В настоящее время актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В данном случае «метод проектов» и «проектная методика» рассматриваются как синонимы.
В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Идеи американских педагогов Д. Дьюи и У. Х. Килпатрика получил дальнейшее развитие [1,131]. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году было организовано использование проектных методов в практику преподавания.
В настоящее время существует множество классификаций проектов. Довольно подробно изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку занимается Е. С. Полат. Он предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.
2. По признаку предметно-содержательной области: моно проекты, межпредметные проекты.
3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.
4. По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые.
5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Предусматривается три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности обучающихся и учителя. Использование метода проектов в обучении иностранному языку в определенной степени обусловлено спецификой учебного предмета и характеризуется коммуникативной направленностью, ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей, необходимостью отбора языкового материала для работы и т. д. В процессе работы обучающиеся учатся работать с текстами, анализировать и обобщать информацию. Кроме того, метод проектов обладает большим воспитательным воздействием, развивает ответственность, активную деятельностную позицию, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и умение доводить начатое до конца. В рамках проектной технологии можно использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.
Литература:
1. Кукушин В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка.- Москва, 2003 -317с.
2. Мазур И. И. Управление проектами. — Москва,2 005.- 655 с.