В условиях преобразований в России в настоящее время концепция воспитания в образовательной системе содержит разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы. Все они более или менее радикально сменяют традиционное воспитание. Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.
В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.
Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребность возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.
Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению [1]. Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. И конечно, значительное место в системе патриотического воспитания и культуры межличностных отношений отводится семье. Семья – это место, где ребенок получает воспитание в начальной форме. Именно первый опыт ребенка должен достичь успеха для гармоничного развития личности.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют большое значение для общего развития школьников.
Что касается культуры межличностных отношений, то наши взаимоотношения окажутся на самом первом месте. Человек должен относиться к себе с уважением, должен быть уверенным в своих благих поступках. Заботясь о себе, мы будем заботиться об окружающих нас людях.
Литература:
1. Фоминых М.В., Лукиных В.С. Особенности воспитательного потенциала проблемно-модельного тренинга в профессионально-педагогическом вузе. Малые Леденцовские чтения: материалы III Российской научно-практ.конф. (с международным участием), г.Вологда, 19, 22 марта 2014г. – Вологда: НОУ ВПО ВИБ, 2014. – С. 295-297.