Организация работоспособной, коммуникабельной группы особенно на среднем этапе обучения чрезвычайно важна [1, 2, 5]. Перед тем как организовать малые группы и предложить им задания, необходимо подготовить учащихся к этому новому для них виду деятельности. Задача подготовительного этапа, как правило, заключается в том, чтобы определить уровень психологической готовности учащихся к обучению по новой педагогической технологии; создать условия психологического комфорта и ситуации успеха для учащихся.
Технология обучения в сотрудничестве, являясь технологией развивающего обучения, предполагает "пробуждение и запуск" потребностей в самоактуализации, самореализации, самоусовершенствовании, то есть то, что мы надеемся развить в детях. Но это трудно сделать, если ребенок обладает низким уровнем самоуважения, неудовлетворенной потребностью в понимании и принятии со стороны других людей (учителей, одноклассников, друзей). Забота о позитивной самооценке и чувстве собственного достоинства ребенка должна быть основополагающим принципом организации такой работы [3, 7]. Организуя интерактивные игры с детьми, можно помочь детям ощутить единение с другими, научить ясно мыслить, исследовать и анализировать, принимать решения - самостоятельно и в группе, развивать открытость и способность смело выражать свое отношение к другим. Эти качества помогут им справиться со своей неуверенностью и стрессом, то есть будут способствовать формированию тех стороны характера, которые будут им необходимы при работе в малой группе.
Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать, якобы, от развития других детей, а значит, будут лишены необходимого ощущения своей силы и личностного успеха. Успех – это залог положительного отношения к учебе, к труду, к себе, стимул к активной работе [4,6].
Организация обучения в сотрудничестве на среднем этапе требует специальной предварительной подготовки с учетом психологических особенностей взаимодействия учащихся в малых группах. В связи с этим подготовительный этап приобретает большое значение для осознания учащимися специфики учения по новой технологии, выявления мотивов сотрудничества, качеств партнера, создания для детей атмосферы психологического комфорта [8,9]. Только при учете таких психологических и педагогических критериев формирования групп достигается эффективность учебного взаимодействия при решении поставленной задачи.
Литература:
1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта// Педагогика. М.: 2001.
3. Пассов Е.И., Николаенко И.С. Искусство общения. Many men – many minds. М.: 2000.
4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ, №1, 2000.
5. Суворова С.П. Интерактивные методы обучения. - М.: «Мысль», 2000.
6. Савинова Н.Б. Интерактивная коммуникация в обучении иностранным языкам и формировании учителя нового типа. М.: 2000
7. Роджерс К. «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем», 2000.
8. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/
9. http://festival.1september.ru/articles/211062/?numb_artic=211062