Организация самостоятельной работы и руководство ею — это ответственная и довольно сложная работа каждого преподавателя. В процессе обучения ученик должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности и активности, чтобы иметь возможность справляться с разными заданиями и добывать новое в процессе решения учебных задач.
Самоорганизация для школьника — это умение работать без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны обучающего. Одна из задач учителя — научить школьников самоорганизации, то есть помочь им овладеть обобщенными способами деятельности, научить их находить «порядок в беспорядке». На успешность обучения наиболее существенное влияние оказывают такие компоненты самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия. Самоконтроль — это способность учащихся к критической оценке своих действий, проявляющейся по его собственной инициативе. Самоконтроль тесно связан с самооценкой, уровнем развития критического мышления. Обучающийся — это субъект познания, который в определенных педагогических условиях овладевает навыками самостоятельной работы в процессе приобретения и применения знаний, тем самым обеспечивая саморегуляцию в процессе обучения. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Способность к самообразованию в области иностранного языка приобретает особую актуальность, так как иностранный язык используется представителями большинства профессий и именно знание языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы обучающийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы.
Литература:
1. Моро М. И. Самостоятельная работа учащихся на уроках // М.: АПДН РСФСР, 1983.- 150 с.
2. Пидкасистый П. И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1990.