В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Деятельность — это система, нацеленная на результат. Процесс воспитания — процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения.
Эффективные условия развития личности обучающихся в процессе воспитания:
1. Личность самого воспитанника.
2. Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят.
3. Профессиональная позиция педагога. Это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.
Учитывая взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности, необходимо разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Основная цель гимназии «Арт-Этюд» состоит в реализации прав граждан на образование, целостном развитии способностей и задатков ребенка, его чувств, разума и воли, сопряженном с максимально полным раскрытием его неповторимой человеческой индивидуальности, полным проживанием детства и ранней юности. А также поэтапной социализацией, формирующей социально значимые качества личности и обеспечивающей безболезненное вхождение выпускников гимназии в мир взрослых.
С 1 класса обучающиеся в процессе деятельностного подхода учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу. Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей. Второй год обучения предполагает раскрытие творческих способностей учащихся в области театрального и художественного искусства. Третий год обучения посвящён общественно-полезному труду, а главное, показу обучающимся. как можно изменить мир к лучшему. На четвёртом году обучения ребята планируют самостоятельно участвовать во всероссийских дистанционных конкурсах, викторинах. Для этого необходимо научиться ориентироваться в Интернет-ресурсах, искать и вычитывать нужную информацию, самостоятельно загружать работы и отправлять на конкурсы.
Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Это значит, не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусства, авторами которых будут наши ученики.