведённой диаграмме. Именно в этот период профессиональной деятельности у специалистов наступает кризис личностной идентификации в профессии, и педагог либо делает административную карьеру, либо меняет место работы на более перспективное в карьерном отношении, либо вовсе уходит из данной профессии.
Рис. 1. Стаж педагогов ГУ МПЦ «Московский», в %.
Целесообразно обратиться к концепции профессионального развития педагога, разработанной Л.М. Митиной, в которой выделяются четыре направления:
1. педагогическое — связано с воспитанием и поддержанием мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.
2. педагогическая компетентность - призвано обеспечивать социально-педагогические условия для повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего - культуры общения педагога.
3. психологическое обеспечение культуры эмоциональной жизни педагога. С одной стороны это отражает психологическую готовность педагога к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация т.п.), с другой — способность педагога ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои собственные переживания.
4. повышение профессионального самосознания педагога: осознание себя личностью, хозяином жизни, способность проектировать своё будущее [5].
Работа по адаптации молодых специалистов включает в себя:
· знакомство с учреждением дополнительного образования, представление молодого педагога коллективу на педагогическом совете;
· анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
· консультации с психологом, методистом;
· тематические групповые занятия
В анкете педагоги указали психологические вопросы, которые им интересны, в которых они хотели бы разобраться. Результаты представлены в таблице №1.
Таблица 1 Психологические вопросы, которые интересны педагогам.
особенности работы с группой |
6% |
приёмы управления временем |
7% |
способы саморегуляции, снятия стресса |
13% |
возрастные особенности |
15% |
игры, упражнения на сплочение |
18% |
работа с агрессивными подростками |
21% |
развитие внимания, памяти, усидчивости |
23% |
работа с трудными детьми |
25% |
способы психологической поддержки детей |
39% |
Вопросы, интересующие педагогов, определили темы семинаров, лекций, тематических консультаций, тренингов, деловых игр, организуемых психолого-педагогическим и методическим отделом учреждения дополнительного образования. Мероприятия по методическому сопровождению молодого специалиста в образовательном учреждении:
- проведение анкетирования, встреч, собеседований, "круглых столов" по выявлению профессиональных, бытовых затруднений, правовых основ взаимодействия молодого специалиста с администрацией;
- посещение молодым специалистом уроков, занятий, мероприятий у опытных коллег с целью знакомства с опытом учебно-воспитательной, социально-педагогической и организационно-управленческой деятельности опытных педагогов через семинары, занятия методических объединений, печатную и мультимедийную продукцию, самообразование;
- участие в организационно-педагогических и методических мероприятиях по обмену опытом, разрешению проблем (семинарах, "круглых столах", педагогических чтениях, конференциях) на муниципальном и региональном уровнях;
- освоение и применение современных информационных, в т.ч. компьютерных, технологи;
- участие в коммуникативных психолого-педагогических тренингах, диагностике педагогических затруднений;
- посещение педагогом – наставником, администрацией учреждения дополнительного образования, занятий, мероприятий у молодого специалиста с целью оказания методической помощи;
- информирование молодого специалиста об изменениях в учебно-воспитательном процессе;
- индивидуальные тематические консультации и практикумы по:
• нормативно-правовому обеспечению учебно-воспитательного процесса (разработке тематического плана, конструированию и структурированию учебных занятий - поурочного плана, требованиям по оцениванию и мотивированию обучающихся),
• ведению документации – журнала;
• плану самообразования – профессиональному становлению, саморазвитию и обобщению собственного педагогического опыта, определению перспектив развития и коррекции образовательных программ.
• повышению компетентности педагогов в области здорового образа жизни.
По данным современных исследований для большинства педагогов направленность интересов и уровень их сформированности в сфере культуры здоровья характеризуются лишь декларативным провозглашением положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, но не практической реализацией этих идей и принципов [1].
Повышение компетентности педагогов в области здорового образа жизни включает в себя развитие следующих умений – ставить конкретные цели и задачи занятия, воспитательного мероприятия в соответствии с генеральной целью воспитания, обучения и развития здорового человека;
- отбирать здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии и средства обучения и воспитания учащихся;
- создавать положительный настрой, благоприятный психологический климат в детском коллективе;
- обеспечивать достаточную двигательную активность учащихся на занятии и в ходе воспитательного мероприятия;
- соблюдать гигиенические нормы и требования при организации занятия, воспитательного мероприятия;
- соблюдать педагогическую технику, способствующую охране психического здоровья учащихся;
- использовать приёмы эмоциональной разрядки, снятия психоэмоционального и статического напряжения;
- создавать условия для оценивания учащимися своей деятельности на занятии, воспитательном мероприятии и достигнутых результатов;
- оценивать степень продвижения учащихся в усвоении учебного материала;
Педагогам был задан вопрос: «Чем Вас привлекает работа в подростковом клубе?» Результаты ответов представлены на рис. 2.
Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И, наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что отношение к профессии воспитателя нельзя оторвать от всей системы его жизненных ценностей и ориентации.
Рис. 2. Профессиональная мотивация педагогической деятельности, в %.
В клубах наблюдается значительный перевес процентного соотношения в пользу педагогов, у которых мотивацией профессиональной деятельности является потребность в общении, работе с детьми, возможность творческой самореализации в профессии. При этом, гораздо меньше педагогов профессионально мотивированы потребностью учить других, воспитывать, а вместе с тем, у некоторых, и потребностью авторитарного самоутверждения, чем и обусловлена более демократичная, по сравнению с общеобразовательными школами, обстановка в клубах.
В ГУ МПЦ «Московский» создаются условия для реализации педагогами потребности в общении и поддержании здорового психологического климата в коллективе: отмечаются общенародные и профессиональные праздники, чествования юбиляров; проводятся капустники; осуществляются выезды на турбазу, экскурсии в другие города; психологические тренинги; регулярно проводится обсуждения итогов работы за квартал, отмечаются работники, добившиеся хороших результатов; проводятся спортивные состязания между педагогами разных клубов, активными болельщиками в которых выступают их воспитанники.
Все эти меры направлены на популяризацию здорового образа жизни, важным компонентом которого является полезный, хорошо организованный досуг. Педагоги в данном случае являются живым примером для подростков.
Процесс становления культуры здоровья педагога носит творческий характер, мобилизует психические ресурсы личности. В этой связи личностно-творческий аспект играет важную роль в содержании работы с педагогическим коллективом по здоровьесбережению. Социальный заказ на воспитание здорового человека стимулирует переход учителя от авторитарно-репродуктивной, здоровье-затратной педагогики к креативно-гуманистической, здоровьесозидающей. В то же время условием такого перехода является творческая самореализация педагога, механизмами которой могут быть самопознание, самооценка, самоутверждение, саморефлексия, саморазвитие. По мнению И.Ф. Исаева, профессиональная самореализация личности педагога — это всегда интегральная сумма того, что реализовано на сегодняшний день и того, что содержится как некоторая возможность последующего развития [2, с. 107]
Литература:
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа — вуз»: Монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - 316с.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 208с.
3. Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -192с.
4. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. —СПб.:ДЕАН, 1998.-232с.
5. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. — 1998. — № 9 — 10. - 168 — 170.
6. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: «Петроградский и К°», 1997. — 416с.