Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе. На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.
Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий в себя: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам обучения, контроля и самоконтроля.
Основные принципы модульного подхода в обучении включают: опору на деятельностный подход к образованию: содержание, которое стало предметом активных действий ученика, усваивается прочно и сознательно; опору на теорию развивающего обучения, а именно, определение зон развития ученика по Л. С. Выготскому. Зона актуального развития подразумевает отсутствие затруднений в выполнении заданий; зона оптимального, ближайшего, развития означает наличие трудностей, которые ученик может преодолеть с посторонней помощью. Определение зоны актуального развития позволяет повышать сложность заданий. Оценить зону развития ученика можно, давая, например, 4 задания различного уровня сложности. Если все задания выполнены самостоятельно, значит, ученик находится в зоне актуального развития. Если для выполнения 4-го, самого сложного задания, он обратился за помощью, значит, он находится в зоне ближайшего развития. При самостоятельном выполнении трех заданий учитель констатирует зону хорошей обученности, а при выполнении всего двух заданий — низкой. Всех учащихся необходимо комплектовать в группы, соответствующие зоне их ближайшего развития; четкое управление процессом обучения, переходящее в самоуправление; интенсивное обучение, что предусматривает продумывание учителем нагрузки и разрядки в процессе работы во избежание перегрузок; обучение саморефлексии: как я работал, почему допустил ошибку, как работал в группе, кто наиболее компетентен в группе по этому вопросу и т. п.
Учет этих принципов позволяет получить ожидаемый результат — это способность и умение учеников работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.