Игровое обучение – это форма учебного процесса в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Еще в древних Афинах (VI - IV веках до н.э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Всякая школа, по мнению Я.А. Каменского, может стать универсальной игрой и все нужно осуществлять в играх и соревнованиях, сообразуясь с возрастом обучаемого. Как педагогическое явление игру один из первых классифицировал Фридрих Фребель. Особенно игра важна на начальном этапе обучения в школе. В игре дети действуют активно, эмоционально, почти всегда добровольно, без принуждения. В игре легче преодолеваются трудности, проявляется инициатива, творческий подход, проявляется интерес к конечному результату. Также дети учатся работать в коллективе, учитывать мнения других участников, высказывать свое собственное. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Игра социальна по своей природе (Д.Б. Эльконин). Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому обучаемому в нем. Школа игры такова, что в ней ребенок и ученик, и учитель одновременно. Эта тенденция развивает интерес к игре и стимулирует процесс. Все игры познавательны. Игра для детей младшего школьного возраста имеет огромное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Принято различать два основных типа игр: игра с фиксированными, открытыми правилами и игра со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных, игр (интеллектуальные, музыкальные игры-забавы, аттракционы). Ко второму типу относятся сюжетно-ролевые.
Таким образом, процесс игры это сложный и в то же время увлекательный процесс познания мира и регуляции учебного процесса.
Литература:
1. Выготский Л.С.Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. – 1966. № 6.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010.