В современной методике и практике обучения иностранному языку дошкольников все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
В трудах таких педагогов, как Р.Л. Семахина [1], М.Ф. Стронин [2] говорится о влиянии дидактических игр на различные аспекты изучения английского языка. Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления грамматических структур, отработки лексики и др., которые предназначены для использования на занятиях английского языка у дошкольников.
М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» рассматривает учебную игру как «ситуативно-вариантное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания» [4]. Итоги игры выступают в двойном плане – в качестве как игрового, так и учебно-познавательного результата.
В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
В дошкольном возрасте идет процесс овладения речью, для которого характерны следующие признаки: до 6-ти лет язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму; младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития – все звуки речи становятся доступными для ребенка; интенсивно растет лексический состав речи; происходит активизация эгоцентрической речи ребенка как средства планирования и контроля собственных действий; развивается грамматический состав речи, усваиваются закономерности морфологического и синтаксического порядка, появляются оригинальные словообразования, с помощью указаний взрослых усваивается социальный подтекст вещания.
Игру надо рассматривать как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, обработки произношения [3]. Использование дидактических игр помогает сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Литература:
1. Семахина Р.Л. Игры на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. №2.1992.
2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М., 1981.
3. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. -192 с.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 272 с.